Масштабный инвестиционный проект
Подборка наиболее важных документов по запросу Масштабный инвестиционный проект (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.8 "Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"Таким образом, положения подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6, подпункта 8.5 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ содержат специальные нормы, регулирующие возникновение права аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, и льготное предоставление земли в связи с реализацией масштабных инвестиционных проектов на территории субъекта Российской Федерации на срок их реализации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О документах, необходимых для предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов.
(Письмо Минэкономразвития России от 26.06.2015 N Д23и-2965)Вопрос: О документах, необходимых для предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов.
(Письмо Минэкономразвития России от 26.06.2015 N Д23и-2965)Вопрос: О документах, необходимых для предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов.
Готовое решение: Как предоставить государственный или муниципальный земельный участок для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)Специальными основаниями, позволяющими заключить договор аренды земельного участка под строительство без аукциона, являются, в частности (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Специальными основаниями, позволяющими заключить договор аренды земельного участка под строительство без аукциона, являются, в частности (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в критерии, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов (25.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в критерии, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов (25.11.2025)
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
Статья: Особенности регулирования инвестиционной деятельности в Арктике
(Чурилов А.Ю.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2025, N 1)В статье рассматривается вопрос регулирования устойчивого и ответственного инвестирования в арктический регион. Реализация масштабных инвестиционных проектов в этом регионе потребует значительных инвестиций, в том числе иностранных, а также масштабного воздействия на его экологию. Подчеркивается важность осуществления устойчивого инвестирования, которое в долгосрочной перспективе не будет вредить ни окружающей среде, ни коренным и малочисленным народам, проживающим на территориях реализации проекта. В настоящее время преобладающей точкой зрения на инвестирование в целом и в арктический регион в частности является целевая установка investing for sustainability impact (инвестиции для устойчивого развития). Автор указывает, что налицо явно недостаточный уровень международно-правового регулирования устойчивого инвестирования, а законодательство различных государств по соответствующим вопросам придерживается различных подходов. В отсутствие надлежащего правового регулирования инвестиционных отношений реализация устойчивого и ответственного инвестирования затруднительна, что влечет за собой в том числе отрицательные экономические последствия. В связи с этим автор делает вывод о том, что наибольшее значение при регулировании инвестиционной деятельности играют нормы мягкого права. Проводится анализ так называемого ESG-инвестирования, предлагается классификация норм мягкого права в зависимости от источника происхождения, дается обзор некоторых наиболее значимых источников мягкого права. На конкретных примерах демонстрируется, как инвесторы и реализующие инвестиционный проект предприятия используют в своей деятельности мягкое право.
(Чурилов А.Ю.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2025, N 1)В статье рассматривается вопрос регулирования устойчивого и ответственного инвестирования в арктический регион. Реализация масштабных инвестиционных проектов в этом регионе потребует значительных инвестиций, в том числе иностранных, а также масштабного воздействия на его экологию. Подчеркивается важность осуществления устойчивого инвестирования, которое в долгосрочной перспективе не будет вредить ни окружающей среде, ни коренным и малочисленным народам, проживающим на территориях реализации проекта. В настоящее время преобладающей точкой зрения на инвестирование в целом и в арктический регион в частности является целевая установка investing for sustainability impact (инвестиции для устойчивого развития). Автор указывает, что налицо явно недостаточный уровень международно-правового регулирования устойчивого инвестирования, а законодательство различных государств по соответствующим вопросам придерживается различных подходов. В отсутствие надлежащего правового регулирования инвестиционных отношений реализация устойчивого и ответственного инвестирования затруднительна, что влечет за собой в том числе отрицательные экономические последствия. В связи с этим автор делает вывод о том, что наибольшее значение при регулировании инвестиционной деятельности играют нормы мягкого права. Проводится анализ так называемого ESG-инвестирования, предлагается классификация норм мягкого права в зависимости от источника происхождения, дается обзор некоторых наиболее значимых источников мягкого права. На конкретных примерах демонстрируется, как инвесторы и реализующие инвестиционный проект предприятия используют в своей деятельности мягкое право.
