Меры ограничительного характера
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры ограничительного характера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Включение в РНП сведений об участниках закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Признается правомерным отказ включить в РНП сведения об участнике закупки при одностороннем отказе заказчика от договора, если последний не представил документы, подтверждающие введение против него санкций и (или) мер ограничительного характера
(КонсультантПлюс, 2025)Признается правомерным отказ включить в РНП сведения об участнике закупки при одностороннем отказе заказчика от договора, если последний не представил документы, подтверждающие введение против него санкций и (или) мер ограничительного характера
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Навигатор по ограничительным мерам
("Официальный сайт Банка России", 2024)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2024
("Официальный сайт Банка России", 2024)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2024
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"Установление временного ограничения на выезд должника
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"Установление временного ограничения на выезд должника
Готовое решение: Как выбрать единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, при заключении контрактов с единственным поставщиком необходимо предъявить требование об отсутствии в РНП по Закону N 44-ФЗ информации о контрагенте, отказавшемся от исполнения контракта из-за того, что в отношении заказчика введены иностранные политические или экономические санкции либо меры ограничительного характера (Информационное письмо от 27.06.2022 N 24-01-09/61077).
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, при заключении контрактов с единственным поставщиком необходимо предъявить требование об отсутствии в РНП по Закону N 44-ФЗ информации о контрагенте, отказавшемся от исполнения контракта из-за того, что в отношении заказчика введены иностранные политические или экономические санкции либо меры ограничительного характера (Информационное письмо от 27.06.2022 N 24-01-09/61077).
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)На основании ч. 7 комментируемой статьи издано Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2018 г. N 1405 "Об особенностях раскрытия банками информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями статьи 44 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <250>, которым установлено, что если в отношении банка, обязанного раскрывать информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых он находится, и (или) в отношении лиц, раскрытие информации о которых предусмотрено нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки - участники ССВ, иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, то такой банк вправе принять решение не осуществлять раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями комментируемой статьи, и (или) ограничить состав и объем такой информации при условии раскрытия данной информации Банку России с одновременным информированием Банка России о принятии указанного решения.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)На основании ч. 7 комментируемой статьи издано Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2018 г. N 1405 "Об особенностях раскрытия банками информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями статьи 44 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <250>, которым установлено, что если в отношении банка, обязанного раскрывать информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых он находится, и (или) в отношении лиц, раскрытие информации о которых предусмотрено нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки - участники ССВ, иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, то такой банк вправе принять решение не осуществлять раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями комментируемой статьи, и (или) ограничить состав и объем такой информации при условии раскрытия данной информации Банку России с одновременным информированием Банка России о принятии указанного решения.
Статья: Правовые риски антисанкционной реорганизации кредитных организаций
(Андреева А.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Из-за введения мер ограничительного характера (санкций) на балансе кредитных организаций оказалось немало заблокированных активов и обязательств. Необходимо было создать правовое средство, которое бы позволило кредитным организациям избавиться от негативного влияния заблокированных активов и обязательств на их капитал. Таким средством стала реорганизация в форме выделения юридического лица (юридических лиц) с передачей заблокированных активов и обязательств, которая имеет ряд особенностей и которую кредитные организации вправе осуществлять до 31 декабря 2024 г. Однако осуществление такой реорганизации может влечь для кредитной организации ряд существенных правовых рисков. К таким правовым рискам можно отнести неопределенность формулировки о сроке осуществления реорганизации, право акционеров - владельцев голосующих акций требовать выкупа кредитной организацией принадлежащих им части или всех акций в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 75 Федерального закона "Об акционерных обществах", а также невозможность участвовать в отборе на получение бюджетных субсидий, находясь в процессе реорганизации. В статье проводится обоснование квалификации указанных последствий в качестве правовых рисков кредитных организаций и предлагаются средства по их предотвращению.
(Андреева А.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Из-за введения мер ограничительного характера (санкций) на балансе кредитных организаций оказалось немало заблокированных активов и обязательств. Необходимо было создать правовое средство, которое бы позволило кредитным организациям избавиться от негативного влияния заблокированных активов и обязательств на их капитал. Таким средством стала реорганизация в форме выделения юридического лица (юридических лиц) с передачей заблокированных активов и обязательств, которая имеет ряд особенностей и которую кредитные организации вправе осуществлять до 31 декабря 2024 г. Однако осуществление такой реорганизации может влечь для кредитной организации ряд существенных правовых рисков. К таким правовым рискам можно отнести неопределенность формулировки о сроке осуществления реорганизации, право акционеров - владельцев голосующих акций требовать выкупа кредитной организацией принадлежащих им части или всех акций в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 75 Федерального закона "Об акционерных обществах", а также невозможность участвовать в отборе на получение бюджетных субсидий, находясь в процессе реорганизации. В статье проводится обоснование квалификации указанных последствий в качестве правовых рисков кредитных организаций и предлагаются средства по их предотвращению.
Вопрос: О включении при расчете норматива Н6 в группу связанных заемщиков организации, в отношении которой введены меры ограничительного характера со стороны иностранных государств.
(Письмо Банка России от 12.09.2023 N 199-I-2023/4)Вопрос: Может ли банк при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 не включать НКО АО НРД в группу связанных заемщиков ПАО "Московская биржа" в связи с введением в отношении НКО АО НРД мер ограничительного характера со стороны иностранных государств?
