Миграционный учет иностранца с видом на жительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Миграционный учет иностранца с видом на жительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Иркутского областного суда от 01.08.2024 N 7-230/2024 (УИД 38RS0017-01-2024-001319-45)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Отказано.23 апреля 2024 года сотрудниками органа миграционного учета в ходе осуществления проверки установлено, что Я.М.Т., имеющий вид на жительство от 28 декабря 2021 года Номер изъят, 7 декабря 2023 оформил новую постановку на миграционный учет по адресу: <адрес изъят>, а в последующем 23 марта 2024 года изменил место своего пребывания и фактически проживал в городе <адрес изъят> до 23 апреля 2024 года, где вопреки требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона N 109-ФЗ в установленные сроки (в течение семи рабочих дней) в нарушение правил миграционного учета не встал на учет, нарушив режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившийся в неисполнении обязанностей иностранного гражданина по уведомлению о подтверждении своего пребывания в Российской Федерации после изменения места жительства, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Отказано.23 апреля 2024 года сотрудниками органа миграционного учета в ходе осуществления проверки установлено, что Я.М.Т., имеющий вид на жительство от 28 декабря 2021 года Номер изъят, 7 декабря 2023 оформил новую постановку на миграционный учет по адресу: <адрес изъят>, а в последующем 23 марта 2024 года изменил место своего пребывания и фактически проживал в городе <адрес изъят> до 23 апреля 2024 года, где вопреки требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона N 109-ФЗ в установленные сроки (в течение семи рабочих дней) в нарушение правил миграционного учета не встал на учет, нарушив режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившийся в неисполнении обязанностей иностранного гражданина по уведомлению о подтверждении своего пребывания в Российской Федерации после изменения места жительства, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие коррупции в сфере миграции посредством реализации функции мониторинга правоприменительной практики
(Жеребцов А.Н., Малышев Е.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 7)б) для внешней миграции актуальным является мониторинг как эмиграционных, так и иммиграционных процессов, в том числе мониторинг: въезда иностранных граждан в РФ с целью временного пребывания, временного проживания, постоянного проживания; миграционного учета иностранных граждан в РФ; транзитного следования иностранных граждан через территорию РФ; иностранных граждан, обратившихся за получением гражданства, вида на жительство, разрешения на временное проживание; иностранных граждан без определенного правового статуса; выезжающих за границу на постоянное место жительства граждан РФ; граждан РФ, имеющих гражданство другого иностранного государства (многогражданство); лиц, отказавшихся от гражданства РФ; лиц без гражданства, находящихся на различных основаниях на территории РФ;
(Жеребцов А.Н., Малышев Е.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 7)б) для внешней миграции актуальным является мониторинг как эмиграционных, так и иммиграционных процессов, в том числе мониторинг: въезда иностранных граждан в РФ с целью временного пребывания, временного проживания, постоянного проживания; миграционного учета иностранных граждан в РФ; транзитного следования иностранных граждан через территорию РФ; иностранных граждан, обратившихся за получением гражданства, вида на жительство, разрешения на временное проживание; иностранных граждан без определенного правового статуса; выезжающих за границу на постоянное место жительства граждан РФ; граждан РФ, имеющих гражданство другого иностранного государства (многогражданство); лиц, отказавшихся от гражданства РФ; лиц без гражданства, находящихся на различных основаниях на территории РФ;
Вопрос: Как принять на работу граждан Украины с видом на жительство?
(Консультация эксперта, 2025)С 01.09.2025 по 01.09.2029 граждане Украины с ВНЖ, которые пребывают на территории Москвы и Московской области, подлежат не миграционному учету, а учету иностранного гражданина. Его осуществляют без участия работодателя территориальные органы МВД России, расположенные в указанных субъектах, при содействии уполномоченной организации. Иностранный гражданин, который выбыл с территории Москвы и Московской области в субъекты РФ, где эксперимент не проводится, подлежит постановке на миграционный учет (ч. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ), ч. 1, п. 2 ч. 3, ч. 7, 9 - 11, 20 ст. 5 Федерального закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ, п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ от 29.09.2023 N 734).
(Консультация эксперта, 2025)С 01.09.2025 по 01.09.2029 граждане Украины с ВНЖ, которые пребывают на территории Москвы и Московской области, подлежат не миграционному учету, а учету иностранного гражданина. Его осуществляют без участия работодателя территориальные органы МВД России, расположенные в указанных субъектах, при содействии уполномоченной организации. Иностранный гражданин, который выбыл с территории Москвы и Московской области в субъекты РФ, где эксперимент не проводится, подлежит постановке на миграционный учет (ч. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ), ч. 1, п. 2 ч. 3, ч. 7, 9 - 11, 20 ст. 5 Федерального закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ, п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ от 29.09.2023 N 734).
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"1.2. В случае поступления в орган миграционного учета документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме соответствующая отметка в виде на жительство, либо в разрешении на временное проживание лица без гражданства, либо в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемом Российской Федерацией в этом качестве, в котором проставлена отметка о разрешении на временное проживание или отметка о разрешении на временное проживание в целях получения образования, проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган миграционного учета оригиналов указанных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением.
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"1.2. В случае поступления в орган миграционного учета документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме соответствующая отметка в виде на жительство, либо в разрешении на временное проживание лица без гражданства, либо в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемом Российской Федерацией в этом качестве, в котором проставлена отметка о разрешении на временное проживание или отметка о разрешении на временное проживание в целях получения образования, проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган миграционного учета оригиналов указанных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением.
Приказ МВД России от 10.12.2020 N 856
(ред. от 22.10.2024)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2021 N 62483)25. В случае личного представления иностранным гражданином (его законным представителем) заявления о регистрации, документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, вида на жительство или разрешения на временное проживание лица без гражданства, а также документа, подтверждающего право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, в подразделение по вопросам миграции, осуществляющее регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, либо через подведомственное предприятие, уполномоченную организацию, многофункциональный центр, должностное лицо в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство либо, в случаях, предусмотренных пунктом 14 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 <1>, в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, а также в заявлении о регистрации <2>.
(ред. от 22.10.2024)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2021 N 62483)25. В случае личного представления иностранным гражданином (его законным представителем) заявления о регистрации, документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, вида на жительство или разрешения на временное проживание лица без гражданства, а также документа, подтверждающего право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, в подразделение по вопросам миграции, осуществляющее регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, либо через подведомственное предприятие, уполномоченную организацию, многофункциональный центр, должностное лицо в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство либо, в случаях, предусмотренных пунктом 14 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 <1>, в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, а также в заявлении о регистрации <2>.
Вопрос: Как принять на работу иностранного гражданина из Иордании, который проживает в РФ на основании вида на жительство в РФ?
(Консультация эксперта, 2023)Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано работодателем в орган миграционного учета лично, или в электронной форме, либо через МФЦ, либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением. Если принимающей стороной является организация, уведомление о прибытии представляется (направляется) ответственным лицом организации, сведения о котором указываются в уведомлении. Работодатель передает иностранцу отрывную часть бланка переданного уведомления. Если уведомление подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, распечатывает ее копию на бумажном носителе и передает ее прибывшему иностранному гражданину (п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. 22 Правил, п. 150 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России N 856).
(Консультация эксперта, 2023)Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано работодателем в орган миграционного учета лично, или в электронной форме, либо через МФЦ, либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением. Если принимающей стороной является организация, уведомление о прибытии представляется (направляется) ответственным лицом организации, сведения о котором указываются в уведомлении. Работодатель передает иностранцу отрывную часть бланка переданного уведомления. Если уведомление подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, распечатывает ее копию на бумажном носителе и передает ее прибывшему иностранному гражданину (п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. 22 Правил, п. 150 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России N 856).
Вопрос: Как принять на работу гражданина Казахстана?
(Консультация эксперта, 2025)Работодатель передает гражданину Казахстана отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного гражданина в место пребывания. Если уведомление подано в электронной форме, то после поступления отрывной части данного уведомления, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, работодатель распечатывает ее копию на бумаге и передает прибывшему иностранному гражданину (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Работодатель передает гражданину Казахстана отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного гражданина в место пребывания. Если уведомление подано в электронной форме, то после поступления отрывной части данного уведомления, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, работодатель распечатывает ее копию на бумаге и передает прибывшему иностранному гражданину (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Типовая ситуация: Как принять на работу иностранца
(Издательство "Главная книга", 2025)Уведомление о заключении договора с иностранцем с ВНЖ
(Издательство "Главная книга", 2025)Уведомление о заключении договора с иностранцем с ВНЖ
Вопрос: Иностранный гражданин был поставлен на учет по месту пребывания у организации-работодателя. Затем он получил ВНЖ в РФ и зарегистрировался по месту жительства в том же городе у гражданина РФ. Нужно ли организации уведомлять МВД России по месту пребывания об убытии иностранного гражданина?
(Консультация эксперта, 2025)При получении ВНЖ иностранный гражданин считается постоянно проживающим в РФ и обязан зарегистрироваться по месту жительства (ст. 14 Закона N 109-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)При получении ВНЖ иностранный гражданин считается постоянно проживающим в РФ и обязан зарегистрироваться по месту жительства (ст. 14 Закона N 109-ФЗ).
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как устроить на работу постоянно проживающего иностранца (гражданина Казахстана)? Какие документы для трудоустройства нужны? И нужно ли составлять дополнительный договор для иностранцев?
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 3)Если работодатель выступает принимающей стороной для гражданина Казахстана (т.е. предоставляет для него жилье), то он должен также поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган МВД России о прибытии иностранца в место пребывания в течение 7 рабочих дней (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"). Форма уведомления утверждена Приказом МВД России от 10.12.2020 N 856 (приложение N 4).
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 3)Если работодатель выступает принимающей стороной для гражданина Казахстана (т.е. предоставляет для него жилье), то он должен также поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган МВД России о прибытии иностранца в место пребывания в течение 7 рабочих дней (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"). Форма уведомления утверждена Приказом МВД России от 10.12.2020 N 856 (приложение N 4).
Вопрос: В каком порядке осуществляется миграционный учет иностранных студентов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета России принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных ч. 3 - 3.5 и 4 ст. 22 Закона о миграционном учете (ч. 2, 3, 3.1 ст. 20 Закона о миграционном учете):
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета России принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных ч. 3 - 3.5 и 4 ст. 22 Закона о миграционном учете (ч. 2, 3, 3.1 ст. 20 Закона о миграционном учете):
Статья: К вопросу о противодействии незаконной миграции
(Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А., Трусов А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)В Краснодарском крае количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства составило 656 685 человек, из них 124 тыс. прибыли с целью туризма, 106 тыс. - в целях работы, 11 тыс. - учебы, 134 тыс. указали на частную цель прибытия, еще примерно 53 тыс. иностранных граждан, проживающих на территории Краснодарского края, имеют действительные разрешения на временное проживание или вид на жительство. Что же касается миграционной ситуации на территории Ставропольского края, то нужно отметить, что на миграционный учет за 2019 г. поставлено 162 639 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них по месту пребывания - 152 594 <2>.
(Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А., Трусов А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)В Краснодарском крае количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства составило 656 685 человек, из них 124 тыс. прибыли с целью туризма, 106 тыс. - в целях работы, 11 тыс. - учебы, 134 тыс. указали на частную цель прибытия, еще примерно 53 тыс. иностранных граждан, проживающих на территории Краснодарского края, имеют действительные разрешения на временное проживание или вид на жительство. Что же касается миграционной ситуации на территории Ставропольского края, то нужно отметить, что на миграционный учет за 2019 г. поставлено 162 639 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них по месту пребывания - 152 594 <2>.
Статья: Профилактика и расследование преступлений в сфере миграции: проблемные вопросы, пути решения
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)В целях повышения контроля за пребыванием иностранных граждан и противодействия фиктивному миграционному учету предлагаем внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ (последняя редакция) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в части расширения оснований для "самоуведомления" иностранным гражданином о своем месте пребывания в случае отказа принимающей стороны в постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания, возложенных на нее законодательством Российской Федерации. Кроме того, предлагается предусмотреть легальную возможность постановки иностранца на учет по месту пребывания по адресу земельного участка, если он фактически проживает в помещении (строении, сооружении), не имеющем адресных данных и расположенном на данном земельном участке.
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)В целях повышения контроля за пребыванием иностранных граждан и противодействия фиктивному миграционному учету предлагаем внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ (последняя редакция) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в части расширения оснований для "самоуведомления" иностранным гражданином о своем месте пребывания в случае отказа принимающей стороны в постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания, возложенных на нее законодательством Российской Федерации. Кроме того, предлагается предусмотреть легальную возможность постановки иностранца на учет по месту пребывания по адресу земельного участка, если он фактически проживает в помещении (строении, сооружении), не имеющем адресных данных и расположенном на данном земельном участке.
Статья: Актуальные вопросы обеспечения мер безопасности в миграционной сфере
(Комиссаров Е.В., Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2022, N 1)- упущениями в деятельности государственных органов по выявлению, устранению и предупреждению нарушений миграционного законодательства. Результаты изученной практики свидетельствуют о том, что допускаемые органами государственной власти недочеты в отдельных случаях способствуют увеличению количества нелегальных мигрантов, их криминализации. К примеру, непринятие должных мер сотрудниками органов внутренних дел и ФМС России к фактам организации незаконного бизнеса с использованием труда мигрантов, способствуют снижению уровня безопасности в миграционной сфере. Ненадлежащая работа участковых уполномоченных полиции на закрепленных за ними административных участках порождает условия для нелегальной миграции. Так, зачастую не ведется списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, проверка мест их фактического проживания, регистрации и работы проводятся только в рамках разовых оперативно-профилактических мероприятий. Недобросовестными должностными лицами игнорируются обращения граждан о скоплениях мигрантов, нарушении ими общественного порядка. Направляемые органами прокуратуры Российской Федерации, ФМС России сведения о проживающих иностранных гражданах органами внутренних дел не всегда проверяются. Нарушения закона допускаются при постановке на миграционный учет иностранных граждан и снятии их с учета, оформлении приглашений на въезд, разрешений на временное проживание и видов на жительство. В ряде случаев к административной ответственности не привлекаются должностные и юридические лица, виновные в использовании труда мигрантов без оформления необходимых документов.
(Комиссаров Е.В., Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2022, N 1)- упущениями в деятельности государственных органов по выявлению, устранению и предупреждению нарушений миграционного законодательства. Результаты изученной практики свидетельствуют о том, что допускаемые органами государственной власти недочеты в отдельных случаях способствуют увеличению количества нелегальных мигрантов, их криминализации. К примеру, непринятие должных мер сотрудниками органов внутренних дел и ФМС России к фактам организации незаконного бизнеса с использованием труда мигрантов, способствуют снижению уровня безопасности в миграционной сфере. Ненадлежащая работа участковых уполномоченных полиции на закрепленных за ними административных участках порождает условия для нелегальной миграции. Так, зачастую не ведется списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, проверка мест их фактического проживания, регистрации и работы проводятся только в рамках разовых оперативно-профилактических мероприятий. Недобросовестными должностными лицами игнорируются обращения граждан о скоплениях мигрантов, нарушении ими общественного порядка. Направляемые органами прокуратуры Российской Федерации, ФМС России сведения о проживающих иностранных гражданах органами внутренних дел не всегда проверяются. Нарушения закона допускаются при постановке на миграционный учет иностранных граждан и снятии их с учета, оформлении приглашений на въезд, разрешений на временное проживание и видов на жительство. В ряде случаев к административной ответственности не привлекаются должностные и юридические лица, виновные в использовании труда мигрантов без оформления необходимых документов.