Статья: Региональное законодательство об органической продукции: состояние и проблемы
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)В целом надо признать, что правовые средства для развития производства оргпродукции в законодательстве Краснодарского края подобраны наиболее комплексно и разносторонне в сравнении с законодательством об органической продукции других субъектов Российской Федерации. Задача развития органического сельского хозяйства нашла отражение в правовых нормах комплекса законов о сельскохозяйственной деятельности, принятых в крае. Так, соответствующие законоположения содержатся в Законах Краснодарского края от 28 ноября 2014 года N 3062-КЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере семеноводства на территории Краснодарского края", от 5 июня 2017 года N 3626-КЗ "О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края с отраслевыми союзами (ассоциациями) и иными некоммерческими организациями агропромышленного комплекса Краснодарского края", от 7 июня 2004 года N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", от 4 марта 2015 года N 3123-КЗ "О предоставлении юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения".
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)В целом надо признать, что правовые средства для развития производства оргпродукции в законодательстве Краснодарского края подобраны наиболее комплексно и разносторонне в сравнении с законодательством об органической продукции других субъектов Российской Федерации. Задача развития органического сельского хозяйства нашла отражение в правовых нормах комплекса законов о сельскохозяйственной деятельности, принятых в крае. Так, соответствующие законоположения содержатся в Законах Краснодарского края от 28 ноября 2014 года N 3062-КЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере семеноводства на территории Краснодарского края", от 5 июня 2017 года N 3626-КЗ "О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края с отраслевыми союзами (ассоциациями) и иными некоммерческими организациями агропромышленного комплекса Краснодарского края", от 7 июня 2004 года N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", от 4 марта 2015 года N 3123-КЗ "О предоставлении юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения".
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)4. Также в качестве особого случая в ряде муниципалитетов устанавливается запрет на строительство любых объектов капитального строительства жилого назначения в населенном пункте, за исключением осуществления строительства посредством КРТ или масштабных инвестиционных проектов, предполагающих размещение объектов сопутствующей инфраструктуры.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)4. Также в качестве особого случая в ряде муниципалитетов устанавливается запрет на строительство любых объектов капитального строительства жилого назначения в населенном пункте, за исключением осуществления строительства посредством КРТ или масштабных инвестиционных проектов, предполагающих размещение объектов сопутствующей инфраструктуры.
Статья: Правовые стимулы и правовые ограничения как инструменты импортозамещения
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Стимулы и ограничения в правовой плоскости могут быть выражены через частноправовые или публично-правовые средства. Среди частноправовых средств обеспечения импортозамещения в настоящее время особо можно выделить специальный инвестиционный контракт, который ранее был направлен на стимулирование производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а в настоящее время (СПИК 2.0) на разработку и (или) внедрение современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на их основе <16>. Частноправовые средства, например льготная ставка по аренде, используются для активизации промышленного производства, например, в Москве, где земля предоставляется за 1 рубль для реализации масштабных инвестиционных проектов <17>, в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах. К публично-правовым средствам относятся различные налоговые льготы, бюджетные субсидии, квоты, запреты, ограничения и т.д. В качестве примера можно привести освобождение от НДС при условии включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения <18>. Кроме того, примером может служить установление для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий <19>, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших <20>, а также запрета на допуск программного обеспечения <21>, которые происходят из иностранных государств. Представляется, что публично-правовые средства обеспечения импортозамещения предполагают обращение к административным, а не рыночным механизмам его внедрения, что подходит в качестве временной антикризисной меры реагирования, но не может создавать основу для долгосрочной стратегии импортозамещения, основным субъектом реализации которой должно выступать не государство, а субъекты предпринимательской деятельности.
