Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Указанные требования обобщены в Письме Минобрнауки от 06.02.2014 N 09-148 "О направлении материалов", которым органам государственной власти субъектов РФ направлены рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом, в форме Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Модельный кодекс).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Указанные требования обобщены в Письме Минобрнауки от 06.02.2014 N 09-148 "О направлении материалов", которым органам государственной власти субъектов РФ направлены рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом, в форме Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Модельный кодекс).
Статья: Право обучающегося и преподавателя на индивидуальный облик
(Малеина М.Н.)
("Lex russica", 2019, N 3)В Модельном кодексе профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (разработанном Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в 2014 г. <19>), предусмотрено, что "внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность" (п. 14).
(Малеина М.Н.)
("Lex russica", 2019, N 3)В Модельном кодексе профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (разработанном Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в 2014 г. <19>), предусмотрено, что "внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность" (п. 14).
Нормативные акты
<Письмо> Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484
"О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников"В целях актуализации Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 6 февраля 2014 г. N 09-148 "О направлении материалов"), в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере ведения Минпросвещения России, а также профилактики несправедливого и необъективного расследования нарушения указанных норм Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования (далее - Профсоюз) подготовили взамен соответствующему документу примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (далее - Положение).
"О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников"В целях актуализации Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 6 февраля 2014 г. N 09-148 "О направлении материалов"), в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере ведения Минпросвещения России, а также профилактики несправедливого и необъективного расследования нарушения указанных норм Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования (далее - Профсоюз) подготовили взамен соответствующему документу примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (далее - Положение).
"Дисциплина труда: что нужно знать работнику и работодателю"
(выпуск 13)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2015)В силу ч. 8 Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогические работники призваны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы; осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнения в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(выпуск 13)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2015)В силу ч. 8 Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогические работники призваны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы; осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнения в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья: Аморальный проступок преподавателя: правовая оценка понятия и последствий в сфере трудового и гражданского права
(Малеина М.Н.)
("Журнал российского права", 2018, N 10)В акте рекомендательного характера - Модельном кодексе профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность <6>, предусмотрено, что педагогическим работникам следует быть образцом безупречной репутации (п. 9), своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости (п. 10), при выполнении трудовых обязанностей не допускать грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений (п. 11), не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений оскорбительных выражений или реплик (п. 13).
(Малеина М.Н.)
("Журнал российского права", 2018, N 10)В акте рекомендательного характера - Модельном кодексе профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность <6>, предусмотрено, что педагогическим работникам следует быть образцом безупречной репутации (п. 9), своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости (п. 10), при выполнении трудовых обязанностей не допускать грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений (п. 11), не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений оскорбительных выражений или реплик (п. 13).
Статья: Учитель может уволиться только САМ?
(Пластинина Н.)
("Трудовое право", 2019, N 11)Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным. Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик (см. соответствующие пункты Модельного кодекса профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность). Практически в каждом образовательном учреждении имеется свой Кодекс профессиональной этики, проповедующий те же устои. И за их нарушение педагог вполне может быть уволен на законном основании.
(Пластинина Н.)
("Трудовое право", 2019, N 11)Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным. Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик (см. соответствующие пункты Модельного кодекса профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность). Практически в каждом образовательном учреждении имеется свой Кодекс профессиональной этики, проповедующий те же устои. И за их нарушение педагог вполне может быть уволен на законном основании.
Статья: Правовые и организационные средства противодействия коррупционным правонарушениям в социальной сфере
(Полукаров А.В.)
("Российская юстиция", 2016, N 5)Если антикоррупционные этические принципы в сфере здравоохранения существуют, то дело обстоит иным образом в сфере образования. Действительно, несмотря на существование кодексов профессиональной этики педагогических работников отдельных учебных заведений, общероссийского Кодекса профессиональной этики учителя не существует, что, на наш взгляд, является довольно критичным, если принять во внимание уровень коррупции в российской системе образования. В то же время стоит отметить, что Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность <17>, который гласит: "...исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей (п. 8, ж))". Все же стоит отметить, что, помимо того что данный Кодекс был принят лишь совсем недавно (2014 г.), он является модельным и не имеет юридической силы, а предполагает принятие отдельного кодекса на уровне каждого образовательного учреждения, что, конечно же, не способствует единообразному пониманию этических принципов педагогических работников. Было бы намного более эффективно предложить разработать данный документ - наподобие ассоциации медицинских сестер - профсоюзу педагогических работников или ассоциации последних.
