Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применяется при закупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применяется при закупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений при обосновании НМЦК
(КонсультантПлюс, 2025)1. Если обосновывается применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - доказательствами, подтверждающими рыночные цены идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупке, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. 3.1 Методических рекомендаций определения НМЦК). В частности:
(КонсультантПлюс, 2025)1. Если обосновывается применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - доказательствами, подтверждающими рыночные цены идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупке, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. 3.1 Методических рекомендаций определения НМЦК). В частности:
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.05.2023 N Ф09-2459/23 по делу N А60-39833/2022
Требование: О признании недействительными аукциона на приобретение жилья для предоставления гражданам по договору социального найма и заключенного по его итогам муниципального контракта, применении последствий недействительности.
Обстоятельства: Прокурор указал на нарушения законодательства о контрактной системе в части формирования начальной (максимальной) цены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как при определении цены контракта методом сопоставимых рыночных цен заказчиком осуществлены сбор и анализ достаточного количества сведений о рынке и ценах на однородные жилые помещения в сопоставимых с условиями закупки показателях, сведения вторичного рынка жилья использованы ввиду отсутствия предложений на первичном рынке.По смыслу вышеприведенных норм права и рекомендаций начальная (максимальная) цена контракта при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может быть определена на основании как идентичных товаров, планируемых к закупкам, так и при их отсутствии - однородных товаров. При этом характеристики данных товаров должны быть сопоставимы с условиями документации о планируемой закупке.
Требование: О признании недействительными аукциона на приобретение жилья для предоставления гражданам по договору социального найма и заключенного по его итогам муниципального контракта, применении последствий недействительности.
Обстоятельства: Прокурор указал на нарушения законодательства о контрактной системе в части формирования начальной (максимальной) цены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как при определении цены контракта методом сопоставимых рыночных цен заказчиком осуществлены сбор и анализ достаточного количества сведений о рынке и ценах на однородные жилые помещения в сопоставимых с условиями закупки показателях, сведения вторичного рынка жилья использованы ввиду отсутствия предложений на первичном рынке.По смыслу вышеприведенных норм права и рекомендаций начальная (максимальная) цена контракта при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может быть определена на основании как идентичных товаров, планируемых к закупкам, так и при их отсутствии - однородных товаров. При этом характеристики данных товаров должны быть сопоставимы с условиями документации о планируемой закупке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об использовании проектно-сметного метода для определения и обоснования НМЦК при закупке услуг по обследованию зданий.
(Письмо Минфина России от 19.11.2024 N 24-06-09/114739)Таким образом, при осуществлении закупок на оказание услуг по обследованию зданий заказчик вправе применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а также иной метод определения НМЦК при условии включения обоснования невозможности применения методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, в обоснование НМЦК.
(Письмо Минфина России от 19.11.2024 N 24-06-09/114739)Таким образом, при осуществлении закупок на оказание услуг по обследованию зданий заказчик вправе применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а также иной метод определения НМЦК при условии включения обоснования невозможности применения методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, в обоснование НМЦК.
Статья: Обоснование цены по Закону N 223-ФЗ: отдельные проблемы и практика
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 6)- заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 6)- заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875
(ред. от 27.09.2025)
"О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти")в) особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги при применении в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в позициях 1 - 145 приложения N 1 к настоящему постановлению и (или) позициях 1 - 433 приложения N 2 к настоящему постановлению:
(ред. от 27.09.2025)
"О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти")в) особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги при применении в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в позициях 1 - 145 приложения N 1 к настоящему постановлению и (или) позициях 1 - 433 приложения N 2 к настоящему постановлению:
Вопрос: О применении заказчиком метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) при неполучении информации о цене товаров.
(Письмо Минфина России от 15.10.2025 N 24-06-06/99937)Положения подпункта "в" пункта 7 Постановления N 1875 устанавливают особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги при применении в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в позициях 1 - 145 приложения N 1 к Постановлению N 1875 и (или) позициях 1 - 433 приложения N 2 к Постановлению N 1875 (далее - особенности определения цен).
(Письмо Минфина России от 15.10.2025 N 24-06-06/99937)Положения подпункта "в" пункта 7 Постановления N 1875 устанавливают особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги при применении в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в позициях 1 - 145 приложения N 1 к Постановлению N 1875 и (или) позициях 1 - 433 приложения N 2 к Постановлению N 1875 (далее - особенности определения цен).
Готовое решение: Как провести закупку с неизвестным объемом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите особенности обоснования начальной цены единицы товара (работы, услуги) методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), если объект закупки включает товары из позиций 1 - 145 Приложения N 1 и (или) позиций 1 - 433 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875. В отдельных случаях такие особенности не применяются. Это касается, например, ситуации, когда максимальное значение цены контракта не более 1 млн руб., а начальная цена единицы товара не более 5 тыс. руб. (пп. "в", "г" п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875, Письмо Минфина России от 14.10.2025 N 24-06-06/99307).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите особенности обоснования начальной цены единицы товара (работы, услуги) методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), если объект закупки включает товары из позиций 1 - 145 Приложения N 1 и (или) позиций 1 - 433 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875. В отдельных случаях такие особенности не применяются. Это касается, например, ситуации, когда максимальное значение цены контракта не более 1 млн руб., а начальная цена единицы товара не более 5 тыс. руб. (пп. "в", "г" п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875, Письмо Минфина России от 14.10.2025 N 24-06-06/99307).
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке офисных товаров по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите особенности определения НМЦК (цены контракта с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара) методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), если в отношении объекта закупки установлен запрет или ограничение допуска иностранных товаров (пп. "в" п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875). В ряде случаев данные особенности не применяются.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите особенности определения НМЦК (цены контракта с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара) методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), если в отношении объекта закупки установлен запрет или ограничение допуска иностранных товаров (пп. "в" п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875). В ряде случаев данные особенности не применяются.
Вопрос: Об определении и обосновании НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 24-06-09/26325)Частью 3 статьи 22 Закона N 44-ФЗ установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 24-06-09/26325)Частью 3 статьи 22 Закона N 44-ФЗ установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Статья: Определение и обоснование цены договора по Закону N 223-ФЗ
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)По результатам исследования некоторого множества положений о закупках, размещенных в ЕИС, автор приходит к выводу, что в большинстве из них закреплен базовый набор методов, аналогичный тому, который содержится в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, а именно метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод и затратный метод. Условия их применения также часто дублируют положения ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)По результатам исследования некоторого множества положений о закупках, размещенных в ЕИС, автор приходит к выводу, что в большинстве из них закреплен базовый набор методов, аналогичный тому, который содержится в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, а именно метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод и затратный метод. Условия их применения также часто дублируют положения ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: О вопросах, связанных с предоставлением национального режима при осуществлении закупок.
(Письмо Минфина России от 17.03.2025 N 24-06-06/25869)Так, абзацем третьим подпункта "в" пункта 7 Постановления N 1875 установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ запрос о предоставлении информации о цене товаров, указанных в позициях 1 - 145 приложения N 1 к Постановлению N 1875, позициях 1 - 432 приложения N 2 к Постановлению N 1875, субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности. Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
(Письмо Минфина России от 17.03.2025 N 24-06-06/25869)Так, абзацем третьим подпункта "в" пункта 7 Постановления N 1875 установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ запрос о предоставлении информации о цене товаров, указанных в позициях 1 - 145 приложения N 1 к Постановлению N 1875, позициях 1 - 432 приложения N 2 к Постановлению N 1875, субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности. Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Вопрос: Об определении и обосновании НМЦК в рамках мер по предоставлению национального режима при закупках.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 24-06-09/23056)Так, абзацем третьим подпункта "в" пункта 7 Постановления N 1875 установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ запрос о предоставлении информации о цене товаров, указанных в позициях 1 - 145 приложения N 1 к Постановлению N 1875, позициях 1 - 432 приложения N 2 к Постановлению N 1875, субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности. Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 24-06-09/23056)Так, абзацем третьим подпункта "в" пункта 7 Постановления N 1875 установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ запрос о предоставлении информации о цене товаров, указанных в позициях 1 - 145 приложения N 1 к Постановлению N 1875, позициях 1 - 432 приложения N 2 к Постановлению N 1875, субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности. Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Вопрос: Об определении НМЦК при закупках.
(Письмо Минфина России от 05.03.2025 N 24-06-09/21386)В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии - однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
(Письмо Минфина России от 05.03.2025 N 24-06-09/21386)В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии - однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
Вопрос: Об использовании общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг при определении и обосновании НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-09/119450)Частью 3 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-09/119450)Частью 3 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Вопрос: Об определении начальной (максимальной) цены контракта в целях достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров отдельных видов.
(Письмо Минфина России от 01.08.2023 N 24-06-06/71841)- при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП).
(Письмо Минфина России от 01.08.2023 N 24-06-06/71841)- при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП).