Меры административного предупреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры административного предупреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7.24 "Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта" КоАП РФСанкция ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ не предусматривает такую меру административного наказания как предупреждение, напротив санкция за такого рода правонарушения предусматривает наложение административного штрафа."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3.1 "Цели административного наказания" КоАП РФ"Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, будет достигнута путем назначения наказания в виде предупреждения, применение меры административного наказания в виде дисквалификации на шесть месяцев носит неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
(ред. от 04.11.2025)1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Автор...ссылается на пункт 1 статьи 2 Конвенции, в соответствии с которым государство-участник должно было принять эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией. Комитет отмечает в данном случае, что заявитель был арестован без соответствующего ордера; он содержался под стражей без связи с внешним миром в Министерстве внутренних дел с 30 июля по 4 сентября 1993 г., в течение 37 дней, что существенно превышает максимально разрешенный срок до четырех суток; проверка законности его содержания под стражей не была проведена в установленные законом сроки; и в ходе предварительного содержания под стражей ему было отказано в возможности связаться с семьей и получить медицинскую помощь, необходимую в его состоянии. Хотя он стал жертвой крайне жестокого обращения, о чем он несколько раз сообщал, эти акты остаются безнаказанными. Соответственно Комитет констатирует нарушение пункта 1 статьи 2 в совокупности со статьей 1 Конвенции <60> (пункт 7.6 Решения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Автор...ссылается на пункт 1 статьи 2 Конвенции, в соответствии с которым государство-участник должно было принять эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией. Комитет отмечает в данном случае, что заявитель был арестован без соответствующего ордера; он содержался под стражей без связи с внешним миром в Министерстве внутренних дел с 30 июля по 4 сентября 1993 г., в течение 37 дней, что существенно превышает максимально разрешенный срок до четырех суток; проверка законности его содержания под стражей не была проведена в установленные законом сроки; и в ходе предварительного содержания под стражей ему было отказано в возможности связаться с семьей и получить медицинскую помощь, необходимую в его состоянии. Хотя он стал жертвой крайне жестокого обращения, о чем он несколько раз сообщал, эти акты остаются безнаказанными. Соответственно Комитет констатирует нарушение пункта 1 статьи 2 в совокупности со статьей 1 Конвенции <60> (пункт 7.6 Решения).
Статья: Внепроцессуальные формы административной деятельности органов публичной администрации
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)<15> Каплунов А.И., Лебедева О.О. Производство по применению отдельных принудительных мер административного предупреждения как структурный элемент административного процесса // Административное право и процесс. 2017. N 3. С. 72.
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)<15> Каплунов А.И., Лебедева О.О. Производство по применению отдельных принудительных мер административного предупреждения как структурный элемент административного процесса // Административное право и процесс. 2017. N 3. С. 72.
Статья: О соотношении категорий "форма", "вид" и "мера" административного принуждения
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)<19> См.: Зайцева Я.О. Меры государственного принуждения и меры административного пресечения // NovaUm.Ru. 2019. N 21. С. 169; Коркин А.В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 49; Крылова Е.А. Применение сотрудниками полиции мер административно-правового принуждения к несовершеннолетним лицам и их законным представителям: Моногр. М., 2012. С. 4; Лебедева О.О. Правовое регулирование применения принудительных мер административного предупреждения и пресечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород: Нац. исслед. Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 23; Резникова А.А. К вопросу о понятии меры административного принуждения // Актуальные проблемы российского права. 2008. N 2(7). С. 71.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)<19> См.: Зайцева Я.О. Меры государственного принуждения и меры административного пресечения // NovaUm.Ru. 2019. N 21. С. 169; Коркин А.В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 49; Крылова Е.А. Применение сотрудниками полиции мер административно-правового принуждения к несовершеннолетним лицам и их законным представителям: Моногр. М., 2012. С. 4; Лебедева О.О. Правовое регулирование применения принудительных мер административного предупреждения и пресечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород: Нац. исслед. Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 23; Резникова А.А. К вопросу о понятии меры административного принуждения // Актуальные проблемы российского права. 2008. N 2(7). С. 71.
