Материалы административного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу Материалы административного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как можно ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении в территориальном органе ФАС России?
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования
(ред. от 04.11.2025)Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)постановление о возбуждении административного производства может быть вынесено прокурором при наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30.4 КоАП РФ. Материалы дела об административном правонарушении передаются в ФАС России или территориальное управление на основании ст. 23.83 КоАП РФ (ст. 25 Закона N 2202-1);
(КонсультантПлюс, 2025)постановление о возбуждении административного производства может быть вынесено прокурором при наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30.4 КоАП РФ. Материалы дела об административном правонарушении передаются в ФАС России или территориальное управление на основании ст. 23.83 КоАП РФ (ст. 25 Закона N 2202-1);
Вопрос: Может ли лицо, сообщившее или заявившее о наличии события административного правонарушения, ознакомиться с информацией о ходе рассмотрения дела об административном правонарушении (ознакомиться с материалами дела)?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Ситуация: Кто может быть представителем гражданина по доверенности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Представителями гражданина в суде могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Исключение составляет совершение действий, не связанных с оказанием лицу, участвующему в деле, квалифицированной юридической помощи (получение судебных извещений, копий судебных актов, исполнительных документов, копирование материалов административного дела), которое может осуществляться независимо от наличия у представителя по доверенности статуса адвоката, высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности. При этом представителями не могут быть судьи, следователи, прокуроры или иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено законом (кроме ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей) (ч. 1, 1.1, 2 ст. 55 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Представителями гражданина в суде могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Исключение составляет совершение действий, не связанных с оказанием лицу, участвующему в деле, квалифицированной юридической помощи (получение судебных извещений, копий судебных актов, исполнительных документов, копирование материалов административного дела), которое может осуществляться независимо от наличия у представителя по доверенности статуса адвоката, высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности. При этом представителями не могут быть судьи, следователи, прокуроры или иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено законом (кроме ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей) (ч. 1, 1.1, 2 ст. 55 КАС РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Доступность правосудия обеспечивается многочисленными административно-процессуальными институтами, входящими в систему административного судопроизводства. Речь идет не только о беспрепятственном и свободном выборе административным истцом способа защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, предъявлении административного искового заявления, но и об использовании правозащитного юридического потенциала, содержащегося в многочисленных административно-правовых институтах. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо обладает гарантированным правом на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также правом на обращение в суд (в предусмотренных законодательством случаях) в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Часть 4.1 ст. 45 КАС РФ определяет, что при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. На законодателя возлагается обязанность мониторинга судебной практики по административным делам с целью выявления случаев, когда для граждан осложняется доступ к судебной защите и создаются препятствия доступности правосудия (например, дискуссионным остается вопрос о профессиональном представительстве по административному делу, ибо в условиях ограниченных возможностей по выбору представителя в суде по административному делу это может стать препятствием для обеспечения доступности правосудия). Таким образом, доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют беспрепятственную возможность реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства; доступность административного правосудия реализуется при подготовке административного дела к судебному разбирательству, рассмотрении и разрешении административного дела, использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. К обеспечению доступности правосудия относятся и обеспечивающие его финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в гл. 10 КАС РФ предусматриваются возможность в соответствии с законодательством о налогах и сборах предоставления льгот по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Доступность правосудия обеспечивается многочисленными административно-процессуальными институтами, входящими в систему административного судопроизводства. Речь идет не только о беспрепятственном и свободном выборе административным истцом способа защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, предъявлении административного искового заявления, но и об использовании правозащитного юридического потенциала, содержащегося в многочисленных административно-правовых институтах. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо обладает гарантированным правом на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также правом на обращение в суд (в предусмотренных законодательством случаях) в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Часть 4.1 ст. 45 КАС РФ определяет, что при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. На законодателя возлагается обязанность мониторинга судебной практики по административным делам с целью выявления случаев, когда для граждан осложняется доступ к судебной защите и создаются препятствия доступности правосудия (например, дискуссионным остается вопрос о профессиональном представительстве по административному делу, ибо в условиях ограниченных возможностей по выбору представителя в суде по административному делу это может стать препятствием для обеспечения доступности правосудия). Таким образом, доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют беспрепятственную возможность реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства; доступность административного правосудия реализуется при подготовке административного дела к судебному разбирательству, рассмотрении и разрешении административного дела, использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. К обеспечению доступности правосудия относятся и обеспечивающие его финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в гл. 10 КАС РФ предусматриваются возможность в соответствии с законодательством о налогах и сборах предоставления льгот по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) дела об административном правонарушении по общему правилу 15 календарных дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При этом, если окончание срока выпало на нерабочий день, последним днем срока будет первый следующий рабочий день (ч. 3 ст. 4.8, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) дела об административном правонарушении по общему правилу 15 календарных дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При этом, если окончание срока выпало на нерабочий день, последним днем срока будет первый следующий рабочий день (ч. 3 ст. 4.8, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Глава 36. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Глава 36. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ
Ситуация: Как составить и подать жалобу на постановление мирового судьи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что к частной или кассационной жалобе прилагаются документы, возвращенные судом лицу, подающему жалобу, которые в случае удовлетворения последней приобщаются к материалам административного дела (ч. 1.1 ст. 315, ч. 7 ст. 320 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что к частной или кассационной жалобе прилагаются документы, возвращенные судом лицу, подающему жалобу, которые в случае удовлетворения последней приобщаются к материалам административного дела (ч. 1.1 ст. 315, ч. 7 ст. 320 КАС РФ).