Микроклимат в офисе
Подборка наиболее важных документов по запросу Микроклимат в офисе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Программа обучения по охране труда для руководителей и специалистов службы охраны труда в организации (до 31.08.2022) (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2022)Нормирование производственного микроклимата. Средства нормализации климатических параметров. Источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Способы и средства борьбы с загазованностью и запыленностью воздуха рабочей зоны. Вентиляция закрытых производственных и офисных помещений. Требования к вентиляции. Гигиенические требования к освещению. Нормирование и контроль освещения. Ультрафиолетовое облучение, его значение и организация на производстве. Средства защиты органов зрения. Нормирование шума. Защита от шума. Ультразвук и защита от него.
(КонсультантПлюс, 2022)Нормирование производственного микроклимата. Средства нормализации климатических параметров. Источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Способы и средства борьбы с загазованностью и запыленностью воздуха рабочей зоны. Вентиляция закрытых производственных и офисных помещений. Требования к вентиляции. Гигиенические требования к освещению. Нормирование и контроль освещения. Ультрафиолетовое облучение, его значение и организация на производстве. Средства защиты органов зрения. Нормирование шума. Защита от шума. Ультразвук и защита от него.
Судебная практика
Постановление Верховного Суда РФ от 01.10.2014 по делу N 304-АД14-841, А03-22237/2013
Требование: О признании незаконными и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, процедура привлечения общества к ответственности не нарушена.В ходе проверки управлением вынесено определение от 22 октября 2013 года о назначении лабораторной экспертизы, которым учреждению поручено провести экспертизу соответствия требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов физических факторов и уровней фона (освещенности, микроклимата, электромагнитного излучения от персональных электронно-вычислительных машин (далее - ПЭВМ), аэроионного состава воздуха в помещении операционного офиса общества, расположенного по адресу: город Барнаул, улица Советская, дом 4.
Требование: О признании незаконными и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, процедура привлечения общества к ответственности не нарушена.В ходе проверки управлением вынесено определение от 22 октября 2013 года о назначении лабораторной экспертизы, которым учреждению поручено провести экспертизу соответствия требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов физических факторов и уровней фона (освещенности, микроклимата, электромагнитного излучения от персональных электронно-вычислительных машин (далее - ПЭВМ), аэроионного состава воздуха в помещении операционного офиса общества, расположенного по адресу: город Барнаул, улица Советская, дом 4.
Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2021 N 305-ЭС21-9823 по делу N А40-213825/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неустойки по договору аренды нежилых помещений.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку арендодатель не представил доказательства надлежащего исполнения условий договора в части технического обеспечения арендованного имущества.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе результаты судебной экспертизы, установив, что объект аренды имеет недостатки, при этом общество, являясь арендодателем, не представило доказательств надлежащего исполнения условий договора аренды в части технического обеспечения арендованного имущества (показатель влажности воздуха в офисных помещениях не соответствует согласованному договором показателю в 40 - 60%), суд, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 421, 431, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 5.1, 5.4, 6.1, 6.6 СанПиН 2.2.4.548-96.2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы, утвержденными постановлением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 01.10.1996 N 21, удовлетворил требования и взыскал с ответчика предусмотренную пунктом 9.4 договора аренды нежилого помещения от 13.04.2015 неустойку.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неустойки по договору аренды нежилых помещений.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку арендодатель не представил доказательства надлежащего исполнения условий договора в части технического обеспечения арендованного имущества.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе результаты судебной экспертизы, установив, что объект аренды имеет недостатки, при этом общество, являясь арендодателем, не представило доказательств надлежащего исполнения условий договора аренды в части технического обеспечения арендованного имущества (показатель влажности воздуха в офисных помещениях не соответствует согласованному договором показателю в 40 - 60%), суд, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 421, 431, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 5.1, 5.4, 6.1, 6.6 СанПиН 2.2.4.548-96.2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы, утвержденными постановлением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 01.10.1996 N 21, удовлетворил требования и взыскал с ответчика предусмотренную пунктом 9.4 договора аренды нежилого помещения от 13.04.2015 неустойку.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расходы на комфорт и красоту рабочего пространства: как учесть и обосновать
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 9)Однако можно попытаться отстоять их в суде. Судьи при рассмотрении аналогичных вопросов не столь категоричны. Если вы готовы к судебному разбирательству, то нужно запастись весомыми доводами в пользу того, что расходы произведены для поддержания положительного имиджа организации в глазах потенциальных клиентов, для обеспечения благоприятного микроклимата в переговорном процессе. А также что они опосредованно влияют на производительность труда работников и, как следствие, на улучшение финансовых результатов деятельности организации <21>. Указать все это можно в приказе на покупку и размещение предметов интерьера в офисе.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 9)Однако можно попытаться отстоять их в суде. Судьи при рассмотрении аналогичных вопросов не столь категоричны. Если вы готовы к судебному разбирательству, то нужно запастись весомыми доводами в пользу того, что расходы произведены для поддержания положительного имиджа организации в глазах потенциальных клиентов, для обеспечения благоприятного микроклимата в переговорном процессе. А также что они опосредованно влияют на производительность труда работников и, как следствие, на улучшение финансовых результатов деятельности организации <21>. Указать все это можно в приказе на покупку и размещение предметов интерьера в офисе.
Вопрос: Какие требования установлены к проведению влажной уборки офисных помещений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Офисные помещения относятся к производственным, поскольку под производственными помещениями понимаются замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей (Приложение А к "МУК 4.3.2756-10. 4.3. Методы контроля. Физические факторы. Методические указания по измерению и оценке микроклимата производственных помещений. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2010)). Обращаем внимание, что указанные Методические указания утратили силу с 11.09.2025 в связи с изданием Методических указаний МУК 4.3.4120-25 по измерению параметров микроклимата на рабочих местах, утв. Роспотребнадзором от 11.04.2025.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Офисные помещения относятся к производственным, поскольку под производственными помещениями понимаются замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей (Приложение А к "МУК 4.3.2756-10. 4.3. Методы контроля. Физические факторы. Методические указания по измерению и оценке микроклимата производственных помещений. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2010)). Обращаем внимание, что указанные Методические указания утратили силу с 11.09.2025 в связи с изданием Методических указаний МУК 4.3.4120-25 по измерению параметров микроклимата на рабочих местах, утв. Роспотребнадзором от 11.04.2025.
Нормативные акты
"СП 541.1325800.2024. Свод правил. Здания и сооружения центров обработки данных. Правила проектирования"
(утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 23.12.2024 N 898/пр)11.2 Гигиенические нормативы к рабочим местам в помещениях ЦОД следует обеспечивать согласно [7], требования к соблюдению параметров микроклимата в административных, офисных и бытовых помещениях - согласно ГОСТ 30494, ГОСТ 12.1.005.
(утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 23.12.2024 N 898/пр)11.2 Гигиенические нормативы к рабочим местам в помещениях ЦОД следует обеспечивать согласно [7], требования к соблюдению параметров микроклимата в административных, офисных и бытовых помещениях - согласно ГОСТ 30494, ГОСТ 12.1.005.
Статья: Учет операций по озеленению территории перед офисным зданием
(Савкина Е.С.)
("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2011, N 5)Посадка деревьев является одним из основных элементов озеленения. Деревья создают особую комфортную атмосферу, что особенно ощущается в городах. Они улучшают микроклимат участка, а также служат естественной преградой от пыли и шума. Посадка кустарников позволяет придать территории вокруг офисов дополнительный объем, а также дает возможность замаскировать хозяйственные постройки и скрыть неприглядные участки территории. Живая изгородь выполняет как практическую, так и эстетическую функцию. Ее основная задача состоит в том, чтобы изолировать территорию от посторонних взглядов, а также защитить от пыли и шума. Важную роль в озеленении территории офисных зданий играют цветочные композиции.
(Савкина Е.С.)
("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2011, N 5)Посадка деревьев является одним из основных элементов озеленения. Деревья создают особую комфортную атмосферу, что особенно ощущается в городах. Они улучшают микроклимат участка, а также служат естественной преградой от пыли и шума. Посадка кустарников позволяет придать территории вокруг офисов дополнительный объем, а также дает возможность замаскировать хозяйственные постройки и скрыть неприглядные участки территории. Живая изгородь выполняет как практическую, так и эстетическую функцию. Ее основная задача состоит в том, чтобы изолировать территорию от посторонних взглядов, а также защитить от пыли и шума. Важную роль в озеленении территории офисных зданий играют цветочные композиции.
Вопрос: ...СанПиН 2.2.4.548-96 установлено предельное время пребывания работников на рабочих местах, где зафиксировано превышение допустимых значений температуры. Правомерно ли чередование пребывания работников в помещениях при высоких температурах с работой в помещениях с комфортными условиями (перемена кабинетов)?
(Консультация эксперта, 2015)Непревышение времени пребывания работников на рабочем месте, на котором зафиксирована высокая температура воздуха, сверх предельных сроков, установленных таблицами 1 и 2 Приложения 3 к СанПиН 2.2.4.548-96, может достигаться и чередованием работы в жарком помещении (где температура превышает допустимые значения) с работой в помещении с оптимальными условиями. При этом работодателю необходимо будет следить за непревышением времени пребывания работника в жарком помещении суммарно не более указанных в таблице 1 сроков. Такое решение проблемы возможно осуществить простым распоряжением работодателя, если конкретные кабинеты не закреплены в трудовых договорах работников в качестве рабочих мест (например, если рабочим местом значится общий адрес расположения офиса работодателя). В противном случае чередование работы в разных кабинетах с разным микроклиматом станет возможным только через прохождение процедуры изменения определенных сторонами условий трудового договора, предусмотренных ст. ст. 72 или 74 ТК РФ.
(Консультация эксперта, 2015)Непревышение времени пребывания работников на рабочем месте, на котором зафиксирована высокая температура воздуха, сверх предельных сроков, установленных таблицами 1 и 2 Приложения 3 к СанПиН 2.2.4.548-96, может достигаться и чередованием работы в жарком помещении (где температура превышает допустимые значения) с работой в помещении с оптимальными условиями. При этом работодателю необходимо будет следить за непревышением времени пребывания работника в жарком помещении суммарно не более указанных в таблице 1 сроков. Такое решение проблемы возможно осуществить простым распоряжением работодателя, если конкретные кабинеты не закреплены в трудовых договорах работников в качестве рабочих мест (например, если рабочим местом значится общий адрес расположения офиса работодателя). В противном случае чередование работы в разных кабинетах с разным микроклиматом станет возможным только через прохождение процедуры изменения определенных сторонами условий трудового договора, предусмотренных ст. ст. 72 или 74 ТК РФ.
Статья: Корпоративная среда страховых агентов
(Кравченко В., Сулейманов Э., Цыганов А.)
("Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 11)Кроме того, самостоятельную группу составляют факторы информационного и организационного сопровождения профессиональной деятельности страхового агента на отведенном участке обслуживания, которые обеспечиваются страховой компанией. Данный аспект рассматриваемой проблемы показывает, что результаты труда каждого страхового агента на отведенном участке обслуживания (количество заключенных и возобновленных договоров страхования, а также величина собранных страховых платежей) в значительной мере зависят от усилий всего трудового коллектива страховой компании (включая работников фронт-офиса, мидл-офиса и бэк-офиса), который опосредованно вносит свой вклад в достигнутый успех. Информационное и организационное сопровождение профессиональной деятельности страхового агента должно сопровождаться в атмосфере благоприятного микроклимата (морально-психологическая обстановка), царящего в страховой компании, в том числе для внешнего и внутреннего клиента.
(Кравченко В., Сулейманов Э., Цыганов А.)
("Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 11)Кроме того, самостоятельную группу составляют факторы информационного и организационного сопровождения профессиональной деятельности страхового агента на отведенном участке обслуживания, которые обеспечиваются страховой компанией. Данный аспект рассматриваемой проблемы показывает, что результаты труда каждого страхового агента на отведенном участке обслуживания (количество заключенных и возобновленных договоров страхования, а также величина собранных страховых платежей) в значительной мере зависят от усилий всего трудового коллектива страховой компании (включая работников фронт-офиса, мидл-офиса и бэк-офиса), который опосредованно вносит свой вклад в достигнутый успех. Информационное и организационное сопровождение профессиональной деятельности страхового агента должно сопровождаться в атмосфере благоприятного микроклимата (морально-психологическая обстановка), царящего в страховой компании, в том числе для внешнего и внутреннего клиента.
Вопрос: Не нарушены ли права сотрудников? В целях экономии работодатель снизил подачу теплоэнергии в помещении, в котором находятся магазин и офис. Утренняя температура воздуха в кабинетах +15. Электрообогревателями пользоваться запрещено в целях экономии электроэнергии. Какая температура должна быть в кабинетах офиса?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023)Вопрос: Прошу дать письменную консультацию, не нарушены ли права сотрудников: в целях экономии работодатель снизил подачу теплоэнергии в помещении, в котором находятся магазин и офис. Утренняя температура воздуха в кабинетах +15, и только к обеду нагревается до +19 - 20. Электрообогревателями пользоваться запрещено в целях экономии электроэнергии. Какая температура должна быть в кабинетах офиса?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023)Вопрос: Прошу дать письменную консультацию, не нарушены ли права сотрудников: в целях экономии работодатель снизил подачу теплоэнергии в помещении, в котором находятся магазин и офис. Утренняя температура воздуха в кабинетах +15, и только к обеду нагревается до +19 - 20. Электрообогревателями пользоваться запрещено в целях экономии электроэнергии. Какая температура должна быть в кабинетах офиса?
Статья: Условия труда и зимние расходы
(Белецкая Ю.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2017, N 11)Микроклимат в производственных и офисных помещениях
(Белецкая Ю.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2017, N 11)Микроклимат в производственных и офисных помещениях
Вопрос: Организация приобрела дерево в кадке стоимостью 25 тыс. руб. и установила его в холле офиса. Может ли организация признать дерево в кадке основным средством для целей МСФО, если срок его полезного использования определен как 48 месяцев?
(Консультация эксперта, 2016)Таким образом, приобретение для холла офиса дерева в кадке соответствует требованиям создания микроклимата в офисном помещении, а именно предназначено для использования в административных целях.
(Консультация эксперта, 2016)Таким образом, приобретение для холла офиса дерева в кадке соответствует требованиям создания микроклимата в офисном помещении, а именно предназначено для использования в административных целях.
Статья: Создаем комфортные условия на рабочих местах
(Юлина Т.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2009, N 1)Производя такие покупки, организация может сослаться на СанПиН 2.2.4.548-96 <4>. Данный документ распространяется на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений и является обязательным для всех предприятий и организаций вне зависимости от форм собственности. СанПиН 2.2.4.548-96 возлагает на работодателя обязанность привести рабочие места в соответствие с установленными требованиями к микроклимату. В частности, из приведенной в разд. 5 таблицы 1 следует, что в теплое время года для офисных помещений оптимальной считается температура воздуха 23 - 25°C, допустимой - от 25 до 28°C <5>. При этом в течение рабочего дня перепад температур не должен превышать 4°C. Условия, не соответствующие допустимым нормативным величинам, признаются вредными и опасными (п. 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96). В целях снижения неблагоприятного воздействия на здоровье сотрудников работодатель должен провести защитные мероприятия, например, установить системы местного кондиционирования воздуха. При наличии действующего нормативного документа, предписывающего обязанность работодателя произвести установку кондиционеров, считаем, что данные расходы являются экономически обоснованными и связанными с деятельностью организации, направленной на получение доходов. С этим выводом согласны и арбитры разных федеральных округов (Постановления ФАС УО от 14.05.2008 N Ф09-3355/08-С3 и от 13.11.2007 N Ф09-9231/07-С3, ФАС МО от 13.03.2008 N КА-А40/1415-08, ФАС ПО от 21.08.2007 N А57-10229/06-33 и от 26.07.2006 N А55-32558/2005, ФАС ЗСО от 22.03.2006 N Ф04-1851/2006(20801-А45-40) и др.).
(Юлина Т.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2009, N 1)Производя такие покупки, организация может сослаться на СанПиН 2.2.4.548-96 <4>. Данный документ распространяется на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений и является обязательным для всех предприятий и организаций вне зависимости от форм собственности. СанПиН 2.2.4.548-96 возлагает на работодателя обязанность привести рабочие места в соответствие с установленными требованиями к микроклимату. В частности, из приведенной в разд. 5 таблицы 1 следует, что в теплое время года для офисных помещений оптимальной считается температура воздуха 23 - 25°C, допустимой - от 25 до 28°C <5>. При этом в течение рабочего дня перепад температур не должен превышать 4°C. Условия, не соответствующие допустимым нормативным величинам, признаются вредными и опасными (п. 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96). В целях снижения неблагоприятного воздействия на здоровье сотрудников работодатель должен провести защитные мероприятия, например, установить системы местного кондиционирования воздуха. При наличии действующего нормативного документа, предписывающего обязанность работодателя произвести установку кондиционеров, считаем, что данные расходы являются экономически обоснованными и связанными с деятельностью организации, направленной на получение доходов. С этим выводом согласны и арбитры разных федеральных округов (Постановления ФАС УО от 14.05.2008 N Ф09-3355/08-С3 и от 13.11.2007 N Ф09-9231/07-С3, ФАС МО от 13.03.2008 N КА-А40/1415-08, ФАС ПО от 21.08.2007 N А57-10229/06-33 и от 26.07.2006 N А55-32558/2005, ФАС ЗСО от 22.03.2006 N Ф04-1851/2006(20801-А45-40) и др.).