Мопед источник повышенной опасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Мопед источник повышенной опасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2021 N 18-КГПР21-58-К4
Требование: О возмещении вреда, причиненного в результате ДТП.
Обстоятельства: Водитель транспортного средства ссылается на то, что в результате ДТП по вине водителя мопеда его автомобилю были причинены повреждения и он был лишен возможности работать водителем такси. При этом водитель мопеда, в свою очередь, ссылается на то, что в результате ДТП его здоровью был причинен вред средней тяжести.
Встречное требование: О взыскании компенсации морального вреда.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, так как судом не учтено то, что деятельность по эксплуатации мопеда, являющегося механическим транспортным средством, также представляет собой повышенную опасность для окружающих.В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 811-О по жалобе гражданина Короткова А.И. на нарушение его конституционных прав статьями 1079, 1083 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации также указано, что на владельца источника повышенной опасности, не виновного в столкновении транспортных средств, не может быть возложена ответственность по возмещению вреда, в том числе обязанность компенсировать моральный вред другому владельцу источника повышенной опасности, виновному в дорожно-транспортном происшествии.
Требование: О возмещении вреда, причиненного в результате ДТП.
Обстоятельства: Водитель транспортного средства ссылается на то, что в результате ДТП по вине водителя мопеда его автомобилю были причинены повреждения и он был лишен возможности работать водителем такси. При этом водитель мопеда, в свою очередь, ссылается на то, что в результате ДТП его здоровью был причинен вред средней тяжести.
Встречное требование: О взыскании компенсации морального вреда.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, так как судом не учтено то, что деятельность по эксплуатации мопеда, являющегося механическим транспортным средством, также представляет собой повышенную опасность для окружающих.В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 811-О по жалобе гражданина Короткова А.И. на нарушение его конституционных прав статьями 1079, 1083 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации также указано, что на владельца источника повышенной опасности, не виновного в столкновении транспортных средств, не может быть возложена ответственность по возмещению вреда, в том числе обязанность компенсировать моральный вред другому владельцу источника повышенной опасности, виновному в дорожно-транспортном происшествии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Движимое имущество: что, где и как арендовать"
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Относительно же электросамокатов (по крайней мере, мощных) есть веские основания полагать, что раз уж судьи признают их аналогами мопедов, то не исключено, что они усмотрят в них источник повышенной опасности. Тогда ответственность за причинение вреда будет нести лицо, взявшее электросамокат в прокат, поскольку именно оно в данном случае является владельцем источника повышенной опасности. Иное дело, если, например, гражданин на самокате просто укатит с места ДТП. Тогда по умолчанию отвечать будет хозяин приспособления - если, конечно, не сможет доказать, что оно было передано на законном основании такому-то лицу, которое реально им управляло.
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Относительно же электросамокатов (по крайней мере, мощных) есть веские основания полагать, что раз уж судьи признают их аналогами мопедов, то не исключено, что они усмотрят в них источник повышенной опасности. Тогда ответственность за причинение вреда будет нести лицо, взявшее электросамокат в прокат, поскольку именно оно в данном случае является владельцем источника повышенной опасности. Иное дело, если, например, гражданин на самокате просто укатит с места ДТП. Тогда по умолчанию отвечать будет хозяин приспособления - если, конечно, не сможет доказать, что оно было передано на законном основании такому-то лицу, которое реально им управляло.
Статья: Квалификация деликтов с участием средств индивидуальной мобильности
(Трусов А.И.)
("Российский судья", 2024, N 8)Другие суды в своих решениях о ДТП рассматривают электросамокат источником повышенной опасности, т.е. фактически приравнивают его к т/с от 22 декабря 2020 г. <5>. В обоснование своей позиции ссылаются на разъяснения Верховного Суда РФ, согласно которым источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека <6>. Аналогичное решение с признанием электросамоката мопедом (исходя из толкования примечания к ст. 12.1 КоАП РФ) было принято и в рамках привлечения водителя электросамоката по ст. 12.26 КоАП РФ <7>, обжалование которого оставило первоначальное решение в силе <8>. Однако мнение представителей научного сообщества не едино по данному вопросу, одни считают невозможным полный контроль человеком электросамоката с электрическим двигателем и допускают его признание источником повышенной опасности в рамках ст. 1079 ГК РФ <9>, другие считают невозможным привлечение к ответственности водителя электросамоката в силу отсутствия норм закона, предусматривающих такое привлечение <10>, третьи указывают на нерешенность данного вопроса <11>. Мнения последних также подтверждены судебными решениями, мотивированными отсутствием в п. 1.2 ПДД такого вида т/с, как самокат (по ст. 12.7 КоАП РФ <12>, по ст. 12.26 КоАП РФ <13>) <14>.
(Трусов А.И.)
("Российский судья", 2024, N 8)Другие суды в своих решениях о ДТП рассматривают электросамокат источником повышенной опасности, т.е. фактически приравнивают его к т/с от 22 декабря 2020 г. <5>. В обоснование своей позиции ссылаются на разъяснения Верховного Суда РФ, согласно которым источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека <6>. Аналогичное решение с признанием электросамоката мопедом (исходя из толкования примечания к ст. 12.1 КоАП РФ) было принято и в рамках привлечения водителя электросамоката по ст. 12.26 КоАП РФ <7>, обжалование которого оставило первоначальное решение в силе <8>. Однако мнение представителей научного сообщества не едино по данному вопросу, одни считают невозможным полный контроль человеком электросамоката с электрическим двигателем и допускают его признание источником повышенной опасности в рамках ст. 1079 ГК РФ <9>, другие считают невозможным привлечение к ответственности водителя электросамоката в силу отсутствия норм закона, предусматривающих такое привлечение <10>, третьи указывают на нерешенность данного вопроса <11>. Мнения последних также подтверждены судебными решениями, мотивированными отсутствием в п. 1.2 ПДД такого вида т/с, как самокат (по ст. 12.7 КоАП РФ <12>, по ст. 12.26 КоАП РФ <13>) <14>.
Статья: К вопросу о допуске колесных транспортных средств к эксплуатации по автомобильным дорогам
(Иванов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)2. Для устранения противоречий в практике, связанных с неопределенностью правового статуса квадрициклов, квадроциклов, спортивных мотоциклов (питбайков), необходимо по-прежнему руководствоваться Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, которые утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. Согласно указанным Положениям, все механические транспортные средства, включая мототехнику (кроме мопедов), должны быть зарегистрированы в ГИБДД. ПДД не делят механические транспортные средства, подлежащие государственной регистрации, на спортивные и неспортивные. С учетом изложенного, если владелец, собственник принимает решение о допуске спортивного инвентаря к дорожному процессу, он также обязан соблюдать все требования ПДД. Следовательно, для управления мототехникой в зависимости от ее технических характеристик водителю требуется специальное право "М" либо "А", "А1", а аргументы о том, что спортивный инвентарь не является транспортным средством, которое подлежит обязательной регистрации и на управление которым требуется специальное право, несостоятельны. В случае если спортивный мотоцикл не может быть зарегистрирован в связи с отсутствием ПТС, указанные транспортные средства не должны допускаться к дорожному процессу. В случае выявления таких мотоциклов решение вопроса о применении конкретной статьи 12 гл. КоАП РФ будет зависеть от технических характеристик мотоцикла, согласно которым его можно будет отнести к мопедам либо механическому транспортному средству, которое должно быть зарегистрировано в установленном порядке.
(Иванов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)2. Для устранения противоречий в практике, связанных с неопределенностью правового статуса квадрициклов, квадроциклов, спортивных мотоциклов (питбайков), необходимо по-прежнему руководствоваться Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, которые утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. Согласно указанным Положениям, все механические транспортные средства, включая мототехнику (кроме мопедов), должны быть зарегистрированы в ГИБДД. ПДД не делят механические транспортные средства, подлежащие государственной регистрации, на спортивные и неспортивные. С учетом изложенного, если владелец, собственник принимает решение о допуске спортивного инвентаря к дорожному процессу, он также обязан соблюдать все требования ПДД. Следовательно, для управления мототехникой в зависимости от ее технических характеристик водителю требуется специальное право "М" либо "А", "А1", а аргументы о том, что спортивный инвентарь не является транспортным средством, которое подлежит обязательной регистрации и на управление которым требуется специальное право, несостоятельны. В случае если спортивный мотоцикл не может быть зарегистрирован в связи с отсутствием ПТС, указанные транспортные средства не должны допускаться к дорожному процессу. В случае выявления таких мотоциклов решение вопроса о применении конкретной статьи 12 гл. КоАП РФ будет зависеть от технических характеристик мотоцикла, согласно которым его можно будет отнести к мопедам либо механическому транспортному средству, которое должно быть зарегистрировано в установленном порядке.
