Минимальный стаж для назначения пенсии по старости
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный стаж для назначения пенсии по старости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""Как указано в приведенном решении пенсионного органа, военным пенсионерам может быть назначена страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона N 166-ФЗ при одновременном соблюдении следующих условий: достижение общеустановленного возраста - 61 лет 6 месяцев; наличия минимального страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства - 12 лет; наличии минимальной установленной величины ИПК в размере 21."
Апелляционное определение Курганского областного суда от 25.07.2023 N 33-1921/2023 (УИД 45RS0021-01-2022-003074-84)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что пенсионный орган должен был лишь дополнительно произвести ему начисление выплаты в счет возмещения вреда в соответствии с законодательством.
Решение: Отказано.В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" максимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 18 Закона), максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии то есть 72737 руб. 50 коп. x 3 = 218212 руб. 50 коп.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что пенсионный орган должен был лишь дополнительно произвести ему начисление выплаты в счет возмещения вреда в соответствии с законодательством.
Решение: Отказано.В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" максимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 18 Закона), максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии то есть 72737 руб. 50 коп. x 3 = 218212 руб. 50 коп.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует отметить, что с принятием настоящего Федерального закона размер страхового стажа для возникновения права на страховую пенсию по старости увеличен по сравнению с требованиями, содержащимися в ФЗ "О трудовых пенсиях". В названном Законе был предусмотрен минимальный страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости в пять лет.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует отметить, что с принятием настоящего Федерального закона размер страхового стажа для возникновения права на страховую пенсию по старости увеличен по сравнению с требованиями, содержащимися в ФЗ "О трудовых пенсиях". В названном Законе был предусмотрен минимальный страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости в пять лет.
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
Нормативные акты
Справочная информация: "Расчет размера страховой пенсии по старости"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Для назначения страховой пенсии по старости в 2025 году продолжительность страхового стажа должна составлять не менее 15 лет, а минимальная величина ИПК (количество баллов) - не менее 30 баллов.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Для назначения страховой пенсии по старости в 2025 году продолжительность страхового стажа должна составлять не менее 15 лет, а минимальная величина ИПК (количество баллов) - не менее 30 баллов.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному федеральному закону.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному федеральному закону.
Ситуация: Получают ли военные пенсионеры накопительную пенсию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)достижение возраста 60 лет и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) и наличие необходимых для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа (не менее 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента (не ниже 30);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)достижение возраста 60 лет и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) и наличие необходимых для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа (не менее 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента (не ниже 30);
Статья: Совершенствование системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации: развитие нетипичного в социальном обеспечении
(Плешакова И.Н.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)Единовременная выплата средств пенсионных накоплений, которая установлена статьей 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" <5>, предоставляется: 1) гражданину, который не приобрел право на получение накопительной пенсии (не достигли возраста 60 мужчина и 55 лет женщина), при этом может быть назначена страховая пенсия досрочно в соответствии с законодательством; 2) гражданину, размер накопительной пенсии которого, рассчитанный на дату назначения накопительной пенсии, был бы равен или составил менее 10 процентов от величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России (при достижении возраста 60 мужчиной и 55 лет женщиной), но который не смог набрать стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент для назначения страховой пенсии по старости. В 2024 году месячный прожиточный минимум для пенсионеров составил 13 290 рублей, а с 1 января 2025 года он будет равняться 15 250 рублей.
(Плешакова И.Н.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)Единовременная выплата средств пенсионных накоплений, которая установлена статьей 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" <5>, предоставляется: 1) гражданину, который не приобрел право на получение накопительной пенсии (не достигли возраста 60 мужчина и 55 лет женщина), при этом может быть назначена страховая пенсия досрочно в соответствии с законодательством; 2) гражданину, размер накопительной пенсии которого, рассчитанный на дату назначения накопительной пенсии, был бы равен или составил менее 10 процентов от величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России (при достижении возраста 60 мужчиной и 55 лет женщиной), но который не смог набрать стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент для назначения страховой пенсии по старости. В 2024 году месячный прожиточный минимум для пенсионеров составил 13 290 рублей, а с 1 января 2025 года он будет равняться 15 250 рублей.