Статья: Научное и правовое обеспечение измерения коэффициента латентности немедицинского наркопотребления
(Анисифорова М.В., Тимошина Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)<5> См., подробнее: Анисифорова М.В. Понятие, значение и классификация мер административного предупреждения немедицинского потребления наркотиков // Вестник Всероссийского института повышения квалификации МВД России. 2022. Домодедово. N 1 (61). С. 88 - 93.
(Анисифорова М.В., Тимошина Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)<5> См., подробнее: Анисифорова М.В. Понятие, значение и классификация мер административного предупреждения немедицинского потребления наркотиков // Вестник Всероссийского института повышения квалификации МВД России. 2022. Домодедово. N 1 (61). С. 88 - 93.
Статья: Анализ особенностей организации административного процесса в деятельности МЧС России
(Зокоев В.А., Шеншин В.М.)
("Российский следователь", 2022, N 11)- производство по применению мер административного предупреждения;
(Зокоев В.А., Шеншин В.М.)
("Российский следователь", 2022, N 11)- производство по применению мер административного предупреждения;
Статья: Возможности мер административного принуждения для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
(Попова Н.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)В статье показана роль мер административного принуждения, которые применяются для предотвращения таких угроз национальной безопасности, как последствия возникших ЧС на опасных производственных объектах и невыполнение требований по их антитеррористической защищенности. Раскрыты меры административного предупреждения, пресечения и наказания, которые используются уполномоченными субъектами для нейтрализации названных угроз.
(Попова Н.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)В статье показана роль мер административного принуждения, которые применяются для предотвращения таких угроз национальной безопасности, как последствия возникших ЧС на опасных производственных объектах и невыполнение требований по их антитеррористической защищенности. Раскрыты меры административного предупреждения, пресечения и наказания, которые используются уполномоченными субъектами для нейтрализации названных угроз.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Необходимо помнить, что законодательство, связанное как с профилактикой правонарушений, так и с административными наказаниями, находится в том числе в ведении субъектов Российской Федерации. Случаи, основания и особенности применения таких мер административного наказания, как предупреждение или наложение административного штрафа, могут регулироваться законами и кодексами субъектов Российской Федерации. Также нужно отметить, что такие меры административной ответственности, как конфискация орудий совершения правонарушения или административное приостановление деятельности, могут применяться только по решению суда. Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание, связан с тем, что в некоторых случаях корпорация может избежать административной ответственности в виде штрафа. Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных Кодексом. Эта норма КоАП РФ не раз доказывала свою пользу на практике и в том числе позволяла компаниям избежать обременительной обязанности платить штраф.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Необходимо помнить, что законодательство, связанное как с профилактикой правонарушений, так и с административными наказаниями, находится в том числе в ведении субъектов Российской Федерации. Случаи, основания и особенности применения таких мер административного наказания, как предупреждение или наложение административного штрафа, могут регулироваться законами и кодексами субъектов Российской Федерации. Также нужно отметить, что такие меры административной ответственности, как конфискация орудий совершения правонарушения или административное приостановление деятельности, могут применяться только по решению суда. Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание, связан с тем, что в некоторых случаях корпорация может избежать административной ответственности в виде штрафа. Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных Кодексом. Эта норма КоАП РФ не раз доказывала свою пользу на практике и в том числе позволяла компаниям избежать обременительной обязанности платить штраф.
Статья: Меры административного принуждения, применяемые для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(Попова Н.Ф.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие человека, меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административного наказания, пандемия коронавируса, режим самоизоляции, чрезвычайная ситуация биолого-социального характера.
(Попова Н.Ф.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие человека, меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административного наказания, пандемия коронавируса, режим самоизоляции, чрезвычайная ситуация биолого-социального характера.
Статья: Меры административно-процессуального обеспечения в системе административного принуждения
(Макарейко Н.В., Мамай Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Было бы ошибочным приписывать отказ от признания самостоятельного статуса мер административно-процессуального обеспечения в системе административного принуждения исключительно представителям теории права. Такой позиции придерживаются и отдельные ученые-административисты. Ранее такая позиция во многом объяснялось состоянием административно-процессуального законодательства <2>, отсутствием кодифицированного источника. Вместе с тем и в настоящее время отдельные авторы не выделяют названные меры в самостоятельную форму административного принуждения. Так, Д.В. Осинцев при классификации мер административного принуждения по стадиям развития угроз безопасности не называет в качестве отдельного вида меры процессуального обеспечения, а относит их к мерам административного пресечения <3>. Во многом схожую позицию разделяет И.Д. Фиалковская. Анализируя существующие доктринальные подходы при выстраивании классификационных моделей административного принуждения, указанный автор отмечает несостоятельность отрицания самостоятельного статуса административно-восстановительных мер и мер административно-процессуального обеспечения, но в конечном итоге приходит к парадоксальному выводу: "Наиболее логичным представляется классификация мер административного принуждения в зависимости от цели принудительного воздействия и состоящая из следующих видов: меры административного предупреждения; меры административного пресечения; административно-восстановительные меры; меры административных наказаний" <4>. По какой причине названный исследователь не включил в систему административного принуждения меры административно-процессуального обеспечения, приходится только догадываться.
(Макарейко Н.В., Мамай Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Было бы ошибочным приписывать отказ от признания самостоятельного статуса мер административно-процессуального обеспечения в системе административного принуждения исключительно представителям теории права. Такой позиции придерживаются и отдельные ученые-административисты. Ранее такая позиция во многом объяснялось состоянием административно-процессуального законодательства <2>, отсутствием кодифицированного источника. Вместе с тем и в настоящее время отдельные авторы не выделяют названные меры в самостоятельную форму административного принуждения. Так, Д.В. Осинцев при классификации мер административного принуждения по стадиям развития угроз безопасности не называет в качестве отдельного вида меры процессуального обеспечения, а относит их к мерам административного пресечения <3>. Во многом схожую позицию разделяет И.Д. Фиалковская. Анализируя существующие доктринальные подходы при выстраивании классификационных моделей административного принуждения, указанный автор отмечает несостоятельность отрицания самостоятельного статуса административно-восстановительных мер и мер административно-процессуального обеспечения, но в конечном итоге приходит к парадоксальному выводу: "Наиболее логичным представляется классификация мер административного принуждения в зависимости от цели принудительного воздействия и состоящая из следующих видов: меры административного предупреждения; меры административного пресечения; административно-восстановительные меры; меры административных наказаний" <4>. По какой причине названный исследователь не включил в систему административного принуждения меры административно-процессуального обеспечения, приходится только догадываться.
Статья: К вопросу о повышении эффективности профилактического воздействия выносимого полицией официального предостережения
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Статья посвящена анализу реализуемой полицией меры административного предупреждения совершения преступлений, административных правонарушений, антиобщественного поведения в виде официального предостережения. Авторами обосновано предложение считать отягчающим вину обстоятельством факт совершения преступления (административного правонарушения) лицом, которому ранее было вынесено официальное предостережение. В свою очередь, если лицо, в отношении которого вынесено официальное предостережение о недопустимости продолжения антиобщественного поведения, данное требование не выполняет, оно может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Статья посвящена анализу реализуемой полицией меры административного предупреждения совершения преступлений, административных правонарушений, антиобщественного поведения в виде официального предостережения. Авторами обосновано предложение считать отягчающим вину обстоятельством факт совершения преступления (административного правонарушения) лицом, которому ранее было вынесено официальное предостережение. В свою очередь, если лицо, в отношении которого вынесено официальное предостережение о недопустимости продолжения антиобщественного поведения, данное требование не выполняет, оно может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)<10> Обратите внимание, что замена штрафа предупреждением не означает освобождения от административной ответственности: в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)<10> Обратите внимание, что замена штрафа предупреждением не означает освобождения от административной ответственности: в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме.