Мероприятия налогового контроля при проведении налоговых проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Мероприятия налогового контроля при проведении налоговых проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам2.7. КАКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Рассмотрение материалов налоговой проверки или иных
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Рассмотрение материалов налоговой проверки или иных
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)По общему правилу, о реализации своего права на использование налоговой льготы налогоплательщик заявляет в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ), представление которой выступает основанием для осуществления налоговым органом мероприятий налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 88 НК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)По общему правилу, о реализации своего права на использование налоговой льготы налогоплательщик заявляет в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ), представление которой выступает основанием для осуществления налоговым органом мероприятий налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Статья: "Принцип внезапности" при проведении мероприятий налогового контроля
(Зимулькин М.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Суд кассационной инстанции также обратил внимание на положения п. 9.1 раздела 9 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" (с изм. от 15.01.2019) <7>, которые, в частности, предусматривают допустимость проведения выемки при наличии оснований полагать угрозу сокрытия или уничтожения документов.
(Зимулькин М.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Суд кассационной инстанции также обратил внимание на положения п. 9.1 раздела 9 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" (с изм. от 15.01.2019) <7>, которые, в частности, предусматривают допустимость проведения выемки при наличии оснований полагать угрозу сокрытия или уничтожения документов.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Статья посвящена исследованию правового регулирования и правовой природы внепроверочных мероприятий налогового контроля. Акцентируется внимание на тенденции к сокращению назначения выездных налоговых проверок. Вместо них налоговые органы осуществляют внепроверочные контрольные мероприятия для установления налоговых правонарушений. Отмечается, что налоговое законодательство предоставляет широкие полномочия налоговым органам для осуществления мероприятий налогового контроля вне рамок налоговых проверок. Правоприменительная практика позволяет определить предпроверочный анализ в качестве мероприятия налогового контроля. В работе подчеркивается, что складывающаяся правоприменительная практика создает ряд существенных проблем, связанных с обеспечением баланса частных и публичных интересов в рамках налогового контроля, в частности с обеспечением права налогоплательщиков на защиту прав и законных интересов. По итогам анализа автор приходит к выводу, что внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность налоговых органов привело к созданию внепроверочной формы налогового контроля.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Статья посвящена исследованию правового регулирования и правовой природы внепроверочных мероприятий налогового контроля. Акцентируется внимание на тенденции к сокращению назначения выездных налоговых проверок. Вместо них налоговые органы осуществляют внепроверочные контрольные мероприятия для установления налоговых правонарушений. Отмечается, что налоговое законодательство предоставляет широкие полномочия налоговым органам для осуществления мероприятий налогового контроля вне рамок налоговых проверок. Правоприменительная практика позволяет определить предпроверочный анализ в качестве мероприятия налогового контроля. В работе подчеркивается, что складывающаяся правоприменительная практика создает ряд существенных проблем, связанных с обеспечением баланса частных и публичных интересов в рамках налогового контроля, в частности с обеспечением права налогоплательщиков на защиту прав и законных интересов. По итогам анализа автор приходит к выводу, что внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность налоговых органов привело к созданию внепроверочной формы налогового контроля.
Готовое решение: Какие регламенты используют налоговые органы при проведении выездных проверок
(КонсультантПлюс, 2025)по мероприятиям налогового контроля, в том числе в рамках выездной налоговой проверки:
(КонсультантПлюс, 2025)по мероприятиям налогового контроля, в том числе в рамках выездной налоговой проверки:
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В ситуации, когда адвокат участвует в протоколе допроса свидетеля в рамках мероприятий налогового контроля (выездная налоговая проверка или камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС), эти действия явно выходят за временные рамки проверяемого налогового периода (поскольку все контрольные налоговые мероприятия всегда ретроспективны). Следовательно, запрашиваемые документы и сведения об этих (текущих) адвокатских услугах явно не относятся к проверяемому периоду и деятельности проверяемого лица.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В ситуации, когда адвокат участвует в протоколе допроса свидетеля в рамках мероприятий налогового контроля (выездная налоговая проверка или камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС), эти действия явно выходят за временные рамки проверяемого налогового периода (поскольку все контрольные налоговые мероприятия всегда ретроспективны). Следовательно, запрашиваемые документы и сведения об этих (текущих) адвокатских услугах явно не относятся к проверяемому периоду и деятельности проверяемого лица.
Типовая ситуация: Как оформить доверенность от имени организации
(Издательство "Главная книга", 2025)в части, относящейся к деятельности ОП, участвовать в проведении налоговых проверок, других мероприятий налогового контроля, а также проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и кассовой дисциплины, знакомиться с их материалами, подписывать и получать акты и другие документы по ним, подписывать и представлять возражения на акты проверок, присутствовать при их рассмотрении, заявлять ходатайства, давать пояснения, получать решения по итогам рассмотрения результатов проверок, а также иные связанные с этим документы.
(Издательство "Главная книга", 2025)в части, относящейся к деятельности ОП, участвовать в проведении налоговых проверок, других мероприятий налогового контроля, а также проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и кассовой дисциплины, знакомиться с их материалами, подписывать и получать акты и другие документы по ним, подписывать и представлять возражения на акты проверок, присутствовать при их рассмотрении, заявлять ходатайства, давать пояснения, получать решения по итогам рассмотрения результатов проверок, а также иные связанные с этим документы.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 статьи 101 НК РФ (15 дней), принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 статьи 101 НК РФ (15 дней), принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-02-08/4632)Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-02-08/4632)Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)В соответствии с давней позицией ФНС России, изложенной в п. 2.2 Письма от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019) "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)В соответствии с давней позицией ФНС России, изложенной в п. 2.2 Письма от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019) "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)...Как обоснованно указано судами, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней...
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)...Как обоснованно указано судами, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней...
Статья: Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой Обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его среди прочего и ссылками на релевантную судебную практику.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой Обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его среди прочего и ссылками на релевантную судебную практику.