Статья: Досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников и специальная оценка условий труда
(Габай П.Г., Карапетян Р.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Кроме того, несмотря на то что это не является предметом пристального анализа настоящей статьи, обращаем внимание, что льготный пенсионный стаж засчитывается медицинским работникам исключительно при выработке определенной минимальной ставки. Так, в настоящее время работа засчитывается в период, дающий право на досрочную пенсию на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400, только в том случае, если она выполняется в объеме как минимум полной ставки (п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (...), утвержденных ПП N 781). А учет работы по льготному стажу на основании п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400 осуществляется при условии занятости в течение полного рабочего дня (а именно не менее 80% рабочего времени) (п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29, п. 3 Постановления Госкомтруда СССР от 28 февраля 1991 г. N 52).
(Габай П.Г., Карапетян Р.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Кроме того, несмотря на то что это не является предметом пристального анализа настоящей статьи, обращаем внимание, что льготный пенсионный стаж засчитывается медицинским работникам исключительно при выработке определенной минимальной ставки. Так, в настоящее время работа засчитывается в период, дающий право на досрочную пенсию на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400, только в том случае, если она выполняется в объеме как минимум полной ставки (п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (...), утвержденных ПП N 781). А учет работы по льготному стажу на основании п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400 осуществляется при условии занятости в течение полного рабочего дня (а именно не менее 80% рабочего времени) (п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29, п. 3 Постановления Госкомтруда СССР от 28 февраля 1991 г. N 52).
Готовое решение: Как назначить пенсию за выслугу лет федеральным гражданским госслужащим
(КонсультантПлюс, 2025)В обоих случаях на момент обращения за пенсией за выслугу лет госслужащему уже должна быть назначена пенсия по старости или инвалидности. Это следует, в частности, из п. 2 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении.
(КонсультантПлюс, 2025)В обоих случаях на момент обращения за пенсией за выслугу лет госслужащему уже должна быть назначена пенсия по старости или инвалидности. Это следует, в частности, из п. 2 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении.
Статья: Проблемы формирования пенсионных прав лиц, осужденных к лишению свободы
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Кроме страховых взносов, которые формируют индивидуальный пенсионный коэффициент и пенсионные накопления, необходимые для права на накопительную пенсию, право на пенсии по обязательному пенсионному страхованию связано с таким обстоятельством, как страховой стаж. В отношении права на страховую пенсию по старости законодательно указана минимальная требуемая продолжительность страхового стажа, право на страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не зависит от продолжительности страхового стажа, но минимальный период страхового стажа у застрахованного лица должен быть. Право на накопительную пенсию имеет достаточно сложные условия. С одной стороны, ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" устанавливает самостоятельный пенсионный возраст для накопительной пенсии, с другой стороны, указывает на соблюдение условий для назначения страховой пенсии по старости, одним из которых является страховой стаж. Следовательно, страховой стаж является обстоятельством, определяющим право и на страховые пенсии, и на накопительную пенсию.
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Кроме страховых взносов, которые формируют индивидуальный пенсионный коэффициент и пенсионные накопления, необходимые для права на накопительную пенсию, право на пенсии по обязательному пенсионному страхованию связано с таким обстоятельством, как страховой стаж. В отношении права на страховую пенсию по старости законодательно указана минимальная требуемая продолжительность страхового стажа, право на страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не зависит от продолжительности страхового стажа, но минимальный период страхового стажа у застрахованного лица должен быть. Право на накопительную пенсию имеет достаточно сложные условия. С одной стороны, ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" устанавливает самостоятельный пенсионный возраст для накопительной пенсии, с другой стороны, указывает на соблюдение условий для назначения страховой пенсии по старости, одним из которых является страховой стаж. Следовательно, страховой стаж является обстоятельством, определяющим право и на страховые пенсии, и на накопительную пенсию.
Ситуация: Кто имеет право на накопительную пенсию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)достижение возраста 60 лет и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) и наличие необходимых для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа (не менее 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента (не ниже 30);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)достижение возраста 60 лет и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) и наличие необходимых для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа (не менее 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента (не ниже 30);
Ситуация: Что учитывается при назначении госслужащему пенсии за выслугу лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим в размере 45% их среднемесячного заработка (за последние 12 полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими пенсионного возраста) за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности) и фиксированной выплаты к ней (с учетом повышений). При этом за каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа, установленного для получения пенсии за выслугу лет, размер пенсии увеличивается на 3% среднемесячного заработка.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим в размере 45% их среднемесячного заработка (за последние 12 полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими пенсионного возраста) за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности) и фиксированной выплаты к ней (с учетом повышений). При этом за каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа, установленного для получения пенсии за выслугу лет, размер пенсии увеличивается на 3% среднемесячного заработка.
Статья: Пенсия за выслугу лет в системе государственных гарантий государственных гражданских служащих Республики Коми
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Как известно, пенсионная реформа затронула и государственную гражданскую службу. Кроме повышения возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, увеличился необходимый для назначения пенсии за выслугу лет стаж государственной гражданской службы Республики Коми. Так, если до 2017 г. минимальный стаж государственной гражданской службы Республики Коми, который был необходим для назначения пенсии за выслугу лет, составлял 10 лет для женщин и 12,5 лет для мужчин, то с 1 января 2017 г. требования к стажу зависят от года назначения пенсии за выслугу лет. Например, если ее назначение будет осуществляться в 2024 г., то стаж государственной гражданской службы Республики Коми должен будет составлять 19 лет, а в 2026 г. и последующих - 20 лет. В связи с увеличением срока нахождения на гражданской службе до выхода на пенсию есть опасения, что изменится возрастной состав служащих, так как уменьшится скорость продвижения по карьерной лестнице. Полагаем, что снижение этих перспектив сделает работу в сфере государственного управления менее привлекательной для молодежи.
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Как известно, пенсионная реформа затронула и государственную гражданскую службу. Кроме повышения возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, увеличился необходимый для назначения пенсии за выслугу лет стаж государственной гражданской службы Республики Коми. Так, если до 2017 г. минимальный стаж государственной гражданской службы Республики Коми, который был необходим для назначения пенсии за выслугу лет, составлял 10 лет для женщин и 12,5 лет для мужчин, то с 1 января 2017 г. требования к стажу зависят от года назначения пенсии за выслугу лет. Например, если ее назначение будет осуществляться в 2024 г., то стаж государственной гражданской службы Республики Коми должен будет составлять 19 лет, а в 2026 г. и последующих - 20 лет. В связи с увеличением срока нахождения на гражданской службе до выхода на пенсию есть опасения, что изменится возрастной состав служащих, так как уменьшится скорость продвижения по карьерной лестнице. Полагаем, что снижение этих перспектив сделает работу в сфере государственного управления менее привлекательной для молодежи.
Статья: Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Напомним, что с 2025 г. страховая пенсия по старости будет назначаться при наличии ИПК в размере 30. Гражданам с минимальными доходами и ИП для права на страховую пенсию потребуется почти 30 лет страхового стажа против закрепленной в ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительности страхового стажа в 15 лет для всех остальных застрахованных лиц. По прогнозу Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы Федерального Собрания РФ данная законодательная норма приведет к тому, что около 2,5 млн застрахованных лиц не смогут заработать 30 баллов до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с низким заработком <15>.
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Напомним, что с 2025 г. страховая пенсия по старости будет назначаться при наличии ИПК в размере 30. Гражданам с минимальными доходами и ИП для права на страховую пенсию потребуется почти 30 лет страхового стажа против закрепленной в ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительности страхового стажа в 15 лет для всех остальных застрахованных лиц. По прогнозу Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы Федерального Собрания РФ данная законодательная норма приведет к тому, что около 2,5 млн застрахованных лиц не смогут заработать 30 баллов до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с низким заработком <15>.
Готовое решение: В каком случае государственный гражданский служащий может оформить пенсию по старости
(КонсультантПлюс, 2025)Страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, например, в 2026 г. составляет 13 лет.
(КонсультантПлюс, 2025)Страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, например, в 2026 г. составляет 13 лет.