Минимальный размер административного штрафа
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер административного штрафа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Снижение размера административного штрафа или замена на предупреждение (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)"...При назначении наказания в виде административного штрафа допускается уменьшение его размера с последовательным применением положений статей 4.1.2 и 4.1 КоАП РФ. Под минимальным размером административного штрафа, подлежащего уменьшению по правилам статьи 4.1 КоАП РФ, следует понимать минимальный размер, установленный в санкции соответствующей статьи КоАП РФ, а не рассчитанный (уменьшенный) с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...При назначении наказания в виде административного штрафа допускается уменьшение его размера с последовательным применением положений статей 4.1.2 и 4.1 КоАП РФ. Под минимальным размером административного штрафа, подлежащего уменьшению по правилам статьи 4.1 КоАП РФ, следует понимать минимальный размер, установленный в санкции соответствующей статьи КоАП РФ, а не рассчитанный (уменьшенный) с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за непредставление резидентом форм учета и отчетности по валютным операциям
(КонсультантПлюс, 2025)...Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)...Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как уплатить административный штраф, в том числе штраф ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Возможность уплаты административного штрафа в размере менее минимального размера
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Возможность уплаты административного штрафа в размере менее минимального размера
Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документыМожет ли быть назначено административное наказание в виде штрафа ниже минимального размера, установленного Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ об административных правонарушениях?
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения - менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения - менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В случае если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф указанным субъектам назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ). При этом размер административного штрафа не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В случае если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф указанным субъектам назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ). При этом размер административного штрафа не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)5. Не проработаны вопросы рационального распределения подведомственности дел об административных правонарушениях между судами и несудебными органами, а также вопросы подсудности этой категории дел. Полагаем, что в основу третьей кодификации административно-деликтного законодательства должна быть положена позиция о необходимости смены приоритета судебного порядка назначения административных наказаний на внесудебный. На данном этапе такой путь модернизации процессуальной составляющей института административной ответственности в наибольшей степени будет отвечать интересам эффективного разрешения дел об административных правонарушениях. Как мы уже упоминали в гл. 4, в этих целях к исключительной компетенции органов исполнительной власти следует отнести рассмотрение дел об административных правонарушениях, влекущих административное наказание в виде предупреждения, административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного выезда, лишения специального права и административного штрафа в размере, не превышающем минимальной суммы штрафа, предусмотренной санкцией соответствующей статьи, при которой в соответствии со ст. 3.13 проекта КоАП РФ может быть назначено административное наказание ниже низшего предела, а именно: если в санкции соответствующей статьи минимальный размер административного штрафа составляет для граждан 5 тыс. руб., для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - 50 тыс. руб., для юридических лиц - 1 млн руб. Кроме того, требуется пересмотреть круг дел, подсудных судьям районных судов, и часть из них передать в ведение мировых судей. В конечном счете оптимизация деятельности судов общей юрисдикции в сфере административно-деликтных отношений должна быть проведена с учетом факторов, так или иначе влияющих на процессы распределения судебной нагрузки.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)5. Не проработаны вопросы рационального распределения подведомственности дел об административных правонарушениях между судами и несудебными органами, а также вопросы подсудности этой категории дел. Полагаем, что в основу третьей кодификации административно-деликтного законодательства должна быть положена позиция о необходимости смены приоритета судебного порядка назначения административных наказаний на внесудебный. На данном этапе такой путь модернизации процессуальной составляющей института административной ответственности в наибольшей степени будет отвечать интересам эффективного разрешения дел об административных правонарушениях. Как мы уже упоминали в гл. 4, в этих целях к исключительной компетенции органов исполнительной власти следует отнести рассмотрение дел об административных правонарушениях, влекущих административное наказание в виде предупреждения, административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного выезда, лишения специального права и административного штрафа в размере, не превышающем минимальной суммы штрафа, предусмотренной санкцией соответствующей статьи, при которой в соответствии со ст. 3.13 проекта КоАП РФ может быть назначено административное наказание ниже низшего предела, а именно: если в санкции соответствующей статьи минимальный размер административного штрафа составляет для граждан 5 тыс. руб., для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - 50 тыс. руб., для юридических лиц - 1 млн руб. Кроме того, требуется пересмотреть круг дел, подсудных судьям районных судов, и часть из них передать в ведение мировых судей. В конечном счете оптимизация деятельности судов общей юрисдикции в сфере административно-деликтных отношений должна быть проведена с учетом факторов, так или иначе влияющих на процессы распределения судебной нагрузки.
Статья: Судейское усмотрение (дискреция суда)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении дел об административных правонарушениях согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи разд. II КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении дел об административных правонарушениях согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи разд. II КоАП РФ.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информацииОднако суд, руководствуясь Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, согласно которому размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечивать справедливое и соразмерное наказание, и которым предусмотрена возможность снижения минимального размера штрафа ниже низшего предела, если сумма штрафа составляет сто тысяч рублей и более, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, пришел к выводу о необходимости снижения размера штрафа до 250000 руб.
Статья: Актуальные проблемы практики назначения наказаний при множественности административных правонарушений
(Ким Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Безусловно, подобное смягчение ответственности можно только приветствовать. Тем более до принятия Федерального закона от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ санкции отдельных статей Особенной части КоАП РФ неоднократно признавались не соответствующими Конституции России в силу их чрезмерности <8>. Тем не менее вводимые законодателем новеллы (назначение наказания менее минимального размера административного штрафа, замена штрафа предупреждением) не затрагивали случаи, когда значительная штрафная нагрузка на правонарушителя возникала вследствие сложения множества штрафов, каждый из которых невелик сам по себе.
