Могут ли быть ограничены права и свободы человека
Подборка наиболее важных документов по запросу Могут ли быть ограничены права и свободы человека (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Установленное субъектом РФ ограничение для граждан в реализации права на получение социальной поддержки, предусматриваемого федеральным законодательством и осуществляемого путем заключения гражданско-правовых договоров, по общему правилу противоречит принципу свободы договора
Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2012 N 35-АПГ12-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 421 ГК РФГраждане вправе выбрать любой из предусмотренных способов реализации права, в связи с чем наличие условия о расположении приобретаемого жилого помещения на территории субъекта РФ ограничивает право граждан на свободу заключения договора, установленное в ст. 421 ГК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2012 N 35-АПГ12-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 421 ГК РФГраждане вправе выбрать любой из предусмотренных способов реализации права, в связи с чем наличие условия о расположении приобретаемого жилого помещения на территории субъекта РФ ограничивает право граждан на свободу заключения договора, установленное в ст. 421 ГК РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию""Доводы кассационной жалобы о наличии предусмотренных статьей 27 Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" формальных оснований для принятия оспариваемого решения, не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, поскольку разрешение судом вопроса о восстановлении ограниченных прав и свобод человека не может быть сведено к установлению лишь формальных оснований применения закона."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная практика как формальное основание ограничений прав и свобод человека
(Болдырев Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9
(Болдырев Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья: Конституционные цели и пределы допустимости ограничений прав и свобод человека в демократическом государстве
(Сергеев В.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11
(Сергеев В.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11
Статья: Подписка о неразглашении данных предварительного расследования как предмет обжалования в порядке ст. 125 УПК РФ
(Бравилова Е.А.)
("Администратор суда", 2024, N 4)В Определении N 2065-О от 29 сентября 2020 г. Конституционный Суд РФ обозначил свою правовую позицию по данному вопросу, и на первый взгляд достаточно однозначно. Во-первых, он указал, что установленный ст. 161 УПК РФ запрет на разглашение является средством защиты данных предварительного расследования от предания гласности вне установленной законом процедуры и направлен прежде всего на защиту прав участников уголовного судопроизводства. А с учетом изменений, которые были внесены Федеральным законом N 73-ФЗ от 17 апреля 2017 г., такой запрет не ущемляет прав подозреваемого, обвиняемого (а равно иных участников) на защиту, на квалифицированную юридическую помощь, на государственную и судебную защиту путем подачи ходатайств, жалоб, заявлений и иных процессуальных документов в государственные и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Также тайна не распространяется на сведения, которые уже стали гласными путем распространения в сети Интернет или иным публичным образом либо в связи с проведением открытых судебных заседаний. И поскольку предусмотренные законом основания и порядок предупреждения участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения данных предварительного расследования не причиняют ущерба конституционным правам и свободам участников и не затрудняют их доступ к правосудию, то такое решение следователя не может быть обжаловано в суд на основании ст. 125 УПК РФ. Во-вторых, Конституционный Суд РФ уточнил, что все иные решения, которые могут быть связаны с использованием данных предварительного расследования (по сути, вытекающие из полученной подписки), могут быть обжалованы, в том числе и в суд на основании ст. 125 УПК РФ, если они сами по себе ограничивают права и свободы граждан или затрудняют доступ к правосудию. И в-третьих, решение следователя, касающееся отобрания подписки о неразглашении данных, может быть проверено судом при рассмотрении уголовного дела по существу, то есть участники не лишаются права на доступ к правосудию <5>. В этом Определении прослеживается устойчивая тенденция дальнейшего выстраивания Конституционным Судом РФ баланса между частным и публичным интересом, между интересами обвиняемого при реализации им права на защиту и охраной прав потерпевшего и иных лиц, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, обеспечения их безопасности, а также последующего сужения круга действий и решений следователя, которые действительно ограничивают конституционные права и свободы граждан и потому требуют оперативного судебного контроля в досудебном производстве.
(Бравилова Е.А.)
("Администратор суда", 2024, N 4)В Определении N 2065-О от 29 сентября 2020 г. Конституционный Суд РФ обозначил свою правовую позицию по данному вопросу, и на первый взгляд достаточно однозначно. Во-первых, он указал, что установленный ст. 161 УПК РФ запрет на разглашение является средством защиты данных предварительного расследования от предания гласности вне установленной законом процедуры и направлен прежде всего на защиту прав участников уголовного судопроизводства. А с учетом изменений, которые были внесены Федеральным законом N 73-ФЗ от 17 апреля 2017 г., такой запрет не ущемляет прав подозреваемого, обвиняемого (а равно иных участников) на защиту, на квалифицированную юридическую помощь, на государственную и судебную защиту путем подачи ходатайств, жалоб, заявлений и иных процессуальных документов в государственные и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Также тайна не распространяется на сведения, которые уже стали гласными путем распространения в сети Интернет или иным публичным образом либо в связи с проведением открытых судебных заседаний. И поскольку предусмотренные законом основания и порядок предупреждения участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения данных предварительного расследования не причиняют ущерба конституционным правам и свободам участников и не затрудняют их доступ к правосудию, то такое решение следователя не может быть обжаловано в суд на основании ст. 125 УПК РФ. Во-вторых, Конституционный Суд РФ уточнил, что все иные решения, которые могут быть связаны с использованием данных предварительного расследования (по сути, вытекающие из полученной подписки), могут быть обжалованы, в том числе и в суд на основании ст. 125 УПК РФ, если они сами по себе ограничивают права и свободы граждан или затрудняют доступ к правосудию. И в-третьих, решение следователя, касающееся отобрания подписки о неразглашении данных, может быть проверено судом при рассмотрении уголовного дела по существу, то есть участники не лишаются права на доступ к правосудию <5>. В этом Определении прослеживается устойчивая тенденция дальнейшего выстраивания Конституционным Судом РФ баланса между частным и публичным интересом, между интересами обвиняемого при реализации им права на защиту и охраной прав потерпевшего и иных лиц, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, обеспечения их безопасности, а также последующего сужения круга действий и решений следователя, которые действительно ограничивают конституционные права и свободы граждан и потому требуют оперативного судебного контроля в досудебном производстве.
Статья: Соблюдение сроков задержания подозреваемого в условиях военного положения
(Орлова А.А.)
("Мировой судья", 2024, N 6)Исследователи, в частности, отмечают, что на территории, где введено военное положение, применяется широкий круг мер для его обеспечения. К ним в том числе относятся усиление общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, выявление и пресечение деятельности, подрывающей в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации. При необходимости могут ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц <5>.
(Орлова А.А.)
("Мировой судья", 2024, N 6)Исследователи, в частности, отмечают, что на территории, где введено военное положение, применяется широкий круг мер для его обеспечения. К ним в том числе относятся усиление общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, выявление и пресечение деятельности, подрывающей в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации. При необходимости могут ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц <5>.
Статья: Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Более того, подпункт "д" п. 10 ст. 4.1 предусматривает, что органы государственной власти при введении режима повышенной готовности вправе осуществлять "меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина".
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Более того, подпункт "д" п. 10 ст. 4.1 предусматривает, что органы государственной власти при введении режима повышенной готовности вправе осуществлять "меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина".
Статья: Меры пресечения при расследовании преступлений в сфере предпринимательской деятельности: основания и особенности избрания
(Жиделев А.Д.)
("Мировой судья", 2025, N 9)Аналогичное положение содержится в уголовно-процессуальном законодательстве Кыргызской Республики, где меры пресечения определяются как меры, временно ограничивающие права и свободы лица, применяемые следственным судьей, судом в отношении подозреваемого, обвиняемого <3>. При этом указывается, что ограничению подвергаются не только права подозреваемого или обвиняемого, но и его свободы. Однако и киргизский законодатель целевого назначения мер пресечения не устанавливает.
(Жиделев А.Д.)
("Мировой судья", 2025, N 9)Аналогичное положение содержится в уголовно-процессуальном законодательстве Кыргызской Республики, где меры пресечения определяются как меры, временно ограничивающие права и свободы лица, применяемые следственным судьей, судом в отношении подозреваемого, обвиняемого <3>. При этом указывается, что ограничению подвергаются не только права подозреваемого или обвиняемого, но и его свободы. Однако и киргизский законодатель целевого назначения мер пресечения не устанавливает.
Статья: Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Банком России: отдельные проблемы
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)В статье исходя из норм Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" рассмотрено правовое положение Банка России и предложено авторское определение данной организации, образованной государством. В результате проведенного анализа указанных нормативных правовых актов установлено, что акты Банка России, ограничивающие права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации в части пользования своим имуществом, издаются с нарушением конституционных норм и норм федерального закона, регулирующего его деятельность.
