Мероприятия налогового контроля при проведении дополнительных мероприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Мероприятия налогового контроля при проведении дополнительных мероприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд не принял в качестве доказательств представленные налоговым органом протоколы допросов, поскольку допросы были проведены после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля и составления заключительных документов по ним. НК РФ не предусматривает возможности проведения дополнительных мероприятий после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд не принял в качестве доказательств представленные налоговым органом протоколы допросов, поскольку допросы были проведены после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля и составления заключительных документов по ним. НК РФ не предусматривает возможности проведения дополнительных мероприятий после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В отношении общества проводилась проверка за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой был составлен акт от 12.12.2018 и вынесено решение от 01.10.2020 о привлечении общества к ответственности. Суд отметил, что акт по проверке составлен с соблюдением срока, установленного ст. 100 НК РФ, то есть до 12.12.2018. Получив 28.01.2019 акт проверки, общество представило возражения от 28.02.2019 и от 19.03.2019, по итогам рассмотрения которых налоговый орган принял решение от 13.03.2019 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в период до 12.04.2019. Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля отражены в дополнении от 07.05.2019 к акту проверки, которое направлено налогоплательщику 16.05.2019. Возражения налогоплательщика на дополнение к акту проверки рассмотрены налоговым органом 18.06.2019, и принято решение от 19.06.2019 о продлении срока рассмотрения материалов проверки до 19.07.2019. Рассмотрение материалов проверки состоялось 19.07.2019, однако впоследствии неоднократно откладывалось в связи с поступлением ответов на запросы инспекции, направленные в ходе проверки, с которыми должен был ознакомиться налогоплательщик. Таким образом, материалы налоговой проверки фактически рассматривались с 18.06.2019 по 01.10.2020 (дата вынесения решения по результатам проверки). Суд пришел к выводу, что рассмотрение материалов проверки в течение полутора лет было обусловлено необходимостью обеспечения прав и законных интересов проверяемого налогоплательщика, при этом само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не имеет юридического значения для оценки возможности взыскания задолженности по налогам. Налоговым органом не принимались меры принудительного взыскания налоговой задолженности, предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ. Исходя из даты обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки (31.03.2021), суд пришел к выводу, что предельный двухлетний срок на взыскание налоговой задолженности в судебном порядке налоговым органом не пропущен.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В отношении общества проводилась проверка за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой был составлен акт от 12.12.2018 и вынесено решение от 01.10.2020 о привлечении общества к ответственности. Суд отметил, что акт по проверке составлен с соблюдением срока, установленного ст. 100 НК РФ, то есть до 12.12.2018. Получив 28.01.2019 акт проверки, общество представило возражения от 28.02.2019 и от 19.03.2019, по итогам рассмотрения которых налоговый орган принял решение от 13.03.2019 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в период до 12.04.2019. Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля отражены в дополнении от 07.05.2019 к акту проверки, которое направлено налогоплательщику 16.05.2019. Возражения налогоплательщика на дополнение к акту проверки рассмотрены налоговым органом 18.06.2019, и принято решение от 19.06.2019 о продлении срока рассмотрения материалов проверки до 19.07.2019. Рассмотрение материалов проверки состоялось 19.07.2019, однако впоследствии неоднократно откладывалось в связи с поступлением ответов на запросы инспекции, направленные в ходе проверки, с которыми должен был ознакомиться налогоплательщик. Таким образом, материалы налоговой проверки фактически рассматривались с 18.06.2019 по 01.10.2020 (дата вынесения решения по результатам проверки). Суд пришел к выводу, что рассмотрение материалов проверки в течение полутора лет было обусловлено необходимостью обеспечения прав и законных интересов проверяемого налогоплательщика, при этом само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не имеет юридического значения для оценки возможности взыскания задолженности по налогам. Налоговым органом не принимались меры принудительного взыскания налоговой задолженности, предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ. Исходя из даты обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки (31.03.2021), суд пришел к выводу, что предельный двухлетний срок на взыскание налоговой задолженности в судебном порядке налоговым органом не пропущен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Справка о проведенной выездной налоговой проверке
(КонсультантПлюс, 2025)После составления справки инспекторы должны покинуть вашу территорию и не могут проводить никакие контрольные мероприятия. Исключение - дополнительные мероприятия налогового контроля, которые может назначить руководитель инспекции при рассмотрении акта и других материалов проверки (п. 6 ст. 101 НК РФ, п. 3 Письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).
(КонсультантПлюс, 2025)После составления справки инспекторы должны покинуть вашу территорию и не могут проводить никакие контрольные мероприятия. Исключение - дополнительные мероприятия налогового контроля, которые может назначить руководитель инспекции при рассмотрении акта и других материалов проверки (п. 6 ст. 101 НК РФ, п. 3 Письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).
Готовое решение: Как представить документы по требованию налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)Инспекция вправе запросить документы за пределами срока выездной проверки, только если после ее окончания принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В рамках этих мероприятий инспекция также вправе истребовать документы (п. 6 ст. 101 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Инспекция вправе запросить документы за пределами срока выездной проверки, только если после ее окончания принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В рамках этих мероприятий инспекция также вправе истребовать документы (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)6.1. Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)6.1. Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.
