Материальный состав административного правонарушения



Подборка наиболее важных документов по запросу Материальный состав административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.43 "Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов" КоАП РФ"Состав административного правонарушения является материальным, поскольку предусматривает в качестве обязательного признака объективной стороны наступление вследствие совершения противоправных действий, описанных в ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, негативных последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создания угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.2 "Потерпевший" КоАП РФ"Указанные выше нормы предусматривают обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении и не ставят это в зависимость от того, является ли состав административного правонарушения формальным или материальным (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
Материальный состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких или средней тяжести телесных повреждений или материального ущерба) ("Административное право Российской Федерации: учебник" (2-е издание, переработанное и дополненное) (Попов Л.Л., Мигачев Ю.И.) (отв. ред. Л.Л. Попов) ("РГ-Пресс", 2019)).
Статья: К вопросу об основаниях административного принуждения
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н.)
("Современное право", 2024, N 9)
Иное дело - грубое административное правонарушение. Нужно отметить, что КоАП РФ использует такую категорию, как грубое нарушение (грубое административное правонарушение), но при этом не раскрывает его смысла. Например, КоАП РФ содержит состав "Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности" (ст. 15.11) и др. О том, что административное правонарушение может быть грубым, свидетельствует и действие такого административного наказания, как "лишение специального права". В частности, "лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом" (ст. 3.8). Все это говорит о том, что в КоАП РФ уже существует дифференциация административных правонарушений. Термин "грубое административное правонарушение", безусловно, свидетельствует о социальной опасности (общественной вредности) соответствующего правонарушения. О реальной социальной опасности административного правонарушения может свидетельствовать также и причиненный имущественный вред. Действительно, для материальных составов административных правонарушений очень важны последствия совершенного правонарушения, а также наличие причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями. В.В. Лукьянов отмечал, что "общественную опасность административных правонарушений нужно рассматривать в связи с причинением реального ущерба" [15, с. 83]. Данная позиция верна, но лишь отчасти: нужно признать, что административные правонарушения могут иметь и формальный состав, при этом признак общественной опасности также будет присутствовать. Формальные составы административных правонарушений также могут обладать "качеством" общественной опасности или общественной вредности.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Коми УФАС России от 18.11.2024 по делу N 011/04/7.29-1015/2024
Нарушение: ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (несоблюдение требований о контрактной системе в сфере госзакупок...).
Решение: Назначен штраф.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности содеянного, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, их отсутствие само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
Постановление Коми УФАС России от 27.12.2024 по делу N 011/04/7.30-1177/2024
Нарушение: ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления госзакупок).
Решение: Вынесено предупреждение.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности содеянного, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, их отсутствие само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
показать больше документов