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)В статье исходя из норм Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" рассмотрено правовое положение Банка России и предложено авторское определение данной организации, образованной государством. В результате проведенного анализа указанных нормативных правовых актов установлено, что акты Банка России, ограничивающие права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации в части пользования своим имуществом, издаются с нарушением конституционных норм и норм федерального закона, регулирующего его деятельность.
Статья: Свобода слова в условиях цифровизации: проблемы публично-правового регулирования и обеспечение баланса конституционных прав человека и интересов государства
(Свиридова Н.В., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Иные ограничения прав и свобод человека и гражданина могут быть установлены только федеральным законом. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодатель вправе и обязан осуществить правовое регулирование, установить юридическую ответственность, с тем чтобы не допустить и пресечь действия, посягающие на правопорядок, общественный порядок и безопасность и иные охраняемые Конституцией Российской Федерации ценности, даже если внешне такие действия имеют признаки реализации указанных конституционных прав.
(Свиридова Н.В., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Иные ограничения прав и свобод человека и гражданина могут быть установлены только федеральным законом. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодатель вправе и обязан осуществить правовое регулирование, установить юридическую ответственность, с тем чтобы не допустить и пресечь действия, посягающие на правопорядок, общественный порядок и безопасность и иные охраняемые Конституцией Российской Федерации ценности, даже если внешне такие действия имеют признаки реализации указанных конституционных прав.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Виды и особенности ограничений прав и свобод человека
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Виды и особенности ограничений прав и свобод человека
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Объекты муниципального контроля находятся во владении и (или) в пользовании контролируемых лиц, т.е. граждан и организаций, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты подлежат муниципальному контролю. Согласно ч. 4 ст. 31 Закона N 248-ФЗ права и обязанности контролируемых лиц, возникающие в связи с организацией и осуществлением муниципального контроля, устанавливаются данным Законом, федеральными законами о видах контроля. На наш взгляд, статус контролируемых лиц также регулируется и иными актами, включая муниципальные, однако они не могут противоречить федеральным законам и ограничивать права и свободы этих лиц в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В частности, ч. 4 ст. 49 Закона N 248-ФЗ предписывает муниципалитетам урегулировать в положении о виде контроля порядок подачи контролируемым лицом возражения в отношении вынесенного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и рассмотрения такого возражения контрольным органом.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Объекты муниципального контроля находятся во владении и (или) в пользовании контролируемых лиц, т.е. граждан и организаций, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты подлежат муниципальному контролю. Согласно ч. 4 ст. 31 Закона N 248-ФЗ права и обязанности контролируемых лиц, возникающие в связи с организацией и осуществлением муниципального контроля, устанавливаются данным Законом, федеральными законами о видах контроля. На наш взгляд, статус контролируемых лиц также регулируется и иными актами, включая муниципальные, однако они не могут противоречить федеральным законам и ограничивать права и свободы этих лиц в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В частности, ч. 4 ст. 49 Закона N 248-ФЗ предписывает муниципалитетам урегулировать в положении о виде контроля порядок подачи контролируемым лицом возражения в отношении вынесенного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и рассмотрения такого возражения контрольным органом.
Статья: Налогообложение Китая как инструмент национальной фискально-бюджетной политики
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)В Китае самая большая численность населения в мире, и национальное правительство было вынуждено принять закон, направленный на урегулирование демографической ситуации в стране и ограничивающий число детей в семьях. Так, с 1979 г. китайской семье запрещалось иметь более одного ребенка, а за нарушение закона (рождение второго ребенка) накладывался штраф. Так как эта мера значительно ограничивала права и свободы граждан, с 2022 г. законодатель разрешил китайским семьям иметь двоих детей, но за появление третьего ребенка предусмотрел штраф в размере 3 500 долл. <20>
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)В Китае самая большая численность населения в мире, и национальное правительство было вынуждено принять закон, направленный на урегулирование демографической ситуации в стране и ограничивающий число детей в семьях. Так, с 1979 г. китайской семье запрещалось иметь более одного ребенка, а за нарушение закона (рождение второго ребенка) накладывался штраф. Так как эта мера значительно ограничивала права и свободы граждан, с 2022 г. законодатель разрешил китайским семьям иметь двоих детей, но за появление третьего ребенка предусмотрел штраф в размере 3 500 долл. <20>