Методы регулирования тарифов
Подборка наиболее важных документов по запросу Методы регулирования тарифов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"1.4.9. Если тариф на пассажирские железнодорожные перевозки рассчитан с применением метода экономически обоснованных затрат, взыскание убытков, вызванных тарифным регулированием, возможно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ: Если тариф на пассажирские железнодорожные перевозки рассчитан с применением метода экономически обоснованных затрат, взыскание убытков, вызванных тарифным регулированием, возможно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда
Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950 по делу N А10-554/2013
Применимые нормы: ст. 15 ГК РФВ соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 основным методом государственного регулирования тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки является метод экономически обоснованных затрат. При утверждении тарифа как цены, рассчитанной на основе указанного метода, предполагается, что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков у субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается иными мерами тарифного регулирования. При этих обстоятельствах возложить на публично-правовое образование ответственность за убытки перевозчика можно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда.
Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950 по делу N А10-554/2013
Применимые нормы: ст. 15 ГК РФВ соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 основным методом государственного регулирования тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки является метод экономически обоснованных затрат. При утверждении тарифа как цены, рассчитанной на основе указанного метода, предполагается, что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков у субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается иными мерами тарифного регулирования. При этих обстоятельствах возложить на публично-правовое образование ответственность за убытки перевозчика можно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Существует ли особенность выбора метода регулирования тарифов для транзитной организации, протяженность эксплуатируемых сетей холодного водоснабжения (водоотведения) которой не превышает 10 километров?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 10. Методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 10. Методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 9. Методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 9. Методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Тарифный метод используется, если цена на объект закупки регулируется государством или устанавливается муниципальным правовым актом (ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Вы должны рассчитать цену этим методом, например, при закупках услуг:
(КонсультантПлюс, 2025)Тарифный метод используется, если цена на объект закупки регулируется государством или устанавливается муниципальным правовым актом (ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Вы должны рассчитать цену этим методом, например, при закупках услуг:
Готовое решение: Какие установлены особенности формирования начальной (максимальной) цены договора при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)тарифный метод в случаях, когда цена определяется по регулируемым на государственном или муниципальном уровне ценам (тарифам);
(КонсультантПлюс, 2025)тарифный метод в случаях, когда цена определяется по регулируемым на государственном или муниципальном уровне ценам (тарифам);
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Будучи частью рынка как общего, финансовые рынки являются неотъемлемой его частью. Поэтому именно необходимость формирования цен на рынке и обусловливает создание производных от национальной валюты инструментов - ценных бумаг - и рынка капитала, способного удовлетворить спрос на капитал, если законодатель стремится гарантировать свободное распоряжение частной собственностью - имуществом, оборот которого и есть его переход. Рынки ценных бумаг по этой причине становятся некой альтернативой для капитализации через привлечение займов от кредитных организаций, превращая деньги в товар, что требуется для перераспределения капитала в рамках всей национальной экономики и поддержания баланса для стабилизации цен. Это та сфера, где регулятором выступает каждое лицо, вовлеченное в правоотношения, связанные с оборотом ценных бумаг. Административное право в данном случае лишь создает условия для поддержания баланса, нежели выступает методом регулирования цен, а потому и права владельцев ценных бумаг становятся краеугольным камнем для обеспечения свободы ценообразования и ее стабильности. Наконец, именно функции рынков ценных бумаг и отражают интересы сторон, вовлеченных в их оборот, что, вероятно, и должно определять не только значимость, но, что важно, намерение органов, осуществляющих надзор и контроль в этой сфере.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Будучи частью рынка как общего, финансовые рынки являются неотъемлемой его частью. Поэтому именно необходимость формирования цен на рынке и обусловливает создание производных от национальной валюты инструментов - ценных бумаг - и рынка капитала, способного удовлетворить спрос на капитал, если законодатель стремится гарантировать свободное распоряжение частной собственностью - имуществом, оборот которого и есть его переход. Рынки ценных бумаг по этой причине становятся некой альтернативой для капитализации через привлечение займов от кредитных организаций, превращая деньги в товар, что требуется для перераспределения капитала в рамках всей национальной экономики и поддержания баланса для стабилизации цен. Это та сфера, где регулятором выступает каждое лицо, вовлеченное в правоотношения, связанные с оборотом ценных бумаг. Административное право в данном случае лишь создает условия для поддержания баланса, нежели выступает методом регулирования цен, а потому и права владельцев ценных бумаг становятся краеугольным камнем для обеспечения свободы ценообразования и ее стабильности. Наконец, именно функции рынков ценных бумаг и отражают интересы сторон, вовлеченных в их оборот, что, вероятно, и должно определять не только значимость, но, что важно, намерение органов, осуществляющих надзор и контроль в этой сфере.
Статья: Об основных направлениях государственного регулирования цен и их влиянии на развитие предпринимательской деятельности в современных условиях
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Государственное регулирование цен всегда успешно на первых порах: очевидным результатом является удержание определенного уровня цен. Но это иллюзия успеха, так как в долгосрочной перспективе не все так радужно. Отмечается, что негативные последствия прямых методов регулирования цен быстро возрастают в ситуации глобального устойчивого роста цен <12>.
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Государственное регулирование цен всегда успешно на первых порах: очевидным результатом является удержание определенного уровня цен. Но это иллюзия успеха, так как в долгосрочной перспективе не все так радужно. Отмечается, что негативные последствия прямых методов регулирования цен быстро возрастают в ситуации глобального устойчивого роста цен <12>.
Статья: Совершенствование законодательства о государственном регулировании цен (тарифов): сравнительно-правовой анализ законодательств государств - членов Евразийского экономического союза
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Кроме того, в 2023 г. в целях обеспечения проведения единой государственной политики ценообразования в Кыргызской Республике был принят Закон Кыргызской Республики "О ценообразовании", определяющий принципы и методы ценового регулирования, а также основания и процедуры его введения и применения. При этом регулирование цен (тарифов) в сферах естественных монополий осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О естественных монополиях в Кыргызской Республике".
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Кроме того, в 2023 г. в целях обеспечения проведения единой государственной политики ценообразования в Кыргызской Республике был принят Закон Кыргызской Республики "О ценообразовании", определяющий принципы и методы ценового регулирования, а также основания и процедуры его введения и применения. При этом регулирование цен (тарифов) в сферах естественных монополий осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О естественных монополиях в Кыргызской Республике".
Готовое решение: Какие особенности установлены для закупок коммунальных услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вам необходимо обосновать цену контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Также в ряде случаев необходимо включить такое обоснование в контракт, например, если вы осуществляете закупку на основании п. п. 22, 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Полагаем, что в таком случае обосновать цену следует с применением тарифного метода в части услуг, цена на которые регулируется государством или устанавливается муниципальным правовым актом. К таким услугам относятся, в частности, услуги по водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, поставке электроэнергии. В остальной части, в том числе в части услуг по содержанию имущества, по общему правилу следует применять метод анализа рынка. Вместе с тем, поскольку в таком случае цена контракта фактически обусловлена стоимостью услуг конкретного исполнителя, полагаем, что заказчик может воспользоваться правом подготовить обоснование невозможности применения обычных методов определения и обоснования цены контракта и обосновать цену контракта иным методом - исходя из расценок соответствующего исполнителя (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Вам необходимо обосновать цену контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Также в ряде случаев необходимо включить такое обоснование в контракт, например, если вы осуществляете закупку на основании п. п. 22, 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Полагаем, что в таком случае обосновать цену следует с применением тарифного метода в части услуг, цена на которые регулируется государством или устанавливается муниципальным правовым актом. К таким услугам относятся, в частности, услуги по водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, поставке электроэнергии. В остальной части, в том числе в части услуг по содержанию имущества, по общему правилу следует применять метод анализа рынка. Вместе с тем, поскольку в таком случае цена контракта фактически обусловлена стоимостью услуг конкретного исполнителя, полагаем, что заказчик может воспользоваться правом подготовить обоснование невозможности применения обычных методов определения и обоснования цены контракта и обосновать цену контракта иным методом - исходя из расценок соответствующего исполнителя (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).