Меры тарифного регулирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры тарифного регулирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Если тариф на пассажирские железнодорожные перевозки рассчитан с применением метода экономически обоснованных затрат, взыскание убытков, вызванных тарифным регулированием, возможно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда
Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950 по делу N А10-554/2013
Применимые нормы: ст. 15 ГК РФВ соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 основным методом государственного регулирования тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки является метод экономически обоснованных затрат. При утверждении тарифа как цены, рассчитанной на основе указанного метода, предполагается, что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков у субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается иными мерами тарифного регулирования. При этих обстоятельствах возложить на публично-правовое образование ответственность за убытки перевозчика можно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда.
Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950 по делу N А10-554/2013
Применимые нормы: ст. 15 ГК РФВ соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 основным методом государственного регулирования тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки является метод экономически обоснованных затрат. При утверждении тарифа как цены, рассчитанной на основе указанного метода, предполагается, что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков у субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается иными мерами тарифного регулирования. При этих обстоятельствах возложить на публично-правовое образование ответственность за убытки перевозчика можно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Как обосновано указали суды, по смыслу положений частей 5 - 7 статьи 8 Закона N 416-ФЗ при выявлении объектов и сетей, не принадлежащих, как абоненту, так и вообще кому бы то ни было, но принимающих участие в общем процессе обеспечения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) абонента ресурсом, на абонента не может быть возложено бремя эксплуатационной ответственности в отношении таких объектов и сетей. Подобное бремя несет организация ВКХ, использующая эти объекты в своей хозяйственной деятельности и обладающая возможностью учесть расходы по их эксплуатации при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406. Это соответствует распределению рисков предпринимательской деятельности в правоотношении по ресурсоснабжению, в котором ресурсоснабжающая организация, как профессионал в соответствующей сфере, является более сильной стороной, нежели абонент, и имеет возможность выравнивания баланса интересов сторон мерами тарифного регулирования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Экспорт зерна в условиях введения мер тарифного регулирования. Информация об установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации порядке и имеющихся особенностях неполного таможенного декларирования, порядке уплаты таможенных платежей и сроках вывоза товаров.
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России customs.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России customs.gov.ru", 2022
Вопрос: Каков порядок осуществления ФАС России контроля за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) принимаемых в отношении их мер реагирования по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий ФАС России?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Нормативные акты
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 6. Применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 6. Применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения
Статья: Правовые проблемы определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности
(Красникова Л.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)В современных условиях высокого темпа возникновения, изменения и прекращения гражданско-правовых отношений в сфере водоснабжения и водоотведения между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) часто возникают разногласия относительно определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям объектов капитального строительства. Данные разногласия сводятся к тому, что абоненты отказываются содержать участки водопроводных и канализационных сетей за внешней границей объектов капитального строительства по причине отсутствия правомочий собственника на них. При этом возлагают эту ответственность на организацию ВКХ как более сильную сторону в спорных отношениях и имеющую возможность выравнивания баланса интересов сторон мерами тарифного регулирования. Необходимо обратить внимание на то, что освещаемая автором проблема мало становилась предметом исследования; авторами, которые ее исследовали, были Е.В. Шоломова <1>, Л.А. Красникова <2> и Д.О. Семенов <3>.
(Красникова Л.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)В современных условиях высокого темпа возникновения, изменения и прекращения гражданско-правовых отношений в сфере водоснабжения и водоотведения между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) часто возникают разногласия относительно определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям объектов капитального строительства. Данные разногласия сводятся к тому, что абоненты отказываются содержать участки водопроводных и канализационных сетей за внешней границей объектов капитального строительства по причине отсутствия правомочий собственника на них. При этом возлагают эту ответственность на организацию ВКХ как более сильную сторону в спорных отношениях и имеющую возможность выравнивания баланса интересов сторон мерами тарифного регулирования. Необходимо обратить внимание на то, что освещаемая автором проблема мало становилась предметом исследования; авторами, которые ее исследовали, были Е.В. Шоломова <1>, Л.А. Красникова <2> и Д.О. Семенов <3>.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Неравномерный рост цен в различных отраслях, провоцировавший кризис сбыта у одних предприятий и одновременно кризис платежеспособности у других, вынуждал законодателя искать дополнительные меры по ценовому регулированию деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Так, например, в августе 1992 года принимается Постановление Правительства РФ N 576 "О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию предприятий-монополистов в 1992 - 1993 годах", практика применения которого, однако, показала его неэффективность и неспособность решить имеющиеся проблемы <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Неравномерный рост цен в различных отраслях, провоцировавший кризис сбыта у одних предприятий и одновременно кризис платежеспособности у других, вынуждал законодателя искать дополнительные меры по ценовому регулированию деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Так, например, в августе 1992 года принимается Постановление Правительства РФ N 576 "О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию предприятий-монополистов в 1992 - 1993 годах", практика применения которого, однако, показала его неэффективность и неспособность решить имеющиеся проблемы <1>.
Информация: Правительственная подкомиссия поддержала введение тарифной льготы на ввоз пищевого яйца домашних кур
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2023)Состоялось заседание подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Протокол заседания утвердил первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов.
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2023)Состоялось заседание подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Протокол заседания утвердил первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В сферах естественных монополий используются специальные меры государственного регулирования: государственное регулирование цен на продукцию (работы, услуги) субъектов естественных монополий; контроль над инвестициями и крупными сделками; запрет на произвольное прекращение или ограничение деятельности в регулируемой сфере и т.д.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В сферах естественных монополий используются специальные меры государственного регулирования: государственное регулирование цен на продукцию (работы, услуги) субъектов естественных монополий; контроль над инвестициями и крупными сделками; запрет на произвольное прекращение или ограничение деятельности в регулируемой сфере и т.д.
Статья: Правовое обеспечение эффективности импортозамещения в рыночной экономике
(Илюхина Ю.В.)
("Юрист", 2023, N 12)В настоящее время отмечается, что таможенно-тарифная политика государства на современном этапе должна создавать условия для повышения эффективности отечественных производителей и целесообразного импортозамещения в сфере производства инвестиционных и потребительских товаров, развития производственно-технологической кооперации в рамках ЕАЭС и способствовать в конечном итоге повышению технологической интенсивности экономик и создаваемой в них добавленной стоимости <24>. В качестве инструментов обеспечения импортозамещения в отечественном законодательстве используются как меры тарифного, так и меры нетарифного регулирования. В частности, к мерам тарифного регулирования относятся антидемпинговая, компенсационная и специальная пошлины. В качестве меры нетарифного регулирования можно привести импортную квоту как ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости. Так, согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <25> для защиты экономических интересов российских производителей товаров могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров (ст. 27 Закона). Данный вопрос также подробно урегулирован в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" <26>, целью которого является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.
(Илюхина Ю.В.)
("Юрист", 2023, N 12)В настоящее время отмечается, что таможенно-тарифная политика государства на современном этапе должна создавать условия для повышения эффективности отечественных производителей и целесообразного импортозамещения в сфере производства инвестиционных и потребительских товаров, развития производственно-технологической кооперации в рамках ЕАЭС и способствовать в конечном итоге повышению технологической интенсивности экономик и создаваемой в них добавленной стоимости <24>. В качестве инструментов обеспечения импортозамещения в отечественном законодательстве используются как меры тарифного, так и меры нетарифного регулирования. В частности, к мерам тарифного регулирования относятся антидемпинговая, компенсационная и специальная пошлины. В качестве меры нетарифного регулирования можно привести импортную квоту как ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости. Так, согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <25> для защиты экономических интересов российских производителей товаров могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров (ст. 27 Закона). Данный вопрос также подробно урегулирован в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" <26>, целью которого является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.
Информация: Подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию приняла ряд решений по защите внутреннего рынка и расширению предложения
("Официальный сайт Правительства РФ", 2023)Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции приняла ряд решений по защите внутреннего рынка и расширению предложения. Протокол заседания утвердил Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2023)Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции приняла ряд решений по защите внутреннего рынка и расширению предложения. Протокол заседания утвердил Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Как показывает практика, участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) уделяют основное внимание оптимизации расходов, связанных с соблюдением мер тарифного регулирования внешнеторговой деятельности и зачастую при декларировании товаров и/или дальнейшем распоряжении ими после выпуска не в должной мере исполняют установленные меры нетарифного регулирования.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Как показывает практика, участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) уделяют основное внимание оптимизации расходов, связанных с соблюдением мер тарифного регулирования внешнеторговой деятельности и зачастую при декларировании товаров и/или дальнейшем распоряжении ими после выпуска не в должной мере исполняют установленные меры нетарифного регулирования.
Статья: Антидемпинг vs импортеры: как ЕАЭС борется с заниженными ценами и что делать бизнесу?
(Ким А., Бондарева Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 24)Этот официальный документ подтверждает страну, где был произведен товар, и необходим для применения мер таможенно-тарифного регулирования, таких как антидемпинговые пошлины, преференции или другие ограничения. Товар считается происходящим из определенной страны, если он полностью произведен или подвергся значительной переработке на ее территории, что определяется изменением кода ТН ВЭД или долей добавленной стоимости (не менее 50% от цены товара).
(Ким А., Бондарева Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 24)Этот официальный документ подтверждает страну, где был произведен товар, и необходим для применения мер таможенно-тарифного регулирования, таких как антидемпинговые пошлины, преференции или другие ограничения. Товар считается происходящим из определенной страны, если он полностью произведен или подвергся значительной переработке на ее территории, что определяется изменением кода ТН ВЭД или долей добавленной стоимости (не менее 50% от цены товара).