Мелкое хулиганство
Подборка наиболее важных документов по запросу Мелкое хулиганство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за мелкое хулиганство
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за мелкое хулиганство
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разграничение хулиганства в уголовном и административном праве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 20.1 КоАП РФ признает мелким хулиганством нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 20.1 КоАП РФ признает мелким хулиганством нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.1. Мелкое хулиганство
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.1. Мелкое хулиганство
Статья: Ответственность за травлю (буллинг)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 20.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, а также за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 20.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, а также за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Согласно российскому законодательству отдельные действия по преследованию какого-либо лица могут быть наказуемыми как административные правонарушения и как уголовные: в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях - ст. 5.61 ("Оскорбление"), ст. 6.1.1 ("Побои"), ст. 20.1 ("Мелкое хулиганство"); в соответствии с Уголовным кодексом РФ - ст. 116 ("Побои"), ст. 116.1 ("Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию"), ст. 119 ("Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью"), ст. 133 ("Понуждение к действиям сексуального характера"), ст. 137 ("Нарушение неприкосновенности частной жизни"), ст. 138 ("Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений"), ст. 138.1 ("Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации"), ст. 139 ("Нарушение неприкосновенности жилища"), ст. 163 ("Вымогательство"), ст. 167 ("Умышленные уничтожение или повреждение имущества"), ст. 213 ("Хулиганство"), ст. 272 ("Неправомерный доступ к компьютерной информации"), ст. 273 ("Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ").
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Согласно российскому законодательству отдельные действия по преследованию какого-либо лица могут быть наказуемыми как административные правонарушения и как уголовные: в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях - ст. 5.61 ("Оскорбление"), ст. 6.1.1 ("Побои"), ст. 20.1 ("Мелкое хулиганство"); в соответствии с Уголовным кодексом РФ - ст. 116 ("Побои"), ст. 116.1 ("Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию"), ст. 119 ("Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью"), ст. 133 ("Понуждение к действиям сексуального характера"), ст. 137 ("Нарушение неприкосновенности частной жизни"), ст. 138 ("Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений"), ст. 138.1 ("Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации"), ст. 139 ("Нарушение неприкосновенности жилища"), ст. 163 ("Вымогательство"), ст. 167 ("Умышленные уничтожение или повреждение имущества"), ст. 213 ("Хулиганство"), ст. 272 ("Неправомерный доступ к компьютерной информации"), ст. 273 ("Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ").
Статья: Особенности привлечения к ответственности за административные правонарушения в Германии
(Кривельская О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Исторически Германия уже проделала путь широкой декриминализации: многие деяния, ранее считавшиеся уголовными проступками, переведены в разряд Ordnungswidrigkeiten (например, значительная часть дорожных нарушений, мелкое хулиганство, нарушения в сфере торговли). В настоящее время продолжаются обсуждения о возможности дальнейшего переноса некоторых составов в административную плоскость - например, в области экономических правонарушений, финансового контроля, чтобы усилить гибкость реагирования и упростить процедуры. Вместе с тем конституционный подход требует, чтобы действительно опасные посягательства оставались в сфере уголовного права.
(Кривельская О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Исторически Германия уже проделала путь широкой декриминализации: многие деяния, ранее считавшиеся уголовными проступками, переведены в разряд Ordnungswidrigkeiten (например, значительная часть дорожных нарушений, мелкое хулиганство, нарушения в сфере торговли). В настоящее время продолжаются обсуждения о возможности дальнейшего переноса некоторых составов в административную плоскость - например, в области экономических правонарушений, финансового контроля, чтобы усилить гибкость реагирования и упростить процедуры. Вместе с тем конституционный подход требует, чтобы действительно опасные посягательства оставались в сфере уголовного права.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Здесь, с одной стороны, возможна практика "двойных стандартов", так как формулировка закона не содержит обязанности должностного лица оставить такое обращение без ответа и не укладывается в политику повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, предусмотренную уголовным (применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти, публичное оскорбление представителя власти) и административным законодательством Российской Федерации (мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти) <383>, ставя все-таки конституционное право на обращение выше политики повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, а с другой стороны, предоставление именно права позволяет должностному лицу с учетом сложных жизненных обстоятельств гражданина, его повышенной эмоциональной возбудимости в связи с волокитой со стороны различных органов и организаций все-таки рассмотреть обращение по существу и помочь гражданину разрешить его вопрос и восстановить нарушенное право.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Здесь, с одной стороны, возможна практика "двойных стандартов", так как формулировка закона не содержит обязанности должностного лица оставить такое обращение без ответа и не укладывается в политику повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, предусмотренную уголовным (применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти, публичное оскорбление представителя власти) и административным законодательством Российской Федерации (мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти) <383>, ставя все-таки конституционное право на обращение выше политики повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, а с другой стороны, предоставление именно права позволяет должностному лицу с учетом сложных жизненных обстоятельств гражданина, его повышенной эмоциональной возбудимости в связи с волокитой со стороны различных органов и организаций все-таки рассмотреть обращение по существу и помочь гражданину разрешить его вопрос и восстановить нарушенное право.
Статья: Правовая неопределенность и неопределенность права: сравнительный анализ
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)2. Коллизия - характеризуется тем, что "две или более правовые нормы регулируют одно или несколько смежных (родственных) общественных отношений. При этом для коллизии характерно противоречие норм" [12, с. 79 - 88]. Например, статья 2.5 КоАП РФ закрепляет, что за совершение административных правонарушений, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи, сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность. В то же время законы субъектов РФ об административных правонарушениях не содержат каких-либо исключений для субъектов, обладающих специальным административно-правовым статусом. Это порождает правовую коллизию, которая выражается в применении различных видов юридической ответственности к государственным служащим, совершившим однородные административные правонарушения. Так, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), сотрудник органов внутренних дел будет нести дисциплинарную ответственность, а, например, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 1.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" <1> (нарушение тишины и спокойствия граждан) - административную, на общих основаниях.
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)2. Коллизия - характеризуется тем, что "две или более правовые нормы регулируют одно или несколько смежных (родственных) общественных отношений. При этом для коллизии характерно противоречие норм" [12, с. 79 - 88]. Например, статья 2.5 КоАП РФ закрепляет, что за совершение административных правонарушений, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи, сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность. В то же время законы субъектов РФ об административных правонарушениях не содержат каких-либо исключений для субъектов, обладающих специальным административно-правовым статусом. Это порождает правовую коллизию, которая выражается в применении различных видов юридической ответственности к государственным служащим, совершившим однородные административные правонарушения. Так, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), сотрудник органов внутренних дел будет нести дисциплинарную ответственность, а, например, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 1.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" <1> (нарушение тишины и спокойствия граждан) - административную, на общих основаниях.
Статья: Нравственное здоровье как объект административно-правовой охраны
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Административно-правовая охрана нравственного здоровья прежде всего реализуется через установление и реализацию административной ответственности. Причем непосредственным объектом могут выступать как сама общественная нравственность, так и сопряженные с ней явления. Защита общественной нравственности, а следовательно, и нравственного здоровья прежде всего фигурирует в ст. 1.2 КоАП РФ в качестве одной из задач законодательства об административных правонарушениях. Вместе с тем в диспозициях норм статей Особенной части КоАП РФ нравственность употребляется с различными смысловыми оттенками. Так, ст. 5.61 КоАП РФ говорит о форме выражения унижения чести и достоинства лица, которая не соответствует общепринятым нормам нравственности, например нецензурной форме <15>. Аналогичная конструкция употребляется законодателем применительно к мелкому хулиганству, причем прямо о форме, противоречащей нормам общественной нравственности, говорится в ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ, в то время как ч. 1 данной статьи говорит о конкретных проявлениях безнравственного поведения. И хотя нецензурная брань (матерная брань, мат), несомненно, представляет собой феномен русского языка и, по мнению некоторых, неотъемлемый элемент русской культуры <16>, ее антиобщественная окраска <17> порой говорит о нравственном нездоровье индивидуума при условии употребления нецензурной брани вне рамок сугубо личного, доверительного общения.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Административно-правовая охрана нравственного здоровья прежде всего реализуется через установление и реализацию административной ответственности. Причем непосредственным объектом могут выступать как сама общественная нравственность, так и сопряженные с ней явления. Защита общественной нравственности, а следовательно, и нравственного здоровья прежде всего фигурирует в ст. 1.2 КоАП РФ в качестве одной из задач законодательства об административных правонарушениях. Вместе с тем в диспозициях норм статей Особенной части КоАП РФ нравственность употребляется с различными смысловыми оттенками. Так, ст. 5.61 КоАП РФ говорит о форме выражения унижения чести и достоинства лица, которая не соответствует общепринятым нормам нравственности, например нецензурной форме <15>. Аналогичная конструкция употребляется законодателем применительно к мелкому хулиганству, причем прямо о форме, противоречащей нормам общественной нравственности, говорится в ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ, в то время как ч. 1 данной статьи говорит о конкретных проявлениях безнравственного поведения. И хотя нецензурная брань (матерная брань, мат), несомненно, представляет собой феномен русского языка и, по мнению некоторых, неотъемлемый элемент русской культуры <16>, ее антиобщественная окраска <17> порой говорит о нравственном нездоровье индивидуума при условии употребления нецензурной брани вне рамок сугубо личного, доверительного общения.
Статья: Административный арест как административное наказание: теория и практика назначения
(Рязанова И.В., Зволинская Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде РФ, если в 2021 г. суды назначали административный арест в 776 984 случаях, то в 2022 г. эта цифра возросла до 806 103. В 2023 г. административный арест был назначен в 808 280 случаях, за первое полугодие 2024 г. к административному аресту было привлечено порядка 387 тыс. человек. В начале 2024 г. в основном такое наказание назначалось за появление в общественных местах в состоянии опьянения (76 466 лиц), неуплату административного штрафа (65 205), нарушения при административном надзоре (61 303), мелкое хулиганство (42 691) и вождение в пьяном виде и без водительских прав (20 307).
(Рязанова И.В., Зволинская Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде РФ, если в 2021 г. суды назначали административный арест в 776 984 случаях, то в 2022 г. эта цифра возросла до 806 103. В 2023 г. административный арест был назначен в 808 280 случаях, за первое полугодие 2024 г. к административному аресту было привлечено порядка 387 тыс. человек. В начале 2024 г. в основном такое наказание назначалось за появление в общественных местах в состоянии опьянения (76 466 лиц), неуплату административного штрафа (65 205), нарушения при административном надзоре (61 303), мелкое хулиганство (42 691) и вождение в пьяном виде и без водительских прав (20 307).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)употребление спиртных напитков, либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения, установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)употребление спиртных напитков, либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения, установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Статья: Суд первой инстанции как субъект советского гражданского процессуального права и другие органы, разрешающие правовые споры
(Козлов А.Ф.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Неправы те, кто считает рассмотрение судьями, судами материалов о мелком хулиганстве, мелкой спекуляции, о лицах, ведущих паразитический образ жизни и другое, деятельностью административной <13>. Эта деятельность представляет собой одну из форм отправления правосудия. Правильную мысль высказала Т.Н. Добровольская о существовании трех видов правосудия: по уголовным, гражданским делам и по делам об административных правонарушениях <14>. То обстоятельство, что суды и судьи применяют меры административного принуждения, является лишь признаком, указывающим на вид судебной деятельности, но не изменяющим самой ее природы. Основания для признания этой деятельности, как формы осуществления правосудия, те же, что и правосудия по уголовным и гражданским делам. Правосудием считается всякая деятельность судов или судей по применению норм права к фактам и определению связанных с ними правовых последствий. Рассмотрение материалов об административных правонарушениях судами, судьями является именно такой деятельностью.
(Козлов А.Ф.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Неправы те, кто считает рассмотрение судьями, судами материалов о мелком хулиганстве, мелкой спекуляции, о лицах, ведущих паразитический образ жизни и другое, деятельностью административной <13>. Эта деятельность представляет собой одну из форм отправления правосудия. Правильную мысль высказала Т.Н. Добровольская о существовании трех видов правосудия: по уголовным, гражданским делам и по делам об административных правонарушениях <14>. То обстоятельство, что суды и судьи применяют меры административного принуждения, является лишь признаком, указывающим на вид судебной деятельности, но не изменяющим самой ее природы. Основания для признания этой деятельности, как формы осуществления правосудия, те же, что и правосудия по уголовным и гражданским делам. Правосудием считается всякая деятельность судов или судей по применению норм права к фактам и определению связанных с ними правовых последствий. Рассмотрение материалов об административных правонарушениях судами, судьями является именно такой деятельностью.