Местные нормативы градостроительного проектирования Краснодар
Подборка наиболее важных документов по запросу Местные нормативы градостроительного проектирования Краснодар (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.2025 N 18-КАД24-71-К4
Об отмене апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 28.11.2023 и кассационного определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2024 и оставлении в силе решения Краснодарского краевого суда от 18.07.2023, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими решений городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 "О генеральном плане муниципального образования город Краснодар", от 30.01.2007 N 19 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" (в ред. от 22.07.2021 N 17).Из материалов дела следует, что в обоснование Генерального плана в части установления функциональной зоны "Зона озелененных территорий специального назначения" положена стратегия инвестиционного развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года, утвержденная решением городской Думы Краснодара от 24 февраля 2011 г. N 8 (п. 8) (далее - Стратегия), в подпункте "е" пункта 5.2 которой указано на необходимость проведения работ по сохранению и воспроизводству зеленого пояса города и увеличения числа озелененных территорий в связи с их недостаточностью согласно местным нормативам градостроительного проектирования, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 19 июля 2012 г. N 32 (п. 13).
Об отмене апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 28.11.2023 и кассационного определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2024 и оставлении в силе решения Краснодарского краевого суда от 18.07.2023, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими решений городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 "О генеральном плане муниципального образования город Краснодар", от 30.01.2007 N 19 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" (в ред. от 22.07.2021 N 17).Из материалов дела следует, что в обоснование Генерального плана в части установления функциональной зоны "Зона озелененных территорий специального назначения" положена стратегия инвестиционного развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года, утвержденная решением городской Думы Краснодара от 24 февраля 2011 г. N 8 (п. 8) (далее - Стратегия), в подпункте "е" пункта 5.2 которой указано на необходимость проведения работ по сохранению и воспроизводству зеленого пояса города и увеличения числа озелененных территорий в связи с их недостаточностью согласно местным нормативам градостроительного проектирования, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 19 июля 2012 г. N 32 (п. 13).
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2025 N 308-ЭС24-20719 по делу N А32-53202/2023
Категория: Споры в сфере строительства и архитектуры.
Требования: 1) О признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство; 2) Об обязании устранить нарушение путем повторного рассмотрения заявления о выдаче разрешения.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано наличием ограничений на строительство многоквартирных домов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не дали оценку доводам органа местного самоуправления о наличии ограничений строительства многоквартирных домов вне процедуры комплексного освоения территории с целью обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности граждан.Решением Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 94 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования данного муниципального образования, которыми установлена совокупность расчетных показателей, указанных в статье 29.2 ГрК РФ.
Категория: Споры в сфере строительства и архитектуры.
Требования: 1) О признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство; 2) Об обязании устранить нарушение путем повторного рассмотрения заявления о выдаче разрешения.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано наличием ограничений на строительство многоквартирных домов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не дали оценку доводам органа местного самоуправления о наличии ограничений строительства многоквартирных домов вне процедуры комплексного освоения территории с целью обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности граждан.Решением Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 94 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования данного муниципального образования, которыми установлена совокупность расчетных показателей, указанных в статье 29.2 ГрК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность за нарушения градостроительного законодательства в нормотворческой деятельности субъектов РФ
(Болтанова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2013, N 5)В соответствии с п. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации. Анализ норм административного и градостроительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать административную ответственность за правонарушения в области благоустройства территории (соответствующие положения есть в законах г. Москвы, Иркутской, Ленинградской, Тюменской, Воронежской, Липецкой, Калужской областей и др.); несоблюдение региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования (Калининградская, Волгоградская, Томская области, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия)); нарушение правил землепользования и застройки (Приморский, Ставропольский, Краснодарский края, Пензенская, Калининградская, Свердловская, Челябинская, Волгоградская, Липецкая, Ленинградская, Томская, Белгородская области, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Республика Мордовия), требований нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в сфере территориального планирования (Тюменская область, Вологодская область, Красноярский край), порядка подготовки документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (кроме согласования проектов таких документов) <4>, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (Республика Саха (Якутия), Тюменская, Томская, Иркутская, Кировская, Калининградская области, Забайкальский, Красноярский края), законодательства об охране объектов культурного наследия регионального и местного значения (пожалуй, во всех регионах предусмотрена ответственность за такие нарушения), правил размещения на территориях общего пользования временных объектов (Красноярский край).
(Болтанова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2013, N 5)В соответствии с п. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации. Анализ норм административного и градостроительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать административную ответственность за правонарушения в области благоустройства территории (соответствующие положения есть в законах г. Москвы, Иркутской, Ленинградской, Тюменской, Воронежской, Липецкой, Калужской областей и др.); несоблюдение региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования (Калининградская, Волгоградская, Томская области, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия)); нарушение правил землепользования и застройки (Приморский, Ставропольский, Краснодарский края, Пензенская, Калининградская, Свердловская, Челябинская, Волгоградская, Липецкая, Ленинградская, Томская, Белгородская области, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Республика Мордовия), требований нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в сфере территориального планирования (Тюменская область, Вологодская область, Красноярский край), порядка подготовки документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (кроме согласования проектов таких документов) <4>, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (Республика Саха (Якутия), Тюменская, Томская, Иркутская, Кировская, Калининградская области, Забайкальский, Красноярский края), законодательства об охране объектов культурного наследия регионального и местного значения (пожалуй, во всех регионах предусмотрена ответственность за такие нарушения), правил размещения на территориях общего пользования временных объектов (Красноярский край).
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"8. Подготовка и утверждение генерального плана федеральной территории "Сириус", правил землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", документации по планировке территории федеральной территории "Сириус" могут осуществляться без учета документов территориального планирования Краснодарского края, генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, документации по планировке территории, утвержденной уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, документации по планировке территории, утвержденной федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"8. Подготовка и утверждение генерального плана федеральной территории "Сириус", правил землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", документации по планировке территории федеральной территории "Сириус" могут осуществляться без учета документов территориального планирования Краснодарского края, генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, документации по планировке территории, утвержденной уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, документации по планировке территории, утвержденной федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Федеральный закон от 05.12.2022 N 495-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Подготовка и утверждение генерального плана федеральной территории "Сириус", правил землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", документации по планировке территории федеральной территории "Сириус" могут осуществляться без учета документов территориального планирования Краснодарского края, генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, документации по планировке территории, утвержденной уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, документации по планировке территории, утвержденной федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Подготовка и утверждение генерального плана федеральной территории "Сириус", правил землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", документации по планировке территории федеральной территории "Сириус" могут осуществляться без учета документов территориального планирования Краснодарского края, генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, документации по планировке территории, утвержденной уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, документации по планировке территории, утвержденной федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.