Методы налогового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Методы налогового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Поскольку ранее было установлено, что контрагент налогоплательщика участвовал в формировании формального документооборота, а фактически соя была приобретена в крестьянских-фермерских хозяйствах, которые не являются плательщиками НДС, при этом общество не содействовало в раскрытии реальных контрагентов, но налоговый орган на основании анализа первичных документов и в ходе проведения мероприятий налогового контроля располагал сведениями о реальных продавцах сои, и понесенных обществом затратах на ее приобретение, отсутствовали основания для применения судами расчетного метода и признания полностью недействительными доначислений по налогу на прибыль. Поскольку в ходе проверки налоговый орган установил реальных продавцов, отсутствовали правовые основания для отказа в принятии расходов в полном объеме, следовательно, надлежало отказать в принятии расходов, которые не были документально подтверждены. Суд признал недействительным доначисление налога на прибыль частично.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Поскольку ранее было установлено, что контрагент налогоплательщика участвовал в формировании формального документооборота, а фактически соя была приобретена в крестьянских-фермерских хозяйствах, которые не являются плательщиками НДС, при этом общество не содействовало в раскрытии реальных контрагентов, но налоговый орган на основании анализа первичных документов и в ходе проведения мероприятий налогового контроля располагал сведениями о реальных продавцах сои, и понесенных обществом затратах на ее приобретение, отсутствовали основания для применения судами расчетного метода и признания полностью недействительными доначислений по налогу на прибыль. Поскольку в ходе проверки налоговый орган установил реальных продавцов, отсутствовали правовые основания для отказа в принятии расходов в полном объеме, следовательно, надлежало отказать в принятии расходов, которые не были документально подтверждены. Суд признал недействительным доначисление налога на прибыль частично.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Принцип внезапности" при проведении мероприятий налогового контроля
(Зимулькин М.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)В доктрине финансового и налогового права распространено мнение о том, что нынешняя контрольная деятельность налоговых органов, санкционированная в последующем в рамках судебного контроля, привносит новое понимание содержания форм и методов налогового контроля <5>, что также способствует формированию новых признаков и принципов налогового контроля.
(Зимулькин М.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)В доктрине финансового и налогового права распространено мнение о том, что нынешняя контрольная деятельность налоговых органов, санкционированная в последующем в рамках судебного контроля, привносит новое понимание содержания форм и методов налогового контроля <5>, что также способствует формированию новых признаков и принципов налогового контроля.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-124
<Об исключении из мотивировочной части решения Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N АКПИ15-1383 выводов суда, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца двенадцатого письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 "О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации">Ссылка ООО "Минводы-Кровля" на противоречие обжалуемого решения определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N 308-КГ15-16651 безосновательна. В указанном определении отсутствует вывод суда о том, что при определении размера необоснованной налоговой выгоды территориальные налоговые органы ограничены в применении методов налогового контроля.
<Об исключении из мотивировочной части решения Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N АКПИ15-1383 выводов суда, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца двенадцатого письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 "О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации">Ссылка ООО "Минводы-Кровля" на противоречие обжалуемого решения определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N 308-КГ15-16651 безосновательна. В указанном определении отсутствует вывод суда о том, что при определении размера необоснованной налоговой выгоды территориальные налоговые органы ограничены в применении методов налогового контроля.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)5) формы и методы налогового контроля;
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)5) формы и методы налогового контроля;
Статья: Система внутреннего контроля для налогового мониторинга
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Адаптация требований для вступления в режим налогового мониторинга, высокая оценка и позитивный опыт взаимодействия с ФНС России позволяют все большему числу налогоплательщиков рассматривать переход на налоговый мониторинг как наиболее оптимальный метод налогового контроля. Это же подтверждается заявочной кампанией ФНС России 2023 г., по результатам которой к налоговому мониторингу в 2024 г. присоединятся 128 компаний, что на 17% больше, чем в 2022 г.
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Адаптация требований для вступления в режим налогового мониторинга, высокая оценка и позитивный опыт взаимодействия с ФНС России позволяют все большему числу налогоплательщиков рассматривать переход на налоговый мониторинг как наиболее оптимальный метод налогового контроля. Это же подтверждается заявочной кампанией ФНС России 2023 г., по результатам которой к налоговому мониторингу в 2024 г. присоединятся 128 компаний, что на 17% больше, чем в 2022 г.
Статья: Правовое регулирование налоговых льгот при налогообложении доходов физических лиц по операциям с цифровыми правами (криптовалютами)
(Титоренко С.К.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 2)Исходя из метода налогового контроля: сплошной и выборочный.
(Титоренко С.К.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 2)Исходя из метода налогового контроля: сплошной и выборочный.
Статья: В поисках пределов налогового контроля
(Плеханов Д.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Дубинский А.М. предлагает следующую характеристику метода налогового контроля - "совокупность приемов и способов осуществления налоговыми органами своих полномочий, связанных с проверкой соблюдения законодательства о налогах и сборах, проводимых в рамках конкретной формы налогового контроля" <4>.
(Плеханов Д.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Дубинский А.М. предлагает следующую характеристику метода налогового контроля - "совокупность приемов и способов осуществления налоговыми органами своих полномочий, связанных с проверкой соблюдения законодательства о налогах и сборах, проводимых в рамках конкретной формы налогового контроля" <4>.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2024 N 259-ФЗ
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)Главы части первой Налогового кодекса РФ устанавливают общие принципы налогообложения и уплаты сборов в РФ: виды налогов и сборов, правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых служб и агентов; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налогового законодательства; порядок обжалования актов налоговых организаций и действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)Главы части первой Налогового кодекса РФ устанавливают общие принципы налогообложения и уплаты сборов в РФ: виды налогов и сборов, правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых служб и агентов; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налогового законодательства; порядок обжалования актов налоговых организаций и действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.
Статья: Цифровая трансформация фискального администрирования: проблемы и перспективы правового регулирования
(Васянина Е.Л.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)На основании изложенного очевидно, что внедрение информационных систем и цифровых сервисов в механизм фискального администрирования не является панацеей в борьбе с не предусмотренными НК РФ контрольно-надзорными процедурами, а также с неэффективными инструментами управления бюджетными ресурсами. Направления совершенствования налогового администрирования в части закрепления в НК РФ применяемых налоговыми органами форм предпроверочного анализа определены в Резолюции сессии ПМЮФ-2022 "Развитие форм и методов налогового контроля". Однако внесения изменений и дополнений в НК РФ в рамках указанного направления явно недостаточно, поскольку разрешение обозначенной проблемы зависит от выявления причин происходящего, которые кроются в противоречивом характере налогово-правовых норм в части определения объема полномочий налоговых органов, а также в пренебрежении ключевыми принципами организации государственного управления. Прежде всего речь идет о противоречивых положениях НК РФ при определении полномочий ФНС России. Устанавливая в п. 2 ст. 4 НК РФ запрет контрольно-надзорного органа на принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения и сборов, в других статьях Кодекса законодатель это право контролирующему субъекту делегирует. Изложенное приводит к негативным последствиям, выражающимся в смешении государственных функций между федеральными органами исполнительной власти, наделении контрольно-надзорного органа нормотворческими полномочиями, что в конечном счете выражается в разрастании объема правоприменительной практики, направленной на применение налоговыми органами не предусмотренных законом административных процедур и форм осуществления налогового контроля.
(Васянина Е.Л.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)На основании изложенного очевидно, что внедрение информационных систем и цифровых сервисов в механизм фискального администрирования не является панацеей в борьбе с не предусмотренными НК РФ контрольно-надзорными процедурами, а также с неэффективными инструментами управления бюджетными ресурсами. Направления совершенствования налогового администрирования в части закрепления в НК РФ применяемых налоговыми органами форм предпроверочного анализа определены в Резолюции сессии ПМЮФ-2022 "Развитие форм и методов налогового контроля". Однако внесения изменений и дополнений в НК РФ в рамках указанного направления явно недостаточно, поскольку разрешение обозначенной проблемы зависит от выявления причин происходящего, которые кроются в противоречивом характере налогово-правовых норм в части определения объема полномочий налоговых органов, а также в пренебрежении ключевыми принципами организации государственного управления. Прежде всего речь идет о противоречивых положениях НК РФ при определении полномочий ФНС России. Устанавливая в п. 2 ст. 4 НК РФ запрет контрольно-надзорного органа на принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения и сборов, в других статьях Кодекса законодатель это право контролирующему субъекту делегирует. Изложенное приводит к негативным последствиям, выражающимся в смешении государственных функций между федеральными органами исполнительной власти, наделении контрольно-надзорного органа нормотворческими полномочиями, что в конечном счете выражается в разрастании объема правоприменительной практики, направленной на применение налоговыми органами не предусмотренных законом административных процедур и форм осуществления налогового контроля.
Статья: Понятие налогового контроля и его формы в Республике Таджикистан
(Рустамзода Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Итак, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития науки налогового права вопросы, касающиеся основных подходов к определению понятий форм налогового контроля, в Таджикистане до сих пор остаются малоизученными. Представляется, что причиной этому является неурегулированность в налоговом законодательстве ряда основных положений налогового контроля. В частности, в налоговом законодательстве и Инструкции "О проведении налоговых проверок" отсутствуют такие понятия, как форма, методы налогового контроля, не закреплен законодательно их перечень. Отсутствие однозначного подхода к указанным понятиям, постоянные изменения в налоговом законодательстве создают трудности в правоприменительной практике. В связи с этим необходимо разграничить эти понятия и законодательно их закрепить.
(Рустамзода Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Итак, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития науки налогового права вопросы, касающиеся основных подходов к определению понятий форм налогового контроля, в Таджикистане до сих пор остаются малоизученными. Представляется, что причиной этому является неурегулированность в налоговом законодательстве ряда основных положений налогового контроля. В частности, в налоговом законодательстве и Инструкции "О проведении налоговых проверок" отсутствуют такие понятия, как форма, методы налогового контроля, не закреплен законодательно их перечень. Отсутствие однозначного подхода к указанным понятиям, постоянные изменения в налоговом законодательстве создают трудности в правоприменительной практике. В связи с этим необходимо разграничить эти понятия и законодательно их закрепить.
Статья: Проблема формального подхода к оценке налоговой обязанности в условиях цифровизации
(Даниленко Н.С., Провоторов В.П., Плешанова О.П.)
("Закон", 2021, N 4)В 2004 г. КС РФ сформулировал вывод о том, что методы налогового контроля не могут быть использованы налоговыми органами в противоречие с законными целями, а равно устанавливать излишние ограничения деятельности налогоплательщика. В деле о применении ст. 89 НК РФ предметом рассмотрения было требование добросовестности налогового администрирования в аспекте запрета неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля <12>. Оценивая конституционность ст. 89 в части, устанавливающей порядок исчисления сроков проведения выездной налоговой проверки, Суд указал: "Налоговый кодекс Российской Федерации исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации)".
(Даниленко Н.С., Провоторов В.П., Плешанова О.П.)
("Закон", 2021, N 4)В 2004 г. КС РФ сформулировал вывод о том, что методы налогового контроля не могут быть использованы налоговыми органами в противоречие с законными целями, а равно устанавливать излишние ограничения деятельности налогоплательщика. В деле о применении ст. 89 НК РФ предметом рассмотрения было требование добросовестности налогового администрирования в аспекте запрета неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля <12>. Оценивая конституционность ст. 89 в части, устанавливающей порядок исчисления сроков проведения выездной налоговой проверки, Суд указал: "Налоговый кодекс Российской Федерации исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации)".
Статья: Реформирование института налоговой обязанности в условиях цифровизации: новые подходы и характер правового регулирования (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 11)В этом смысле факт автоматизированного расчета налогов иным лицом на основании готовых исходных данных по существу жизнь налогоплательщику не облегчает, потому что всегда остается открытым вопрос о том, что и в силу чего было положено в основу исходных данных для исчисления налогов. Более того, он и сам при наличии соответствующего приложения, получив необходимые данные, удостоверившись в их достоверности и обоснованности, в состоянии произвести расчет. Другое дело - внедрение автоматизированной фиксации объектов налогообложения и определения налоговой базы (ККТ, онлайн-кассы) в процесс осуществления самим налогоплательщиком экономической деятельности или предоставление налоговому органу удаленного доступа к системам бухгалтерского учета и налоговой отчетности через аутентификацию и авторизацию налогоплательщиков (налоговый мониторинг). Это позволяет налоговым органам получать на постоянной основе необходимую информацию, наравне с налогоплательщиком определять налоговую базу, исчислять сумму налога, а значит - осуществлять текущий налоговый контроль и не прибегать к затратным методам последующего налогового контроля.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 11)В этом смысле факт автоматизированного расчета налогов иным лицом на основании готовых исходных данных по существу жизнь налогоплательщику не облегчает, потому что всегда остается открытым вопрос о том, что и в силу чего было положено в основу исходных данных для исчисления налогов. Более того, он и сам при наличии соответствующего приложения, получив необходимые данные, удостоверившись в их достоверности и обоснованности, в состоянии произвести расчет. Другое дело - внедрение автоматизированной фиксации объектов налогообложения и определения налоговой базы (ККТ, онлайн-кассы) в процесс осуществления самим налогоплательщиком экономической деятельности или предоставление налоговому органу удаленного доступа к системам бухгалтерского учета и налоговой отчетности через аутентификацию и авторизацию налогоплательщиков (налоговый мониторинг). Это позволяет налоговым органам получать на постоянной основе необходимую информацию, наравне с налогоплательщиком определять налоговую базу, исчислять сумму налога, а значит - осуществлять текущий налоговый контроль и не прибегать к затратным методам последующего налогового контроля.
Статья: Перспективы развития налогового мониторинга в Российской Федерации
(Сафохина Е.А.)
("Финансы", 2024, N 11)Сегодня в России отмечается большое количество налоговых правонарушений и преступлений, которые наносят значительный ущерб бюджету государства, и сумма этого ущерба из года в год только увеличивается. При этом современные налоговые правонарушения имеют совершенно новый вид и уровень сложности: сегодня повсеместно используются информационные технологии и инновации. А потому методы борьбы с ними должны быть соответствующими, ведь зачастую прежних форм и методов налогового контроля оказывается уже недостаточно. При этом налоговый мониторинг является новейшей высокотехнологичной формой налогового контроля.
(Сафохина Е.А.)
("Финансы", 2024, N 11)Сегодня в России отмечается большое количество налоговых правонарушений и преступлений, которые наносят значительный ущерб бюджету государства, и сумма этого ущерба из года в год только увеличивается. При этом современные налоговые правонарушения имеют совершенно новый вид и уровень сложности: сегодня повсеместно используются информационные технологии и инновации. А потому методы борьбы с ними должны быть соответствующими, ведь зачастую прежних форм и методов налогового контроля оказывается уже недостаточно. При этом налоговый мониторинг является новейшей высокотехнологичной формой налогового контроля.
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В Российской Федерации в целях снижения вероятности уклонения от уплаты налогов и повышения высокой интенсивности налогового администрирования были внедрены новые формы налогового контроля. В Налоговом кодексе (далее - НК РФ) появилась целая глава о взаимозависимых лицах, трансфертном ценообразовании и контролируемых сделках, которая урегулировала отношения с 1 января 2012 г. Как пишут многие авторы, налоговые органы уходят от классических методов налогового контроля, выбирая точечные вопросы контроля, являющиеся наиболее актуальными и эффективными в обеспечении дохода бюджета.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В Российской Федерации в целях снижения вероятности уклонения от уплаты налогов и повышения высокой интенсивности налогового администрирования были внедрены новые формы налогового контроля. В Налоговом кодексе (далее - НК РФ) появилась целая глава о взаимозависимых лицах, трансфертном ценообразовании и контролируемых сделках, которая урегулировала отношения с 1 января 2012 г. Как пишут многие авторы, налоговые органы уходят от классических методов налогового контроля, выбирая точечные вопросы контроля, являющиеся наиболее актуальными и эффективными в обеспечении дохода бюджета.