(Полукаров А.В.)
("Российская юстиция", 2016, N 5)Если антикоррупционные этические принципы в сфере здравоохранения существуют, то дело обстоит иным образом в сфере образования. Действительно, несмотря на существование кодексов профессиональной этики педагогических работников отдельных учебных заведений, общероссийского Кодекса профессиональной этики учителя не существует, что, на наш взгляд, является довольно критичным, если принять во внимание уровень коррупции в российской системе образования. В то же время стоит отметить, что Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность <17>, который гласит: "...исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей (п. 8, ж))". Все же стоит отметить, что, помимо того что данный Кодекс был принят лишь совсем недавно (2014 г.), он является модельным и не имеет юридической силы, а предполагает принятие отдельного кодекса на уровне каждого образовательного учреждения, что, конечно же, не способствует единообразному пониманию этических принципов педагогических работников. Было бы намного более эффективно предложить разработать данный документ - наподобие ассоциации медицинских сестер - профсоюзу педагогических работников или ассоциации последних.
"Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
(под ред. А.Н. Козырина)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Важно отметить, что нормы педагогической этики ни в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", ни на подзаконном уровне не установлены. Такой подход действующего законодательства об образовании позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно принимать локальные нормативные акты по обозначенному вопросу. Таким же образом может быть разрешен вопрос по регламентации норм педагогической этики. Дополнительно отметим, что существует письмо Минобрнауки России от 6 февраля 2014 года N 09-148 "О направлении материалов"; органам государственной власти субъектов Российской Федерации направлены рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом. Согласно Общим положениям Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Модельный кодекс), он представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Модельного кодекса в своей деятельности.
(под ред. А.Н. Козырина)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Важно отметить, что нормы педагогической этики ни в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", ни на подзаконном уровне не установлены. Такой подход действующего законодательства об образовании позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно принимать локальные нормативные акты по обозначенному вопросу. Таким же образом может быть разрешен вопрос по регламентации норм педагогической этики. Дополнительно отметим, что существует письмо Минобрнауки России от 6 февраля 2014 года N 09-148 "О направлении материалов"; органам государственной власти субъектов Российской Федерации направлены рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом. Согласно Общим положениям Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Модельный кодекс), он представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Модельного кодекса в своей деятельности.
Статья: К вопросу об эффективности реализации административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере
(Полукаров А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2016, N 9)Если антикоррупционные этические принципы в сфере здравоохранения существуют, то дело обстоит иным образом в сфере образования и культуры. Действительно, несмотря на существование кодексов профессиональной этики педагогических работников отдельных учебных заведений, общероссийского кодекса профессиональной этики учителя не существует, что, на наш взгляд, является довольно критичным, если принять во внимание уровень коррупции в российской системе образования. В то же время стоит отметить, что Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, который гласит: "...исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей (пп. "ж" п. 8))". Все же стоит отметить, что, помимо того что данный Кодекс был принят лишь совсем недавно (2014 г.), он является модельным и не носит юридической силы, а предполагает необходимость принятия отдельного кодекса на уровне каждого образовательного учреждения, что, конечно же, не способствует единообразному пониманию этических принципов педагогических работников. Было бы намного более эффективно предложить разработать данный документ, наподобие ассоциации медицинских сестер, профсоюзу педагогических работников или ассоциации последних.
(Полукаров А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2016, N 9)Если антикоррупционные этические принципы в сфере здравоохранения существуют, то дело обстоит иным образом в сфере образования и культуры. Действительно, несмотря на существование кодексов профессиональной этики педагогических работников отдельных учебных заведений, общероссийского кодекса профессиональной этики учителя не существует, что, на наш взгляд, является довольно критичным, если принять во внимание уровень коррупции в российской системе образования. В то же время стоит отметить, что Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, который гласит: "...исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей (пп. "ж" п. 8))". Все же стоит отметить, что, помимо того что данный Кодекс был принят лишь совсем недавно (2014 г.), он является модельным и не носит юридической силы, а предполагает необходимость принятия отдельного кодекса на уровне каждого образовательного учреждения, что, конечно же, не способствует единообразному пониманию этических принципов педагогических работников. Было бы намного более эффективно предложить разработать данный документ, наподобие ассоциации медицинских сестер, профсоюзу педагогических работников или ассоциации последних.