Готовое решение: Как инспекция проводит дополнительные мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)2. Для чего проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)2. Для чего проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля
Статья: Допрос руководителя компании в налоговом органе. Что нужно знать?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)"Проведение допросов регулируется статьей 90 Налогового кодекса и является самостоятельным мероприятием налогового контроля. Допрос часто проводят в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля для подтверждения факта совершения компанией налогового правонарушения согласно пункту 5 статьи 101 НК РФ. Наиболее распространено проведение допросов в рамках выездных налоговых проверок", - объясняет Роман Нетужилов, адвокат.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)"Проведение допросов регулируется статьей 90 Налогового кодекса и является самостоятельным мероприятием налогового контроля. Допрос часто проводят в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля для подтверждения факта совершения компанией налогового правонарушения согласно пункту 5 статьи 101 НК РФ. Наиболее распространено проведение допросов в рамках выездных налоговых проверок", - объясняет Роман Нетужилов, адвокат.
Статья: В поисках пределов налогового контроля
(Плеханов Д.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Истребование документов согласно п. 6 ст. 101 Кодекса рассматривается как дополнительное мероприятие налогового контроля, а п. 6.1 ст. 101 Кодекса и вовсе лишает нас какой-либо точки опоры: "сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля... фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки".
(Плеханов Д.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Истребование документов согласно п. 6 ст. 101 Кодекса рассматривается как дополнительное мероприятие налогового контроля, а п. 6.1 ст. 101 Кодекса и вовсе лишает нас какой-либо точки опоры: "сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля... фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки".
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 статьи 101 НК РФ (15 дней), принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 статьи 101 НК РФ (15 дней), принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
Статья: Суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов в части отсутствия права на "налоговую реконструкцию"
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Основанием принятия решения послужил вывод инспекции о несоблюдении обществом условий, установленных ст. 54.1 НК РФ, в виде завышения вычетов по сделкам с контрагентами по поставке химической продукции. Сделки исполнены лицами, не являющимися стороной заключенных договоров. Как указывает заявитель, проанализировав информацию, изложенную в акте проверки, налогоплательщик принял решение об исключении спорных контрагентов и вычетов НДС. В связи с этим им представлена в налоговый орган уточненная декларации по НДС, в которой произведена замена ИНН и наименования контрагента на иное лицо без изменения номеров, дат и сумм по счетам-фактурам. Суд отклонил доводы общества о необходимости учета данных уточненных деклараций. Уточненные декларации представлены 15.04.2021, то есть после окончания мероприятий налогового контроля (в том числе дополнительных мероприятий налогового контроля) по уточненной декларации. При представлении налогоплательщиком уточненных деклараций после составления акта проверки основания прекращения рассмотрения материалов проверки уточненной декларации отсутствуют, и, соответственно, инспекция была обязана вынести предусмотренное законодательством решение. Представляя уточненные декларации по НДС, заявитель вносит изменения в разделы 8 и 9 декларации, приводящие не к исправлению выявленных ошибок и расхождений, а к замене контрагентов, удаляет и вновь вносит в книги покупок и продаж одни и те же счета-фактуры, стремясь лишь сформировать книги покупок и продаж с выгодными для организации значениями (цифрами), а не устранить расхождения, несоответствия и нарушения. Данные факты свидетельствуют о недобросовестности ведения налогового учета обществом и направленности его действий исключительно на избежание ответственности за выявленное нарушение законодательства о налогах и сборах.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Основанием принятия решения послужил вывод инспекции о несоблюдении обществом условий, установленных ст. 54.1 НК РФ, в виде завышения вычетов по сделкам с контрагентами по поставке химической продукции. Сделки исполнены лицами, не являющимися стороной заключенных договоров. Как указывает заявитель, проанализировав информацию, изложенную в акте проверки, налогоплательщик принял решение об исключении спорных контрагентов и вычетов НДС. В связи с этим им представлена в налоговый орган уточненная декларации по НДС, в которой произведена замена ИНН и наименования контрагента на иное лицо без изменения номеров, дат и сумм по счетам-фактурам. Суд отклонил доводы общества о необходимости учета данных уточненных деклараций. Уточненные декларации представлены 15.04.2021, то есть после окончания мероприятий налогового контроля (в том числе дополнительных мероприятий налогового контроля) по уточненной декларации. При представлении налогоплательщиком уточненных деклараций после составления акта проверки основания прекращения рассмотрения материалов проверки уточненной декларации отсутствуют, и, соответственно, инспекция была обязана вынести предусмотренное законодательством решение. Представляя уточненные декларации по НДС, заявитель вносит изменения в разделы 8 и 9 декларации, приводящие не к исправлению выявленных ошибок и расхождений, а к замене контрагентов, удаляет и вновь вносит в книги покупок и продаж одни и те же счета-фактуры, стремясь лишь сформировать книги покупок и продаж с выгодными для организации значениями (цифрами), а не устранить расхождения, несоответствия и нарушения. Данные факты свидетельствуют о недобросовестности ведения налогового учета обществом и направленности его действий исключительно на избежание ответственности за выявленное нарушение законодательства о налогах и сборах.