Минимальная площадь индивидуального жилого дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальная площадь индивидуального жилого дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2024 N 88а-9648/2024 по делу N 2а-1809/2023 (УИД 50RS0009-01-2023-002080-04)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: По вопросам предоставления земельного участка.
Обстоятельства: В качестве оснований для отказа указано на несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Само по себе, с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, несоответствие застроенной индивидуальным жилым домом площади предельным минимальным размерам, указанным в Административном регламенте, устанавливающим в силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, не свидетельствует о наличии законных оснований для принятия оспариваемого решения.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: По вопросам предоставления земельного участка.
Обстоятельства: В качестве оснований для отказа указано на несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Само по себе, с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, несоответствие застроенной индивидуальным жилым домом площади предельным минимальным размерам, указанным в Административном регламенте, устанавливающим в силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, не свидетельствует о наличии законных оснований для принятия оспариваемого решения.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.07.2024 N 88а-21997/2024 (УИД 50RS0003-01-2023-002492-56)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: По вопросам предоставления земельного участка.
Обстоятельства: Администрацией вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги по следующему основанию: земельный участок заявителю предоставлен в аренду по договору аренды на основании протокола о результатах аукциона для ведения личного подсобного хозяйства. Площадь объекта недвижимости составляет менее пяти процентов общей площади земельного участка.
Решение: Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административный иск в части, пришел к выводу о том, что на момент обращения Ц. с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность без торгов она являлась правообладателем расположенного на нем индивидуального жилого дома, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Само по себе, с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, несоответствие площади застроенной индивидуальным жилым домом площади предельным минимальным размерам, установленным административным регламентом, утвержденным распоряжением министерства имущественных отношений Московской области от 31 мая 2021 года N 15ВР-883, не свидетельствует о наличии законных оснований для принятия оспариваемого решения.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: По вопросам предоставления земельного участка.
Обстоятельства: Администрацией вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги по следующему основанию: земельный участок заявителю предоставлен в аренду по договору аренды на основании протокола о результатах аукциона для ведения личного подсобного хозяйства. Площадь объекта недвижимости составляет менее пяти процентов общей площади земельного участка.
Решение: Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административный иск в части, пришел к выводу о том, что на момент обращения Ц. с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность без торгов она являлась правообладателем расположенного на нем индивидуального жилого дома, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Само по себе, с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, несоответствие площади застроенной индивидуальным жилым домом площади предельным минимальным размерам, установленным административным регламентом, утвержденным распоряжением министерства имущественных отношений Московской области от 31 мая 2021 года N 15ВР-883, не свидетельствует о наличии законных оснований для принятия оспариваемого решения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Например, решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2019 г. удовлетворены исковые требования прокурора к администрации и физическому лицу о признании недействительным заключенного между ними соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Новокубанского городского поселения. Суд основывался на том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Новокубанского городского поселения в зоне застройки индивидуальными жилыми домами минимальный размер земельного участка составляет 300 кв. м, максимальный размер - 2 500 кв. м. Участок физического лица в результате соглашения о перераспределении земель увеличивался бы на 887 кв. м, а такая площадь увеличения позволяет образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства <18>.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Например, решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2019 г. удовлетворены исковые требования прокурора к администрации и физическому лицу о признании недействительным заключенного между ними соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Новокубанского городского поселения. Суд основывался на том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Новокубанского городского поселения в зоне застройки индивидуальными жилыми домами минимальный размер земельного участка составляет 300 кв. м, максимальный размер - 2 500 кв. м. Участок физического лица в результате соглашения о перераспределении земель увеличивался бы на 887 кв. м, а такая площадь увеличения позволяет образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства <18>.
Статья: Выгода посредника при осуществлении закупок жилых помещений для государственных нужд: прибыль от предпринимательской деятельности или причиненный преступлением ущерб?
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Так, при определении НМЦК по поставке квартир для детей-сирот глава органа местного самоуправления в Липецкой области подобрал в сети Интернет объявления о продаже не квартир, а жилых помещений в ином сегменте рынка недвижимости - индивидуальных жилых домов. При этом в цену последних входила стоимость таких дополнительных объектов, как земельные участки и расположенные на них помимо самих домов строения и сооружения. Например, по одному из объектов стоимость всего имущественного комплекса составляла 1 350 000 руб., а стоимость непосредственно дома - 1 080 589 руб., т.е. стоимость аналога была завышена на 20%. Он же при подборе аналогов выбрал объекты, которые значительно по площади превышали минимально требующуюся согласно техническому заданию площадь и с учетом этого, соответственно, имели более высокую цену. Например, один из объектов недвижимости имел площадь 70 кв. м при требующейся площади от 32 до 40 кв. м. Действия указанного должностного лица квалифицированы по ч. 3 ст. 285 УК РФ <16>.
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Так, при определении НМЦК по поставке квартир для детей-сирот глава органа местного самоуправления в Липецкой области подобрал в сети Интернет объявления о продаже не квартир, а жилых помещений в ином сегменте рынка недвижимости - индивидуальных жилых домов. При этом в цену последних входила стоимость таких дополнительных объектов, как земельные участки и расположенные на них помимо самих домов строения и сооружения. Например, по одному из объектов стоимость всего имущественного комплекса составляла 1 350 000 руб., а стоимость непосредственно дома - 1 080 589 руб., т.е. стоимость аналога была завышена на 20%. Он же при подборе аналогов выбрал объекты, которые значительно по площади превышали минимально требующуюся согласно техническому заданию площадь и с учетом этого, соответственно, имели более высокую цену. Например, один из объектов недвижимости имел площадь 70 кв. м при требующейся площади от 32 до 40 кв. м. Действия указанного должностного лица квалифицированы по ч. 3 ст. 285 УК РФ <16>.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6. Минимальный объем ввода многоквартирных домов, домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию при проведении аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования определяется как максимальная площадь многоквартирного дома, или дома блокированной застройки, или объекта индивидуального жилищного строительства, которые могут быть построены на предоставляемом по результатам этого аукциона земельном участке в соответствии с максимальными значениями предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных градостроительным регламентом.
(ред. от 31.07.2025)6. Минимальный объем ввода многоквартирных домов, домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию при проведении аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования определяется как максимальная площадь многоквартирного дома, или дома блокированной застройки, или объекта индивидуального жилищного строительства, которые могут быть построены на предоставляемом по результатам этого аукциона земельном участке в соответствии с максимальными значениями предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных градостроительным регламентом.
Федеральный закон от 08.03.2015 N 48-ФЗ
(ред. от 31.12.2017)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"в пункте 5 слова "его комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иного жилищного строительства" заменить словами "комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иное жилищное строительство";
(ред. от 31.12.2017)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"в пункте 5 слова "его комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иного жилищного строительства" заменить словами "комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иное жилищное строительство";