Места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право граждан на организацию и проведение публичных мероприятий в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В соответствии с ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона о публичных мероприятиях в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта РФ дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В соответствии с ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона о публичных мероприятиях в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта РФ дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий.
Статья: Допустимость мирового соглашения в публично-правовых спорах: в поисках универсального критерия
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Принятый в развитие ст. 31 Конституции РФ Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусматривает уведомительный порядок проведения публичных мероприятий (ст. 7 Закона). Орган публичной власти, являющийся адресатом уведомления, отказывает в согласовании проведения мероприятия только в двух случаях: если податель уведомления не имеет права быть организатором публичного мероприятия или если в указанном в уведомлении месте проведение публичных мероприятий запрещено (ч. 3 ст. 12 Закона N 54-ФЗ). Перечни таких лиц и мест безальтернативно установлены соответствующими законами: если лицо или место относятся к указанным категориям, орган публичной власти обязан отказать в согласовании мероприятия; в противном случае полномочие отказать у органа власти отсутствует, однако он вправе воспользоваться процедурами согласования параметров публичного мероприятия, предусмотренными Законом N 54-ФЗ.
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Принятый в развитие ст. 31 Конституции РФ Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусматривает уведомительный порядок проведения публичных мероприятий (ст. 7 Закона). Орган публичной власти, являющийся адресатом уведомления, отказывает в согласовании проведения мероприятия только в двух случаях: если податель уведомления не имеет права быть организатором публичного мероприятия или если в указанном в уведомлении месте проведение публичных мероприятий запрещено (ч. 3 ст. 12 Закона N 54-ФЗ). Перечни таких лиц и мест безальтернативно установлены соответствующими законами: если лицо или место относятся к указанным категориям, орган публичной власти обязан отказать в согласовании мероприятия; в противном случае полномочие отказать у органа власти отсутствует, однако он вправе воспользоваться процедурами согласования параметров публичного мероприятия, предусмотренными Законом N 54-ФЗ.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд отметил, что национальные власти полагались на два правовых положения, запрещающих проведение публичных мероприятий в месте, выбранном заявителем: в то время как городская администрация полагалась на региональный закон, запрещающий проводить публичные мероприятия на площади С. в г. С., внутригосударственные суды ссылались на постановление городской администрации, ограничивающее периметр такой зоны в непосредственной близости к зданию Конституционного Суда [одного из субъектов Российской Федерации], где проведение публичных мероприятий было запрещено статьей 8 Закона о публичных мероприятиях (пункт 51 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд отметил, что национальные власти полагались на два правовых положения, запрещающих проведение публичных мероприятий в месте, выбранном заявителем: в то время как городская администрация полагалась на региональный закон, запрещающий проводить публичные мероприятия на площади С. в г. С., внутригосударственные суды ссылались на постановление городской администрации, ограничивающее периметр такой зоны в непосредственной близости к зданию Конституционного Суда [одного из субъектов Российской Федерации], где проведение публичных мероприятий было запрещено статьей 8 Закона о публичных мероприятиях (пункт 51 постановления).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"25. Для целей статьи 5.38 КоАП РФ воспрепятствование участию в публичном мероприятии заключается в создании вопреки требованиям закона препятствий для реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий и может состоять, например, в запрещении прохода гражданина к месту проведения публичного мероприятия путем незаконного создания заслонов, ограждений, а также в недопущении выражения участником публичного мероприятия своего мнения способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"25. Для целей статьи 5.38 КоАП РФ воспрепятствование участию в публичном мероприятии заключается в создании вопреки требованиям закона препятствий для реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий и может состоять, например, в запрещении прохода гражданина к месту проведения публичного мероприятия путем незаконного создания заслонов, ограждений, а также в недопущении выражения участником публичного мероприятия своего мнения способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.
Статья: Спойлерство как частный случай злоупотребления полномочиями
(Блохин П.Д.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 1)Указанный критерий сформулирован в статье 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которой очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления (часть 1.2), и в статье 12, согласно которой при получении уведомления о проведении публичного мероприятия указываются дата и время (пункт 1 части 1). В случае же невозможности проведения мероприятия, например из-за совпадающей с ним по времени иной акции, орган публичной власти направляет обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения (пункт 2 части 1 статьи 12). Несмотря на то что данное положение сформулировано как обязанность органа, в действительности речь идет о его дискреционном полномочии, поскольку именно он оценивает такую возможность в каждом конкретном случае. В этом состоит отличие от отказа в проведении публичного мероприятия, который допускается лишь в том случае, если лицо не вправе быть его организатором либо если в указанном месте проведение публичного мероприятия запрещено законом (часть 3 статьи 12). В последнем случае у органа власти, по смыслу приведенной нормы, отсутствует свобода усмотрения, поскольку законодатель заранее квалифицировал такое мероприятие как неизбежно угрожающее общественному спокойствию.
(Блохин П.Д.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 1)Указанный критерий сформулирован в статье 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которой очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления (часть 1.2), и в статье 12, согласно которой при получении уведомления о проведении публичного мероприятия указываются дата и время (пункт 1 части 1). В случае же невозможности проведения мероприятия, например из-за совпадающей с ним по времени иной акции, орган публичной власти направляет обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения (пункт 2 части 1 статьи 12). Несмотря на то что данное положение сформулировано как обязанность органа, в действительности речь идет о его дискреционном полномочии, поскольку именно он оценивает такую возможность в каждом конкретном случае. В этом состоит отличие от отказа в проведении публичного мероприятия, который допускается лишь в том случае, если лицо не вправе быть его организатором либо если в указанном месте проведение публичного мероприятия запрещено законом (часть 3 статьи 12). В последнем случае у органа власти, по смыслу приведенной нормы, отсутствует свобода усмотрения, поскольку законодатель заранее квалифицировал такое мероприятие как неизбежно угрожающее общественному спокойствию.
Статья: Порядок согласования проведения публичного мероприятия в форме автопробега
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что в силу ч. 3.1 ст. 8 Закона о собраниях порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с ч. 2 соответствующей статьи, определяется законом субъекта РФ с учетом требований Закона о собраниях, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что в силу ч. 3.1 ст. 8 Закона о собраниях порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с ч. 2 соответствующей статьи, определяется законом субъекта РФ с учетом требований Закона о собраниях, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.