(Ким Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Безусловно, подобное смягчение ответственности можно только приветствовать. Тем более до принятия Федерального закона от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ санкции отдельных статей Особенной части КоАП РФ неоднократно признавались не соответствующими Конституции России в силу их чрезмерности <8>. Тем не менее вводимые законодателем новеллы (назначение наказания менее минимального размера административного штрафа, замена штрафа предупреждением) не затрагивали случаи, когда значительная штрафная нагрузка на правонарушителя возникала вследствие сложения множества штрафов, каждый из которых невелик сам по себе.
Статья: Признание административного правонарушения малозначительным: проблемы теории и практики
(Кирьянова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Следовательно, проблему признания противоправного деяния малозначительным необходимо решать на законодательном уровне, и в целях исключения различных толкований данной категории необходимо установить, что малозначительным административным правонарушением следует считать такое правонарушение, санкция за которое предусмотрена либо в виде предупреждения, либо в минимальных размерах административного штрафа: ста рублей, а за нарушения Правил дорожного движения - пятисот рублей, поскольку ст. 2.4 КоАП РФ закреплено, что предупреждение устанавливается при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
(Кирьянова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Следовательно, проблему признания противоправного деяния малозначительным необходимо решать на законодательном уровне, и в целях исключения различных толкований данной категории необходимо установить, что малозначительным административным правонарушением следует считать такое правонарушение, санкция за которое предусмотрена либо в виде предупреждения, либо в минимальных размерах административного штрафа: ста рублей, а за нарушения Правил дорожного движения - пятисот рублей, поскольку ст. 2.4 КоАП РФ закреплено, что предупреждение устанавливается при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Статья: Роль конституционного правосудия в обеспечении благополучия человека
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Оценивая минимальные размеры административных штрафов за нарушения при организации и проведении публичных мероприятий, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П <18> указал, что при их применении граждане и должностные лица вынуждены нести денежные потери, нередко превосходящие уровень их среднемесячной заработной платы. В результате Суд пришел к выводу, что такое регулирование не позволяет во всех случаях обеспечить соразмерность и индивидуализацию наказания, учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя и другие значимые обстоятельства. По сути, Конституционный Суд РФ исходил из определенных представлений о материальном благополучии граждан при оценке соразмерности административных санкций.
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Оценивая минимальные размеры административных штрафов за нарушения при организации и проведении публичных мероприятий, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П <18> указал, что при их применении граждане и должностные лица вынуждены нести денежные потери, нередко превосходящие уровень их среднемесячной заработной платы. В результате Суд пришел к выводу, что такое регулирование не позволяет во всех случаях обеспечить соразмерность и индивидуализацию наказания, учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя и другие значимые обстоятельства. По сути, Конституционный Суд РФ исходил из определенных представлений о материальном благополучии граждан при оценке соразмерности административных санкций.
Статья: Оценка правовой поддержки предпринимательской деятельности: проблемы и точки роста (на примере Забайкальского края)
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Наиболее востребованными федеральными антикризисными мерами для предпринимателей края являются: снижение ставок по упрощенной системе налогообложения (УСН) и налогу на имущество (72,7%), налоговые каникулы по УСН и патентной системе налогообложения (ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (50,9%), мораторий на проведение проверок контролирующими органами (49,1%), субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (34,5%), отсрочка и льготная ставка по арендным платежам арендаторам муниципального имущества (25,5%), применение минимальных размеров административных штрафов (21,8%).
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Наиболее востребованными федеральными антикризисными мерами для предпринимателей края являются: снижение ставок по упрощенной системе налогообложения (УСН) и налогу на имущество (72,7%), налоговые каникулы по УСН и патентной системе налогообложения (ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (50,9%), мораторий на проведение проверок контролирующими органами (49,1%), субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (34,5%), отсрочка и льготная ставка по арендным платежам арендаторам муниципального имущества (25,5%), применение минимальных размеров административных штрафов (21,8%).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Что касается назначения наказания ниже низшего предела, установленного ч. 2, 6 ст. 7.30 КоАП РФ, то в силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ такое право появляется у органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при одном важном условии: минимальный размер административного штрафа для должностного лица должен быть не менее 50 000 руб.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Что касается назначения наказания ниже низшего предела, установленного ч. 2, 6 ст. 7.30 КоАП РФ, то в силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ такое право появляется у органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при одном важном условии: минимальный размер административного штрафа для должностного лица должен быть не менее 50 000 руб.
Статья: Направления совершенствования подсудности и дифференциации процессуальной формы при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Статьей 4.3 проекта КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности в случае совершения административных правонарушений в сфере финансового рынка, при условии исполнения соглашения, заключенного лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с Банком России. По такому соглашению лицо обязуется уплатить в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации сумму, не превышающую минимальный размер административного штрафа, установленного за соответствующее административное правонарушение; возместить вред, причиненный в результате совершения административного правонарушения; осуществить предусмотренные федеральными законами либо принятыми в соответствии с ними актами Банка России меры, направленные на предотвращение совершения аналогичных административных правонарушений в дальнейшем.
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Статьей 4.3 проекта КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности в случае совершения административных правонарушений в сфере финансового рынка, при условии исполнения соглашения, заключенного лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с Банком России. По такому соглашению лицо обязуется уплатить в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации сумму, не превышающую минимальный размер административного штрафа, установленного за соответствующее административное правонарушение; возместить вред, причиненный в результате совершения административного правонарушения; осуществить предусмотренные федеральными законами либо принятыми в соответствии с ними актами Банка России меры, направленные на предотвращение совершения аналогичных административных правонарушений в дальнейшем.