Статья: Транспортное средство как источник повышенной опасности
(Баландин В.С.)
("Нотариус", 2006, N 5)Схожий перечень приводится в Правилах дорожного движения Российской Федерации <4>, который включает в себя: велосипед, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, прицеп.
(Баландин В.С.)
("Нотариус", 2006, N 5)Схожий перечень приводится в Правилах дорожного движения Российской Федерации <4>, который включает в себя: велосипед, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, прицеп.
Вопрос: ...Сын катался на велосипеде, и его сбила автомашина. Сын получил телесные повреждения. ГАИ считает, что виноват в происшедшем сын, так как он неожиданно выехал на проезжую часть дороги со двора, не убедившись в том, что там нет помехи движению. У водителя машины есть полис обязательного страхования, но страховая компания отказала в выплате, поскольку нет страхового случая. Что делать в этой ситуации?
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 46)С другой стороны, сложно ставить в один ряд велосипед и указанные в Законе такие источники повышенной опасности, как электрическая энергия высокого напряжения, атомная энергия, взрывчатые вещества и т.п. В разряде транспортных средств судебная практика относит к числу источников повышенной опасности автомобили, мотоциклы, мопеды, трамваи, троллейбусы, автобусы, электровозы и т.п. Велосипеда, как видим, там нет. Но этот перечень не является закрытым.
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 46)С другой стороны, сложно ставить в один ряд велосипед и указанные в Законе такие источники повышенной опасности, как электрическая энергия высокого напряжения, атомная энергия, взрывчатые вещества и т.п. В разряде транспортных средств судебная практика относит к числу источников повышенной опасности автомобили, мотоциклы, мопеды, трамваи, троллейбусы, автобусы, электровозы и т.п. Велосипеда, как видим, там нет. Но этот перечень не является закрытым.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации"
(Ершов В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)5. Чаще всего правила ст. 1079 применяются, когда вред причинен при использовании транспортных средств. Судебная практика относит к ним автомобили, мотоциклы, мопеды, электровозы, тепловозы, троллейбусы, трамваи и т.п. Не может быть критерием для отнесения средств транспорта к источникам повышенной опасности признак их регистрации в органах ГАИ, поскольку там не регистрируется механическая сельскохозяйственная и другая техника в сельской местности (тракторы, бульдозеры, комбайны и т.п.), которая должна быть отнесена к источникам повышенной опасности.
(Ершов В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)5. Чаще всего правила ст. 1079 применяются, когда вред причинен при использовании транспортных средств. Судебная практика относит к ним автомобили, мотоциклы, мопеды, электровозы, тепловозы, троллейбусы, трамваи и т.п. Не может быть критерием для отнесения средств транспорта к источникам повышенной опасности признак их регистрации в органах ГАИ, поскольку там не регистрируется механическая сельскохозяйственная и другая техника в сельской местности (тракторы, бульдозеры, комбайны и т.п.), которая должна быть отнесена к источникам повышенной опасности.
Статья: Виды договора о передаче во временное владение и пользование средств индивидуальной мобильности (на примере электросамоката)
(Карпеев О.В., Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2022, N 3)1. Договорная практика в качестве родового понятия для обозначения совокупности технических устройств, оснащенных электродвигателем, конструктивно предназначенных для увеличения скорости перемещения в городской среде только лица, ими управляющего, использует словосочетание "средство индивидуальной мобильности" (СИМ). Параметры, позволяющие отличить средство индивидуальной мобильности от транспортного средства (например, мопеда), указаны в ПДД.
