Материальный состав административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Материальный состав административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.43 "Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов" КоАП РФ"Состав административного правонарушения является материальным, поскольку предусматривает в качестве обязательного признака объективной стороны наступление вследствие совершения противоправных действий, описанных в ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, негативных последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создания угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.2 "Потерпевший" КоАП РФ"Указанные выше нормы предусматривают обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении и не ставят это в зависимость от того, является ли состав административного правонарушения формальным или материальным (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Материальный состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких или средней тяжести телесных повреждений или материального ущерба) ("Административное право Российской Федерации: учебник" (2-е издание, переработанное и дополненное) (Попов Л.Л., Мигачев Ю.И.) (отв. ред. Л.Л. Попов) ("РГ-Пресс", 2019)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Материальный состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких или средней тяжести телесных повреждений или материального ущерба) ("Административное право Российской Федерации: учебник" (2-е издание, переработанное и дополненное) (Попов Л.Л., Мигачев Ю.И.) (отв. ред. Л.Л. Попов) ("РГ-Пресс", 2019)).
Статья: К вопросу об основаниях административного принуждения
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н.)
("Современное право", 2024, N 9)Иное дело - грубое административное правонарушение. Нужно отметить, что КоАП РФ использует такую категорию, как грубое нарушение (грубое административное правонарушение), но при этом не раскрывает его смысла. Например, КоАП РФ содержит состав "Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности" (ст. 15.11) и др. О том, что административное правонарушение может быть грубым, свидетельствует и действие такого административного наказания, как "лишение специального права". В частности, "лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом" (ст. 3.8). Все это говорит о том, что в КоАП РФ уже существует дифференциация административных правонарушений. Термин "грубое административное правонарушение", безусловно, свидетельствует о социальной опасности (общественной вредности) соответствующего правонарушения. О реальной социальной опасности административного правонарушения может свидетельствовать также и причиненный имущественный вред. Действительно, для материальных составов административных правонарушений очень важны последствия совершенного правонарушения, а также наличие причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями. В.В. Лукьянов отмечал, что "общественную опасность административных правонарушений нужно рассматривать в связи с причинением реального ущерба" [15, с. 83]. Данная позиция верна, но лишь отчасти: нужно признать, что административные правонарушения могут иметь и формальный состав, при этом признак общественной опасности также будет присутствовать. Формальные составы административных правонарушений также могут обладать "качеством" общественной опасности или общественной вредности.
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н.)
("Современное право", 2024, N 9)Иное дело - грубое административное правонарушение. Нужно отметить, что КоАП РФ использует такую категорию, как грубое нарушение (грубое административное правонарушение), но при этом не раскрывает его смысла. Например, КоАП РФ содержит состав "Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности" (ст. 15.11) и др. О том, что административное правонарушение может быть грубым, свидетельствует и действие такого административного наказания, как "лишение специального права". В частности, "лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом" (ст. 3.8). Все это говорит о том, что в КоАП РФ уже существует дифференциация административных правонарушений. Термин "грубое административное правонарушение", безусловно, свидетельствует о социальной опасности (общественной вредности) соответствующего правонарушения. О реальной социальной опасности административного правонарушения может свидетельствовать также и причиненный имущественный вред. Действительно, для материальных составов административных правонарушений очень важны последствия совершенного правонарушения, а также наличие причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями. В.В. Лукьянов отмечал, что "общественную опасность административных правонарушений нужно рассматривать в связи с причинением реального ущерба" [15, с. 83]. Данная позиция верна, но лишь отчасти: нужно признать, что административные правонарушения могут иметь и формальный состав, при этом признак общественной опасности также будет присутствовать. Формальные составы административных правонарушений также могут обладать "качеством" общественной опасности или общественной вредности.
Нормативные акты
Постановление Коми УФАС России от 18.11.2024 по делу N 011/04/7.29-1015/2024
Нарушение: ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (несоблюдение требований о контрактной системе в сфере госзакупок...).
Решение: Назначен штраф.Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности содеянного, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, их отсутствие само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
Нарушение: ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (несоблюдение требований о контрактной системе в сфере госзакупок...).
Решение: Назначен штраф.Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности содеянного, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, их отсутствие само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
Постановление Коми УФАС России от 27.12.2024 по делу N 011/04/7.30-1177/2024
Нарушение: ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления госзакупок).
Решение: Вынесено предупреждение.Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности содеянного, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, их отсутствие само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
Нарушение: ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления госзакупок).
Решение: Вынесено предупреждение.Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности содеянного, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, их отсутствие само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
Статья: О недопустимости формализма, превращающего материальный состав в формальный
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Неожиданно вместо добросовестной оценки данного довода суд <6> использовал набор судебных клише: "Все доводы заявителя по настоящему делу являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение" <7>; "Рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий... состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.31 КоАП России является формальным и не требует наличия ущерба, а выражается в пренебрежительном отношении лица к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных действующим законодательством" <8>.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Неожиданно вместо добросовестной оценки данного довода суд <6> использовал набор судебных клише: "Все доводы заявителя по настоящему делу являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение" <7>; "Рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий... состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.31 КоАП России является формальным и не требует наличия ущерба, а выражается в пренебрежительном отношении лица к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных действующим законодательством" <8>.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях закрепляет КоАП РФ, характеристика которого требует уяснения двух важных обстоятельств. Во-первых, помимо норм, регулирующих порядок рассмотрения дел, КоАП РФ содержит и материальные нормы, закрепляющие состав административных правонарушений. Во-вторых, дела о привлечении к административной ответственности отнесены указанным законом к компетенции различных органов и должностных лиц как судебной власти, так и исполнительной власти. Это дает право заключить, что КоАП РФ не является процессуальным законом, хотя и содержит нормы, регламентирующие рассмотрение судами дел об административных правонарушениях.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях закрепляет КоАП РФ, характеристика которого требует уяснения двух важных обстоятельств. Во-первых, помимо норм, регулирующих порядок рассмотрения дел, КоАП РФ содержит и материальные нормы, закрепляющие состав административных правонарушений. Во-вторых, дела о привлечении к административной ответственности отнесены указанным законом к компетенции различных органов и должностных лиц как судебной власти, так и исполнительной власти. Это дает право заключить, что КоАП РФ не является процессуальным законом, хотя и содержит нормы, регламентирующие рассмотрение судами дел об административных правонарушениях.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В конструкции объективной стороны административного правонарушения с материальным составом предусмотрено наступление материальных вредных последствий противоправного деяния, которые могут выражаться, в частности, в причинении физического вреда (телесных повреждений) имущественного вреда (утрата или повреждение имущества). Например, административные правонарушения, объективная сторона которых состоит в повреждении электрических сетей, в нарушении требований пожарной безопасности, повлекшем возникновение пожара, в нарушении правил дорожного движения, повлекшем причинение вреда здоровью потерпевшего.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В конструкции объективной стороны административного правонарушения с материальным составом предусмотрено наступление материальных вредных последствий противоправного деяния, которые могут выражаться, в частности, в причинении физического вреда (телесных повреждений) имущественного вреда (утрата или повреждение имущества). Например, административные правонарушения, объективная сторона которых состоит в повреждении электрических сетей, в нарушении требований пожарной безопасности, повлекшем возникновение пожара, в нарушении правил дорожного движения, повлекшем причинение вреда здоровью потерпевшего.
Статья: Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства: какой она должна быть?
(Овчарова Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Размер недоимки не может быть единственным либо решающим объективным критерием общественной опасности противоправного деяния в области налогов и сборов. Это полностью подтверждают научные подходы, выработанные в криминологии и уголовном праве для целей криминализации либо декриминализации противоправных деяний В.Н. Кудрявцевым и А.М. Яковлевым <16>. Именно по этой объективной причине такие деяния должны быть полностью декриминализованы. Декриминализация должна стать первым шагом на пути создания сбалансированной системы материальных и формальных составов административных правонарушений налогового законодательства как оснований для установления и применения соразмерных им мер административного принуждения с учетом характера и степени общественной вредности совершаемых нарушений налогового законодательства.
(Овчарова Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Размер недоимки не может быть единственным либо решающим объективным критерием общественной опасности противоправного деяния в области налогов и сборов. Это полностью подтверждают научные подходы, выработанные в криминологии и уголовном праве для целей криминализации либо декриминализации противоправных деяний В.Н. Кудрявцевым и А.М. Яковлевым <16>. Именно по этой объективной причине такие деяния должны быть полностью декриминализованы. Декриминализация должна стать первым шагом на пути создания сбалансированной системы материальных и формальных составов административных правонарушений налогового законодательства как оснований для установления и применения соразмерных им мер административного принуждения с учетом характера и степени общественной вредности совершаемых нарушений налогового законодательства.