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Стимулы и ограничения в правовой плоскости могут быть выражены через частноправовые или публично-правовые средства. Среди частноправовых средств обеспечения импортозамещения в настоящее время особо можно выделить специальный инвестиционный контракт, который ранее был направлен на стимулирование производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а в настоящее время (СПИК 2.0) на разработку и (или) внедрение современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на их основе <16>. Частноправовые средства, например льготная ставка по аренде, используются для активизации промышленного производства, например, в Москве, где земля предоставляется за 1 рубль для реализации масштабных инвестиционных проектов <17>, в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах. К публично-правовым средствам относятся различные налоговые льготы, бюджетные субсидии, квоты, запреты, ограничения и т.д. В качестве примера можно привести освобождение от НДС при условии включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения <18>. Кроме того, примером может служить установление для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий <19>, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших <20>, а также запрета на допуск программного обеспечения <21>, которые происходят из иностранных государств. Представляется, что публично-правовые средства обеспечения импортозамещения предполагают обращение к административным, а не рыночным механизмам его внедрения, что подходит в качестве временной антикризисной меры реагирования, но не может создавать основу для долгосрочной стратегии импортозамещения, основным субъектом реализации которой должно выступать не государство, а субъекты предпринимательской деятельности.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.2. В подп. 2 п. 2 комментируемой статьи предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов предусмотрено также для юридических лиц по специальному распоряжению Правительства РФ. При этом определено в общем виде предназначение (цель) предоставления земельного участка - для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством РФ.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.2. В подп. 2 п. 2 комментируемой статьи предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов предусмотрено также для юридических лиц по специальному распоряжению Правительства РФ. При этом определено в общем виде предназначение (цель) предоставления земельного участка - для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством РФ.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)- объект важен для реализации масштабных инвестиционных проектов в соответствии с Законом Амурской области от 5 сентября 2007 г. N 374-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Амурской области".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)- объект важен для реализации масштабных инвестиционных проектов в соответствии с Законом Амурской области от 5 сентября 2007 г. N 374-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Амурской области".
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду на срок реализации масштабного инвестиционного проекта.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду на срок реализации масштабного инвестиционного проекта.
Статья: Анализ институтов развития в контексте их реформирования: целевые и нормативно-правовые аспекты
(Оболенская Л.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)В работе <3> институты развития рассматриваются как специализированные государственные организации, предназначенные для решения тех задач инновационного развития экономики и социальной сферы, где требуется сочетание государственных и рыночных механизмов. Сюда относятся масштабные инвестиционные проекты в приоритетных секторах экономики, которые: (1) с одной стороны, являются стратегически значимыми, (2) с другой стороны, характеризуются невысокой коммерческой эффективностью, длительными сроками окупаемости, высокими рисками для бизнеса <4>.
(Оболенская Л.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)В работе <3> институты развития рассматриваются как специализированные государственные организации, предназначенные для решения тех задач инновационного развития экономики и социальной сферы, где требуется сочетание государственных и рыночных механизмов. Сюда относятся масштабные инвестиционные проекты в приоритетных секторах экономики, которые: (1) с одной стороны, являются стратегически значимыми, (2) с другой стороны, характеризуются невысокой коммерческой эффективностью, длительными сроками окупаемости, высокими рисками для бизнеса <4>.
Статья: Правовые аспекты реализации прав на публичные земельные участки в условиях реформы законодательства о недвижимости
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)Изменения в правовом регулировании коснулись также и заключения договора мены публичного земельного участка, предусмотренного в ст. 39.21 ЗК РФ, в которой предусмотрены основания и условия совершения такой сделки. Однако в соответствии с положениями Закона N 58-ФЗ и Постановления N 629 перечень таких оснований расширен за счет включения положения о возможности заключения договора мены публичного земельного участка на земельный участок, находящийся в частной собственности, если он необходим для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов, указанных в пп. 2 и 3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)Изменения в правовом регулировании коснулись также и заключения договора мены публичного земельного участка, предусмотренного в ст. 39.21 ЗК РФ, в которой предусмотрены основания и условия совершения такой сделки. Однако в соответствии с положениями Закона N 58-ФЗ и Постановления N 629 перечень таких оснований расширен за счет включения положения о возможности заключения договора мены публичного земельного участка на земельный участок, находящийся в частной собственности, если он необходим для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов, указанных в пп. 2 и 3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.