Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2024 N 88-12312/2024 по делу N 2-1319/2023 (УИД 30RS0012-01-2023-001600-39)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования: О взыскании убытков в порядке регресса.
Обстоятельства: Прекращение судом производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения само по себе не свидетельствует о наличии виновных действий со стороны лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку должностное лицо действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий; не имеется условий наступления материальной ответственности сотрудника органа внутренних дел.
Решение: Отказано.Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности в данном случае не имеется, поскольку прекращение судом производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения само по себе не свидетельствует о наличии виновных действий со стороны лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку должностное лицо действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий, отсутствовали условия наступления материальной ответственности сотрудника органа внутренних дел.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования: О взыскании убытков в порядке регресса.
Обстоятельства: Прекращение судом производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения само по себе не свидетельствует о наличии виновных действий со стороны лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку должностное лицо действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий; не имеется условий наступления материальной ответственности сотрудника органа внутренних дел.
Решение: Отказано.Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности в данном случае не имеется, поскольку прекращение судом производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения само по себе не свидетельствует о наличии виновных действий со стороны лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку должностное лицо действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий, отсутствовали условия наступления материальной ответственности сотрудника органа внутренних дел.
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 24.01.2024 по делу N 33-365/2024 (УИД 30RS0012-01-2023-001600-39)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования: О взыскании убытков в порядке регресса.
Обстоятельства: Прекращение судом производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения само по себе не свидетельствует о наличии виновных действий со стороны лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку должностное лицо действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий; не имеется условий наступления материальной ответственности сотрудника органа внутренних дел.
Решение: Отказано.Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности в данном случае не имеется, поскольку прекращение судом производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения само по себе не свидетельствует о наличии виновных действий со стороны лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку должностное лицо действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий, отсутствовали условия наступления материальной ответственности сотрудника органа внутренних дел.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования: О взыскании убытков в порядке регресса.
Обстоятельства: Прекращение судом производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения само по себе не свидетельствует о наличии виновных действий со стороны лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку должностное лицо действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий; не имеется условий наступления материальной ответственности сотрудника органа внутренних дел.
Решение: Отказано.Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности в данном случае не имеется, поскольку прекращение судом производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения само по себе не свидетельствует о наличии виновных действий со стороны лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку должностное лицо действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий, отсутствовали условия наступления материальной ответственности сотрудника органа внутренних дел.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование службы в органах внутренних дел: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Следующее отличие законодательства Республики Беларусь состоит в том, что материальная ответственность сотрудников ОВД регулируется специальным нормативным актом - Положением о материальной ответственности лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь <9>. В Российской Федерации материальная ответственность сотрудников ОВД регулируется нормами Трудового кодекса РФ. В связи с чем, учитывая специфику службы в ОВД, представляется целесообразным принять специальный нормативный акт, аналогичный Федеральному закону от 12 июля 1999 г. "О материальной ответственности военнослужащих".
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Следующее отличие законодательства Республики Беларусь состоит в том, что материальная ответственность сотрудников ОВД регулируется специальным нормативным актом - Положением о материальной ответственности лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь <9>. В Российской Федерации материальная ответственность сотрудников ОВД регулируется нормами Трудового кодекса РФ. В связи с чем, учитывая специфику службы в ОВД, представляется целесообразным принять специальный нормативный акт, аналогичный Федеральному закону от 12 июля 1999 г. "О материальной ответственности военнослужащих".
Готовое решение: К какой ответственности можно привлечь представителя, который совершает сделки по доверенности
(КонсультантПлюс, 2025)Своего работника при определенных условиях можно привлечь к материальной и (или) дисциплинарной ответственности. А если в действиях представителя-физлица есть признаки преступления, можно обратиться с заявлением в органы внутренних дел для привлечения его к уголовной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Своего работника при определенных условиях можно привлечь к материальной и (или) дисциплинарной ответственности. А если в действиях представителя-физлица есть признаки преступления, можно обратиться с заявлением в органы внутренних дел для привлечения его к уголовной ответственности.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)9. При разрешении спора по иску органа внутренних дел о привлечении сотрудника к материальной ответственности суду следует учитывать нормы статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации о возможности снижения размера ущерба исходя из материального и семейного положения работника.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)9. При разрешении спора по иску органа внутренних дел о привлечении сотрудника к материальной ответственности суду следует учитывать нормы статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации о возможности снижения размера ущерба исходя из материального и семейного положения работника.
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.11.2016 N 22-П
"По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина"Аналогичный подход прослеживается и в трудовом законодательстве: для привлечения работника к полной материальной ответственности по пункту 5 части первой статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. за причинение ущерба в результате преступных действий, обязательным условием является наличие вступившего в законную силу обвинительного приговора суда (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю"). Приведенное правовое регулирование распространяется также на отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел (часть 6 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
"По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина"Аналогичный подход прослеживается и в трудовом законодательстве: для привлечения работника к полной материальной ответственности по пункту 5 части первой статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. за причинение ущерба в результате преступных действий, обязательным условием является наличие вступившего в законную силу обвинительного приговора суда (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю"). Приведенное правовое регулирование распространяется также на отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел (часть 6 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Вопрос: Как в порядке регресса взыскать с причинителя вреда денежные средства, выплаченные в качестве возмещения морального вреда?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом пределы материальной ответственности работника ограничены ст. 241 ТК РФ размером его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом пределы материальной ответственности работника ограничены ст. 241 ТК РФ размером его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Нужно сказать, что распределительная система организации дисциплинарной власти характерна не только для военной службы. Так, согласно ст. 51 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 28 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" председатель Следственного комитета имеет право применять к сотрудникам Следственного комитета все виды дисциплинарных взысканий, в то же время полномочия руководителей следственных органов и учреждений Следственного комитета по привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудников Следственного комитета определяет Председатель Следственного комитета <12>.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Нужно сказать, что распределительная система организации дисциплинарной власти характерна не только для военной службы. Так, согласно ст. 51 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 28 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" председатель Следственного комитета имеет право применять к сотрудникам Следственного комитета все виды дисциплинарных взысканий, в то же время полномочия руководителей следственных органов и учреждений Следственного комитета по привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудников Следственного комитета определяет Председатель Следственного комитета <12>.
Статья: Правовое регулирование случаев, когда военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы, и взаимосвязь их материальной и дисциплинарной ответственности
(Большакова В.М., Калашников В.В., Наумов П.Ю., Зелепукин Р.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Юридическая ответственность является одной из многогранных и фундаментальных категорий юридической науки и практики; это один из основных правовых институтов, опосредующих охранительную функцию права. Поэтому традиционно она рассматривалась как один из видов негативной реакции (принуждение) государства на правонарушение <4>. Также юридическая ответственность является важнейшим элементом социальной конструкции права и выполняет в системе общественных отношений солидарные, воздающие и предупредительные функции. По своему предназначению она обращена не только к обычным гражданам, в ее субъектный состав входят и специальные субъекты - военнослужащие, сотрудники органов прокуратуры, сотрудники органов внутренних дел и т.д., чья юридическая ответственность зависит от их специального, законодательно определенного правового статуса <5>.
(Большакова В.М., Калашников В.В., Наумов П.Ю., Зелепукин Р.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Юридическая ответственность является одной из многогранных и фундаментальных категорий юридической науки и практики; это один из основных правовых институтов, опосредующих охранительную функцию права. Поэтому традиционно она рассматривалась как один из видов негативной реакции (принуждение) государства на правонарушение <4>. Также юридическая ответственность является важнейшим элементом социальной конструкции права и выполняет в системе общественных отношений солидарные, воздающие и предупредительные функции. По своему предназначению она обращена не только к обычным гражданам, в ее субъектный состав входят и специальные субъекты - военнослужащие, сотрудники органов прокуратуры, сотрудники органов внутренних дел и т.д., чья юридическая ответственность зависит от их специального, законодательно определенного правового статуса <5>.