(Карпеев О.В., Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2022, N 3)1. Договорная практика в качестве родового понятия для обозначения совокупности технических устройств, оснащенных электродвигателем, конструктивно предназначенных для увеличения скорости перемещения в городской среде только лица, ими управляющего, использует словосочетание "средство индивидуальной мобильности" (СИМ). Параметры, позволяющие отличить средство индивидуальной мобильности от транспортного средства (например, мопеда), указаны в ПДД.
Статья: Состояние опьянения как обязательный признак составов административных правонарушений (сравнительно-правовой анализ)
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2014, N 10)В отношении определенных специальных субъектов, к которым относятся лица, управляющие соответствующим транспортным средством (воздушным судном, судном водного транспорта (в т.ч. маломерным), автомототранспортным средством, а также трактором, другой самоходной дорожно-строительной машиной и иной машиной, трамваем, троллейбусом), говорится просто о состоянии опьянения (ч. 7 ст. 11.5, ч. 1 ст. 11.9, ч. 1 и 2 ст. 12.8 КоАП РФ). Это легко объяснимо, поскольку, как известно, транспортные средства являются источниками повышенной опасности.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2014, N 10)В отношении определенных специальных субъектов, к которым относятся лица, управляющие соответствующим транспортным средством (воздушным судном, судном водного транспорта (в т.ч. маломерным), автомототранспортным средством, а также трактором, другой самоходной дорожно-строительной машиной и иной машиной, трамваем, троллейбусом), говорится просто о состоянии опьянения (ч. 7 ст. 11.5, ч. 1 ст. 11.9, ч. 1 и 2 ст. 12.8 КоАП РФ). Это легко объяснимо, поскольку, как известно, транспортные средства являются источниками повышенной опасности.
Статья: Собственники (владельцы) транспортных средств, участвующих в дорожном движении, как специальные субъекты юридической ответственности
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2016, N 11)2. Согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ гражданско-правовой деликт заключается в причинении вреда источником повышенной опасности. Что касается юридической ответственности, то в данном случае по общему правилу она представляет собой обязанность владельца возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2016, N 11)2. Согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ гражданско-правовой деликт заключается в причинении вреда источником повышенной опасности. Что касается юридической ответственности, то в данном случае по общему правилу она представляет собой обязанность владельца возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.
Статья: О некоторых проблемах правового регулирования новых видов транспортных средств с электродвигателем
(Бурова И.Л., Рудов М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2019, N 2)Также большое значение в практической деятельности имеет вопрос, является ли электросамокат источником повышенной опасности.
(Бурова И.Л., Рудов М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2019, N 2)Также большое значение в практической деятельности имеет вопрос, является ли электросамокат источником повышенной опасности.
Статья: Порядок возмещения ущерба юридическим и физическим лицам, причиненного дорожно - транспортным происшествием
(Гейц И.В.)
("Консультант Бухгалтера", 1999, N 1)К транспортным средствам как источникам повышенной опасности могут быть отнесены автомобили, мотоциклы, мопеды, электровозы, тепловозы, троллейбусы, трамваи, речные и морские суда, воздушные суда и т.п.
(Гейц И.В.)
("Консультант Бухгалтера", 1999, N 1)К транспортным средствам как источникам повышенной опасности могут быть отнесены автомобили, мотоциклы, мопеды, электровозы, тепловозы, троллейбусы, трамваи, речные и морские суда, воздушные суда и т.п.
Статья: Угон транспортных средств квалифицировать как хищение имущества
(Плохова В.)
("Российская юстиция", N 11, 2003)Согласно Правилам дорожного движения РФ, а также Постановлению Правительства РФ "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" обязательной государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы к ним, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Водители этих транспортных средств должны иметь документы, подтверждающие знание ими Правил дорожного движения и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. В гражданском праве названные транспортные средства называются источником повышенной опасности.
(Плохова В.)
("Российская юстиция", N 11, 2003)Согласно Правилам дорожного движения РФ, а также Постановлению Правительства РФ "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" обязательной государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы к ним, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Водители этих транспортных средств должны иметь документы, подтверждающие знание ими Правил дорожного движения и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. В гражданском праве названные транспортные средства называются источником повышенной опасности.