Место проведения выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Место проведения выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения инспекции не свидетельствует о нарушении условий проведения проверки и не ущемляет права и законные интересы налогоплательщика.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения инспекции не свидетельствует о нарушении условий проведения проверки и не ущемляет права и законные интересы налогоплательщика.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. По его мнению, решение Управления ФНС России по Кировской области о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщика, находящегося на территории Республики Татарстан, противоречит положениям п. 2 ст. 89 НК РФ, согласно которым налоговый контроль осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Также общество указывает, что им оспаривается распоряжение ФНС России от 03.04.2023 N 83@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" (далее - Распоряжение N 83@) в Верховном Суде Российской Федерации (дело N АКПИ24-595). Суд не нашел оснований для признания недействительным решения налогового органа, поскольку в результате внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации. Распоряжением N 83@ Управление ФНС России по Кировской области уполномочено на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в том числе в Республике Татарстан, следовательно, оспариваемое решение Управления о проведении выездной налоговой проверки принято уполномоченным налоговым органом в порядке, установленном п. 2 ст. 89 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. По его мнению, решение Управления ФНС России по Кировской области о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщика, находящегося на территории Республики Татарстан, противоречит положениям п. 2 ст. 89 НК РФ, согласно которым налоговый контроль осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Также общество указывает, что им оспаривается распоряжение ФНС России от 03.04.2023 N 83@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" (далее - Распоряжение N 83@) в Верховном Суде Российской Федерации (дело N АКПИ24-595). Суд не нашел оснований для признания недействительным решения налогового органа, поскольку в результате внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации. Распоряжением N 83@ Управление ФНС России по Кировской области уполномочено на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в том числе в Республике Татарстан, следовательно, оспариваемое решение Управления о проведении выездной налоговой проверки принято уполномоченным налоговым органом в порядке, установленном п. 2 ст. 89 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам10.2. КОГДА ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА ПРОВОДИТСЯ
Ситуация: Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку по месту жительства физлица. Однако сотрудники налогового органа должны получить согласие самого налогоплательщика и граждан, проживающих в жилом помещении проверяемого налогоплательщика, на проведение налоговой проверки. При отсутствии такого согласия выездная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции РФ; абз. 1 п. 2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку по месту жительства физлица. Однако сотрудники налогового органа должны получить согласие самого налогоплательщика и граждан, проживающих в жилом помещении проверяемого налогоплательщика, на проведение налоговой проверки. При отсутствии такого согласия выездная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции РФ; абз. 1 п. 2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.
Статья: Выемка как мероприятие дополнительного налогового контроля: возможности оспаривания
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 2)2) в силу п. 12 и 14 ст. 89 НК РФ ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а при наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 2)2) в силу п. 12 и 14 ст. 89 НК РФ ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а при наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
Статья: Выездная налоговая проверка: процедурные моменты
(Сергеева И.К.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Объективные причины непредоставления налогоплательщиком помещения для проверки должны быть подтверждены фактическими обстоятельствами. Решение о проведении выездной проверки по месту нахождения налогового органа принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при наличии письменного заявления проверяемого лица либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. Для принятия такого решения при необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика, предусмотренный ст. 92 НК РФ (п. 2.2 Письма N АС-4-2/13622).
(Сергеева И.К.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Объективные причины непредоставления налогоплательщиком помещения для проверки должны быть подтверждены фактическими обстоятельствами. Решение о проведении выездной проверки по месту нахождения налогового органа принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при наличии письменного заявления проверяемого лица либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. Для принятия такого решения при необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика, предусмотренный ст. 92 НК РФ (п. 2.2 Письма N АС-4-2/13622).
Статья: Допускается ли в рамках проверки несколько осмотров одного помещения?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)При этом запрета на повторный осмотр территории налогоплательщика в законодательстве нет, уточнили судьи. "<...> учитывая, что запрет на проведение повторного осмотра территорий, помещений при проведении выездной налоговой проверки (имевшей место в данном случае) законом не установлен, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого постановления. То обстоятельство, что в статьях 82, 92 Налогового кодекса Российской Федерации указано о проведении осмотра, а не осмотров, в данном случае, правового значения не имеет", - говорится в комментируемом Постановлении.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)При этом запрета на повторный осмотр территории налогоплательщика в законодательстве нет, уточнили судьи. "<...> учитывая, что запрет на проведение повторного осмотра территорий, помещений при проведении выездной налоговой проверки (имевшей место в данном случае) законом не установлен, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого постановления. То обстоятельство, что в статьях 82, 92 Налогового кодекса Российской Федерации указано о проведении осмотра, а не осмотров, в данном случае, правового значения не имеет", - говорится в комментируемом Постановлении.