Малозначительность коррупционного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Малозначительность коррупционного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как к федеральным гражданским служащим применить дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)замечание (может быть применено при малозначительности коррупционного правонарушения);
(КонсультантПлюс, 2025)замечание (может быть применено при малозначительности коррупционного правонарушения);
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Высказанные предложения об унификации ответственности за коррупционные правонарушения с "традиционной" дисциплинарной ответственностью противоречат самой ее сути - обеспечению принципа "нулевой толерантности" к коррупции. Российская Федерация, как член Совета Европы и Группы государств по борьбе с коррупцией, гарантирует, что "правила, касающиеся прав и обязанностей должностных лиц, учитывают требования, связанные с борьбой с коррупцией, и обеспечивают соответствующие и эффективные дисциплинарные меры" <10>. Выговор, замечание и предупреждение о неполном должностном соответствии едва ли можно назвать эффективными дисциплинарными мерами в случае столь серьезных нарушений, как неурегулирование конфликта интересов или непредоставление сведений о доходах. Для случаев же малозначительности коррупционных правонарушений законодателем еще в 2014 г. в ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ был внесен п. 3.1, предусматривающий возможность взыскания в виде замечания.
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Высказанные предложения об унификации ответственности за коррупционные правонарушения с "традиционной" дисциплинарной ответственностью противоречат самой ее сути - обеспечению принципа "нулевой толерантности" к коррупции. Российская Федерация, как член Совета Европы и Группы государств по борьбе с коррупцией, гарантирует, что "правила, касающиеся прав и обязанностей должностных лиц, учитывают требования, связанные с борьбой с коррупцией, и обеспечивают соответствующие и эффективные дисциплинарные меры" <10>. Выговор, замечание и предупреждение о неполном должностном соответствии едва ли можно назвать эффективными дисциплинарными мерами в случае столь серьезных нарушений, как неурегулирование конфликта интересов или непредоставление сведений о доходах. Для случаев же малозначительности коррупционных правонарушений законодателем еще в 2014 г. в ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ был внесен п. 3.1, предусматривающий возможность взыскания в виде замечания.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)3.1. Взыскание в виде выговора может быть применено к военнослужащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)3.1. Взыскание в виде выговора может быть применено к военнослужащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
Статья: Деяния, несовместимые с должностью, как основание конституционно-правовой ответственности
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)8. Имеется разный подход относительно степени общественной опасности (вредности) различных нарушений антикоррупционного законодательства. При регулировании правового положения лишь некоторых субъектов предусмотрено, что санкция выбирается в зависимости от характера коррупционного правонарушения, его тяжести и обстоятельств, при которых оно совершено; от соблюдения иных требований закона, ограничений и запретов, а также с учетом предшествующей деятельности должностного лица; при малозначительности коррупционного правонарушения могут быть применены такие санкции, как замечание или выговор, а не досрочное прекращение полномочий (увольнение) <25>. В большинстве случаев установлена единственная санкция - досрочное прекращение полномочий, а также отсутствуют положения об учете обстоятельств, при которых совершено правонарушение.
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)8. Имеется разный подход относительно степени общественной опасности (вредности) различных нарушений антикоррупционного законодательства. При регулировании правового положения лишь некоторых субъектов предусмотрено, что санкция выбирается в зависимости от характера коррупционного правонарушения, его тяжести и обстоятельств, при которых оно совершено; от соблюдения иных требований закона, ограничений и запретов, а также с учетом предшествующей деятельности должностного лица; при малозначительности коррупционного правонарушения могут быть применены такие санкции, как замечание или выговор, а не досрочное прекращение полномочий (увольнение) <25>. В большинстве случаев установлена единственная санкция - досрочное прекращение полномочий, а также отсутствуют положения об учете обстоятельств, при которых совершено правонарушение.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Норма же ч. 3.1 ст. 59.3 ФЗ о ГГС РФ основана на совершенно ином подходе: "...взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения" (курсив мой - О.Б.). Иными словами, малозначительность здесь выступает не как основание для освобождения от ответственности, а как основание для применения наименее строгого взыскания - замечания. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ вопрос о малозначительности конкретного деяния должен был предварительно рассматриваться комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов. Сейчас это не предусмотрено.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Норма же ч. 3.1 ст. 59.3 ФЗ о ГГС РФ основана на совершенно ином подходе: "...взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения" (курсив мой - О.Б.). Иными словами, малозначительность здесь выступает не как основание для освобождения от ответственности, а как основание для применения наименее строгого взыскания - замечания. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ вопрос о малозначительности конкретного деяния должен был предварительно рассматриваться комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов. Сейчас это не предусмотрено.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. При этом в Законе о службе в органах принудительного исполнения, а также в законодательстве о противодействии коррупции не определены критерии малозначительности коррупционных правонарушений.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. При этом в Законе о службе в органах принудительного исполнения, а также в законодательстве о противодействии коррупции не определены критерии малозначительности коррупционных правонарушений.
Статья: Привлечение к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Сам по себе установленный факт совершения проверяемым лицом коррупционного правонарушения не является безусловным основанием для его увольнения (прекращения полномочий) в связи с утратой доверия. Например, при малозначительности совершенного коррупционного правонарушения к военнослужащему (гражданскому служащему) может быть применено взыскание в виде выговора (замечания) <20>.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Сам по себе установленный факт совершения проверяемым лицом коррупционного правонарушения не является безусловным основанием для его увольнения (прекращения полномочий) в связи с утратой доверия. Например, при малозначительности совершенного коррупционного правонарушения к военнослужащему (гражданскому служащему) может быть применено взыскание в виде выговора (замечания) <20>.
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Законодательные положения сконструированы так, что невозможно однозначно установить, в каких случаях нарушение обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов повлечет увольнение в связи с утратой доверия, а в каких будет признано малозначительным, с возможностью наложения взыскания в виде замечания. Критерии малозначительности коррупционного правонарушения не приведены.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Законодательные положения сконструированы так, что невозможно однозначно установить, в каких случаях нарушение обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов повлечет увольнение в связи с утратой доверия, а в каких будет признано малозначительным, с возможностью наложения взыскания в виде замечания. Критерии малозначительности коррупционного правонарушения не приведены.
Статья: Малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК): общественная опасность и юридическая ответственность
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2024, N 8)При малозначительности совершенного коррупционного правонарушения, в частности:
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2024, N 8)При малозначительности совершенного коррупционного правонарушения, в частности: