Меры по предупреждению лесных пожаров

Подборка наиболее важных документов по запросу Меры по предупреждению лесных пожаров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.05.2022 по делу N 88-9429/2022
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного лесным объектам.
Обстоятельства: Истец указал, что меры пожарной безопасности в части проведения мероприятий по предупреждению лесных пожаров и мониторинга лесов ответчиком должным образом не осуществляются, в результате пожара причинен ущерб.
Решение: Отказано.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводом суда первой инстанции относительно того, что вина ООО "Аспен Вуд" в причинении ущерба лесным насаждениям является установленной, поскольку возникновение указанных пожаров и дальнейшее их распространение стало возможным вследствие неисполнения арендатором лесного участка возложенной на него договором аренды обязанности по осуществлению мер по предупреждению лесных пожаров в пределах арендуемой территории участка, так как указанное обстоятельство не подтверждается надлежащими доказательствами по делу.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 N 88-4264/2021 по делу N 2-110/2020
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: Об обязании согласовать список на выдачу государственных жилищных сертификатов лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
Обстоятельства: Жилые помещения истцов уничтожены в результате взрыва газа, на основании судебного акта за истцами признано право на включение в сводные списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайных ситуаций, но ответчиком в согласовании списков отказано.
Решение: Удовлетворено в части.
Также не свидетельствует о законности оспариваемого решения МЧС России ссылка суда на пункт 1 статьи 24 того же Закона, согласно которому финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: Разъяснение по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов.
("Официальный сайт Рослесхоза", 2020)
Подпунктом "в" пункта 15(3) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(постатейный)
(Жеребцов А.Н., Менкенов А.В., Ротко С.В., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
В соответствии со ст. 24 комментируемого Закона, п. п. 3, 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340, п. 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций суды указали, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования. Учитывая положения ст. 1071 ГК РФ, ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Устава муниципального образования, нормативный акт которого оспаривался, суды заключили, что главным распорядителем средств бюджета муниципального образования является администрация (см. Определение Верховного Суда РФ от 5 апреля 2016 г. N 307-ЭС16-3484 г. по делу N А66-3973/2015);

Нормативные акты

"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ
(ред. от 14.04.2023)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: