Материнский капитал на дополнительное образование

Подборка наиболее важных документов по запросу Материнский капитал на дополнительное образование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 "Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала" Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей""Принимая решение об удовлетворении заявленных К.О. требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, дав правовую оценку установленным обстоятельствам дела с применением положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, части 7 статьи 3, статей 5, пункта 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 926, которым утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что у ответчика отсутствовали законные основания для отказа истцу в распоряжении частью средств материнского семейного капитала на оплату услуг дополнительного образования, оказанных ребенку истца индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на оказание образовательных услуг, приравненным в настоящем случае к образовательной организации. При этом судебные инстанции указали на то, что в противном случае истец лишается возможности реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, предусмотренных Законом N 256-ФЗ, в части возможности направления средств МСК на образование ребенка."
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.12.2021 по делу N 88-18449/2021
Категория спора: Материнский капитал.
Требование заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала; 2) Об обязании принять решение о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Обстоятельства: В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ к организациям, оказывающим платные образовательные услуги, на получение образования ребенком в которых могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала, относятся и оказывающие такие услуги индивидуальные предприниматели.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: О замене стороны правопреемником.
Настаивая на отмене судебных постановлений, З. указывает, что поскольку законодательство не содержит норм, касающихся направления средств материнского капитала на оплату содержания ребенка и (или) присмотра и ухода за ребенком в организациях, реализующих дополнительные виды образования, то считает, что можно применить аналогию закона или аналогию права, исходя из смысла гражданского законодательства и требований справедливости. Считает, то все родители, дети, которых посещают имеющие лицензию на любой вид образования организации или ИП, должны быть уравнены в правах. В противном случае возникает дискриминация и нарушения прав родителей на использование средств материнского капитала. Указывает, что судами не применена статья 23 Федерального закона "Об образовании" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)
Ключевые слова: семья, конвергенция норм, материнский капитал, социальное обеспечение, дошкольное образование, дополнительное образование, высшее образование, меры государственной поддержки, компенсация.
Статья: Конституционные основы социального государства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)
Так, в первой части Послания глава государства озвучил данные демографической статистики, на основе которых предложил концептуальные направления долгосрочной государственной поддержки семьи, материнства и детства (создание объектов социальной инфраструктуры, прямые выплаты семьям с низкими доходами, дополнительные меры по программе материнского капитала, повышение доступности бесплатного высшего очного образования, модернизация первичного звена здравоохранения). Комплексный характер этих инициатив обеспечивает развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Исходя из этого во второй части Послания Президент России В.В. Путин выделил основные направления формирования устойчивого макроэкономического фундамента, наличие которого позволит обеспечить развитие национальной экономики в долгосрочном периоде (стимулирование инвестиций, реформа контрольно-надзорной деятельности, развитие отечественных социально значимых интернет-сервисов). Резюмируя изложенное, глава государства отметил, что потенциал конституционных норм далеко не исчерпан, но заданные высокие ориентиры социально-экономического развития требуют внесения поправок в конституционный текст. Эти поправки были названы им "обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства". Таким образом, сама концепция поправок опиралась на устоявшиеся представления о социальном государстве, обладающем внешней и внутренней устойчивостью, стабильностью социально-экономических отношений и развитой системой социальных лифтов. Признавая важность других параметров, отмеченных в президентской концепции (поддержание суверенитета, обороноспособности, многополярного мирового правопорядка), остановимся именно на социальных аспектах как наиболее близких и понятных для граждан. Наполнение принципа социального государства реальным содержанием получило справедливую оценку как одно из главных направлений реформы <12>, а его реализация в данный момент может быть признана состоявшейся.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (пункты 1 и 2 статьи 2) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения (далее также - дополнительные меры государственной поддержки; материнский (семейный) капитал).
Приказ Минфина России от 01.06.2023 N 80н
(ред. от 20.11.2023)
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2023 N 74543)
По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату материнского (семейного) капитала на основании заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, по следующим направлениям: