Методика исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Методика исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности расчета вреда, причиненного почвам
(Ремизова В.А., Баскаков К.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)<2> Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 (ред. от 18.11.2021) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (зарегистрирован в Минюсте России 07.09.2010 N 18364) // СПС "КонсультантПлюс".
(Ремизова В.А., Баскаков К.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)<2> Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 (ред. от 18.11.2021) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (зарегистрирован в Минюсте России 07.09.2010 N 18364) // СПС "КонсультантПлюс".
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При наличии необходимых условий привлечения к гражданско-правовой ответственности, а также оснований, предусмотренных ГК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, природоохранными органами могут быть направлены претензии о возмещении вреда окружающей среде, причиненного почвам, например если при рекультивации земель допускаются нарушения требований в области обращения с отходами, выраженные в захламлении земельного участка отходами производства и потребления или перекрытии почв искусственными покрытиями.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При наличии необходимых условий привлечения к гражданско-правовой ответственности, а также оснований, предусмотренных ГК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, природоохранными органами могут быть направлены претензии о возмещении вреда окружающей среде, причиненного почвам, например если при рекультивации земель допускаются нарушения требований в области обращения с отходами, выраженные в захламлении земельного участка отходами производства и потребления или перекрытии почв искусственными покрытиями.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, включает в себя в том числе определение размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв. При этом учитывается степень загрязнения, которая зависит от соотношения фактического содержания загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв (пункты 4 - 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года N 238).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, включает в себя в том числе определение размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв. При этом учитывается степень загрязнения, которая зависит от соотношения фактического содержания загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв (пункты 4 - 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года N 238).
Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238
(ред. от 18.11.2021)
"Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010 N 18364)Зарегистрировано в Минюсте России 7 сентября 2010 г. N 18364
(ред. от 18.11.2021)
"Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010 N 18364)Зарегистрировано в Минюсте России 7 сентября 2010 г. N 18364
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в случае причинения вреда окружающей среде приоритетной формой его возмещения должно быть проведение рекультивации организацией - причинителем вреда. Если проведение восстановительных работ невозможно, то причинитель вреда должен компенсировать его в соответствии с таксами и методиками (Заключение Минэкономразвития от 01.08.2013 "По итогам экспертизы Приказа Минприроды от 08.06.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды").
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в случае причинения вреда окружающей среде приоритетной формой его возмещения должно быть проведение рекультивации организацией - причинителем вреда. Если проведение восстановительных работ невозможно, то причинитель вреда должен компенсировать его в соответствии с таксами и методиками (Заключение Минэкономразвития от 01.08.2013 "По итогам экспертизы Приказа Минприроды от 08.06.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды").
Статья: Об эквивалентности в деликтных правоотношениях
(Летута Т.В.)
("Современное право", 2024, N 4)Но в судебной практике встречаются случаи, не учитывающие эквивалентность как необходимую составляющую при определении размера присуждаемой суммы в деликтных исках. Например, в Определении Верховного Суда РФ от 28.12.2020 N 306-ЭС20-16219 по делу N А57-8748/2019 указано на недопустимость удовлетворения требований истца о рекультивации ответчиком захламленного строительным мусором земельного участка с одновременным возмещением вреда. Исходя из анализа мотивировочной части решения суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования по данному делу, размер вреда почвам был рассчитан истцом по Методике исчисления, установленной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", в соответствии с которым данная Методика предназначена для исчисления размера вреда в стоимостной форме <7>. В то же время согласно Постановлению Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц. В деле, на наш взгляд, не был установлен главный момент, влияющий на справедливость присуждаемого возмещения: отсутствуют ли у собственника иные затраты, помимо требуемых для восстановления имущества. Поскольку методика расчета включает лишь необходимые именно для восстановления почвы суммы, гипотетически при наличии иных убытков исключение из требований истца сумм на их возмещение свидетельствует о нарушении требования эквивалентности в деликтных правоотношениях.
(Летута Т.В.)
("Современное право", 2024, N 4)Но в судебной практике встречаются случаи, не учитывающие эквивалентность как необходимую составляющую при определении размера присуждаемой суммы в деликтных исках. Например, в Определении Верховного Суда РФ от 28.12.2020 N 306-ЭС20-16219 по делу N А57-8748/2019 указано на недопустимость удовлетворения требований истца о рекультивации ответчиком захламленного строительным мусором земельного участка с одновременным возмещением вреда. Исходя из анализа мотивировочной части решения суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования по данному делу, размер вреда почвам был рассчитан истцом по Методике исчисления, установленной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", в соответствии с которым данная Методика предназначена для исчисления размера вреда в стоимостной форме <7>. В то же время согласно Постановлению Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц. В деле, на наш взгляд, не был установлен главный момент, влияющий на справедливость присуждаемого возмещения: отсутствуют ли у собственника иные затраты, помимо требуемых для восстановления имущества. Поскольку методика расчета включает лишь необходимые именно для восстановления почвы суммы, гипотетически при наличии иных убытков исключение из требований истца сумм на их возмещение свидетельствует о нарушении требования эквивалентности в деликтных правоотношениях.
Статья: Модель понятия "окружающая среда" в экологическом праве России
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)<12> Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 июля 2010 г. N 238 (ред. от 18 ноября 2021 г.) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)<12> Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 июля 2010 г. N 238 (ред. от 18 ноября 2021 г.) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
Статья: Проблема возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, при формировании отвалов вскрышных пород в результате хозяйственной деятельности недропользователя
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)<12> См.: Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 40.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)<12> См.: Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 40.
Статья: Совершенствование правового режима охраны окружающей среды и природопользования на Байкальской природной территории
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)<14> См.: Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2020 г. N АПЛ20-161 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 20.03.2020 N АКПИ19-1029, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2 и 10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, и Приложения N 1 к ней (Таксы (Тх) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче и уничтожении плодородного слоя почв)" // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июля 2020 г. N Ф09-3177/20 по делу N А50-211/2019 // СПС "КонсультантПлюс". Также: "возмещению подлежит вред, причиненный каждому компоненту природной среды". См.: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 304-ЭС20-737 по делу N А75-474/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)<14> См.: Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2020 г. N АПЛ20-161 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 20.03.2020 N АКПИ19-1029, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2 и 10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, и Приложения N 1 к ней (Таксы (Тх) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче и уничтожении плодородного слоя почв)" // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июля 2020 г. N Ф09-3177/20 по делу N А50-211/2019 // СПС "КонсультантПлюс". Также: "возмещению подлежит вред, причиненный каждому компоненту природной среды". См.: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 304-ЭС20-737 по делу N А75-474/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)В настоящий момент применению подлежат Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами <5>; Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель <6>; Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах <7>; Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод <8>; Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений <9>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <10>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды <11>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования <12>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам <13>; Нормативы стоимости и Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания <14>; Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах <15>; Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам <16>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, и применяемая с ними Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства <17>; Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам <18>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды <19>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации <20>.
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)В настоящий момент применению подлежат Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами <5>; Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель <6>; Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах <7>; Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод <8>; Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений <9>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <10>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды <11>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования <12>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам <13>; Нормативы стоимости и Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания <14>; Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах <15>; Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам <16>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, и применяемая с ними Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства <17>; Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам <18>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды <19>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации <20>.
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)<22> См.: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N АКПИ19-1029 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2 и 10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 и Приложения N 1 к нему (Таксы ТХ) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды при загрязнении, порче и уничтожении плодородного слоя почв)" // СПС "КонсультантПлюс".
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)<22> См.: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N АКПИ19-1029 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2 и 10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 и Приложения N 1 к нему (Таксы ТХ) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды при загрязнении, порче и уничтожении плодородного слоя почв)" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Актуальные вопросы возмещения вреда, причиненного недрам вследствие нарушения экологического законодательства
(Винницкий А.В., Вагина О.В., Гаевская Е.Ю.)
("Современное право", 2022, N 6)5. В случае причинения вреда окружающей среде приоритетной формой его возмещения должно быть проведение рекультивации организацией - причинителем вреда. Если проведение восстановительных работ невозможно, то причинитель вреда должен компенсировать его в соответствии с таксами и методиками (Заключение Минэкономразвития России от 01.08.2013 "По итогам экспертизы Приказа Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"). Следует отметить при этом, что в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П указано: "Несмотря на то что из Конституции Российской Федерации непосредственно не вытекает требование обязательного учета расходов, понесенных правонарушителем в добровольном порядке, на рекультивацию нарушенных природных объектов, при решении вопроса об определении размера возмещения причиненного вреда, наступившего в результате совершения экологического правонарушения, исчисляемого по соответствующим таксам и методикам, законодатель, а по его поручению - исполнительные органы государственной власти, осуществляющие управление природными ресурсами, вправе в пределах своих полномочий и в случае, когда причинитель вреда за свой счет произвел рекультивационные мероприятия, особенно если он вложил при этом средства большие, чем это необходимо для устранения нарушения, предусмотреть учет денежных средств, потраченных правонарушителем при исполнении им обязанности по устранению вреда в натуре".
(Винницкий А.В., Вагина О.В., Гаевская Е.Ю.)
("Современное право", 2022, N 6)5. В случае причинения вреда окружающей среде приоритетной формой его возмещения должно быть проведение рекультивации организацией - причинителем вреда. Если проведение восстановительных работ невозможно, то причинитель вреда должен компенсировать его в соответствии с таксами и методиками (Заключение Минэкономразвития России от 01.08.2013 "По итогам экспертизы Приказа Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"). Следует отметить при этом, что в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П указано: "Несмотря на то что из Конституции Российской Федерации непосредственно не вытекает требование обязательного учета расходов, понесенных правонарушителем в добровольном порядке, на рекультивацию нарушенных природных объектов, при решении вопроса об определении размера возмещения причиненного вреда, наступившего в результате совершения экологического правонарушения, исчисляемого по соответствующим таксам и методикам, законодатель, а по его поручению - исполнительные органы государственной власти, осуществляющие управление природными ресурсами, вправе в пределах своих полномочий и в случае, когда причинитель вреда за свой счет произвел рекультивационные мероприятия, особенно если он вложил при этом средства большие, чем это необходимо для устранения нарушения, предусмотреть учет денежных средств, потраченных правонарушителем при исполнении им обязанности по устранению вреда в натуре".
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)Органы государственной власти специальной компетенции в сфере осуществления государственного земельного надзора при подсчете размера причиненного ущерба применяют Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды <4>. Если проанализировать судебную практику, то возникает заключение, что при предъявлении исков к юридическим лицам о возмещении убытков органы государственной власти подменяют понятия "загрязнение окружающей среды", "вред окружающей среде", "последствия загрязнения земельных участков" <5>. Это негативно сказывается на формировании судебного прецедента по данной проблеме. В настоящее время судебная практика в сфере взыскания ущерба за причинение вреда землям противоречива, нет единого мнения и подхода при вынесении решений.
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)Органы государственной власти специальной компетенции в сфере осуществления государственного земельного надзора при подсчете размера причиненного ущерба применяют Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды <4>. Если проанализировать судебную практику, то возникает заключение, что при предъявлении исков к юридическим лицам о возмещении убытков органы государственной власти подменяют понятия "загрязнение окружающей среды", "вред окружающей среде", "последствия загрязнения земельных участков" <5>. Это негативно сказывается на формировании судебного прецедента по данной проблеме. В настоящее время судебная практика в сфере взыскания ущерба за причинение вреда землям противоречива, нет единого мнения и подхода при вынесении решений.