(Письмо Банка России от 12.09.2023 N 199-I-2023/4)Вопрос: Может ли банк при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 не включать НКО АО НРД в группу связанных заемщиков ПАО "Московская биржа" в связи с введением в отношении НКО АО НРД мер ограничительного характера со стороны иностранных государств?
Вопрос: Каков порядок ограничения права управления транспортными средствами при неисполнении должником требований о взыскании задолженности, содержащихся в исполнительном документе?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством РФ специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения (ч. 1 ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством РФ специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения (ч. 1 ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве).
Статья: Как санкционные ограничения влияют на таможенное регулирование: последствия для импортеров и конечных потребителей товаров
(Матрон О., Казакова Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 22)Российское законодательство стремится оперативно реагировать на происходящие внешние и внутренние изменения и соответствовать потребностям общества в определенный период. Введение экономических мер ограничительного характера со стороны недружественных иностранных государств существенно повлияло на порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, что, в свою очередь, потребовало внесения изменений в таможенное регулирование и привело к возникновению новых подходов к оценке тех или иных обстоятельств таможенными органами. В настоящей статье разбираемся, как санкционные ограничения отразились на размере ввозных таможенных пошлин и, как следствие, цене товаров для конечных потребителей, порядке подтверждения страны происхождения товара и в каких случаях привлечение платежного агента имеет значение для определения таможенной стоимости товара. Кроме того, рассмотрим позицию судебных органов по данным вопросам, какая практика формируется и на что следует обратить особое внимание при экспорте и импорте товаров.
(Матрон О., Казакова Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 22)Российское законодательство стремится оперативно реагировать на происходящие внешние и внутренние изменения и соответствовать потребностям общества в определенный период. Введение экономических мер ограничительного характера со стороны недружественных иностранных государств существенно повлияло на порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, что, в свою очередь, потребовало внесения изменений в таможенное регулирование и привело к возникновению новых подходов к оценке тех или иных обстоятельств таможенными органами. В настоящей статье разбираемся, как санкционные ограничения отразились на размере ввозных таможенных пошлин и, как следствие, цене товаров для конечных потребителей, порядке подтверждения страны происхождения товара и в каких случаях привлечение платежного агента имеет значение для определения таможенной стоимости товара. Кроме того, рассмотрим позицию судебных органов по данным вопросам, какая практика формируется и на что следует обратить особое внимание при экспорте и импорте товаров.
Статья: Меры поддержки финансового сектора
("Официальный сайт Банка России", 2025)Применение Информационного письма Банка России
("Официальный сайт Банка России", 2025)Применение Информационного письма Банка России
Готовое решение: Как принять участие в запросе котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)информация об участнике (в том числе о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юрлица) включена в РНП. По этому основанию могут вернуть заявку, если заказчик установил требование об отсутствии в реестре сведений об указанных лицах (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Учтите: если такое требование заказчиком не установлено, он должен установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки (в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке), включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций или мер ограничительного характера (пп. "б" п. 1 Постановления N 2571). При несоответствии участника закупки данному требованию возврат заявки также будет осуществлять оператор электронной площадки (Письмо Минфина России от 07.07.2022 N 24-06-08/65418);
(КонсультантПлюс, 2025)информация об участнике (в том числе о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юрлица) включена в РНП. По этому основанию могут вернуть заявку, если заказчик установил требование об отсутствии в реестре сведений об указанных лицах (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Учтите: если такое требование заказчиком не установлено, он должен установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки (в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке), включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций или мер ограничительного характера (пп. "б" п. 1 Постановления N 2571). При несоответствии участника закупки данному требованию возврат заявки также будет осуществлять оператор электронной площадки (Письмо Минфина России от 07.07.2022 N 24-06-08/65418);
Вопрос: Должен ли банк с 01.07.2023 в связи с окончанием мер ограничительного характера (Информационное письмо Банка России от 10.02.2023 N ИН-03-23/11) кредитные требования к банкам из недружественных стран относить при расчете нормативов достаточности капитала ко II группе активов через код 8953?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Банк имеет корсчет НОСТРО в американском банке в USD. Должен ли банк с 01.07.2023 в связи с окончанием мер ограничительного характера (Информационное письмо Банка России от 10.02.2023 N ИН-03-23/11) и в соответствии с новой редакцией Инструкции Банка России N 199-И, действие которой начинается с 16.06.2023, кредитные требования к банкам из недружественных стран опять относить при расчете нормативов достаточности капитала ко II группе активов через код 8953? Согласно Письму Банка России N ИН-03-23/11 применялся коэффициент 100%.
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Банк имеет корсчет НОСТРО в американском банке в USD. Должен ли банк с 01.07.2023 в связи с окончанием мер ограничительного характера (Информационное письмо Банка России от 10.02.2023 N ИН-03-23/11) и в соответствии с новой редакцией Инструкции Банка России N 199-И, действие которой начинается с 16.06.2023, кредитные требования к банкам из недружественных стран опять относить при расчете нормативов достаточности капитала ко II группе активов через код 8953? Согласно Письму Банка России N ИН-03-23/11 применялся коэффициент 100%.
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)планы-графики заказчиков, в отношении которых введены политические или экономические санкции, меры ограничительного характера. Перечень данных заказчиков также утверждает Правительство РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)планы-графики заказчиков, в отношении которых введены политические или экономические санкции, меры ограничительного характера. Перечень данных заказчиков также утверждает Правительство РФ;