Максимальный размер земельного участка для КФХ
Подборка наиболее важных документов по запросу Максимальный размер земельного участка для КФХ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10.1 "Особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения""Исходя из буквального содержания подпункта 1 части 7 статьи 10.1 Федерального закона N 101-ФЗ отказ в предоставлении земельного участка указанного в заявлении, связывается Законодателем с его не соответствием установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.11.2024 N Ф09-5844/24 по делу N А47-13750/2023
Требование: О признании незаконными постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отказа в предоставлении участка в аренду без проведения торгов, обязании привести в соответствие с законом постановление, заключить договор аренды.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что площадь испрашиваемого участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства превышает нормативно установленную, заявитель сослался на то, что максимальный размер участка распространяется только на граждан.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как максимальный размер участка применяется вне зависимости от вида заявителя.Таким образом, вне зависимости от субъекта обращения и организационно-правовой формы крестьянского (фермерского) хозяйства законом установлено единое основание для отказа в предоставлении участка - несоответствие установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Требование: О признании незаконными постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отказа в предоставлении участка в аренду без проведения торгов, обязании привести в соответствие с законом постановление, заключить договор аренды.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что площадь испрашиваемого участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства превышает нормативно установленную, заявитель сослался на то, что максимальный размер участка распространяется только на граждан.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как максимальный размер участка применяется вне зависимости от вида заявителя.Таким образом, вне зависимости от субъекта обращения и организационно-правовой формы крестьянского (фермерского) хозяйства законом установлено единое основание для отказа в предоставлении участка - несоответствие установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Суды неправомерно применили подпункт "в" пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением N 582 (в редакции, действовавшей в спорный период - до 01.03.2015), которыми установлен предельный размер арендной платы - 0,6% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для сельскохозяйственного использования и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку данные Правила регулируют порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, и не подлежат применению к договору аренды земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Суды неправомерно применили подпункт "в" пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением N 582 (в редакции, действовавшей в спорный период - до 01.03.2015), которыми установлен предельный размер арендной платы - 0,6% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для сельскохозяйственного использования и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку данные Правила регулируют порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, и не подлежат применению к договору аренды земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Статья: Правовые позиции судов по некоторым вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения (на примере Саратовской области)
(Аверьянова Н.Н.)
("Российский судья", 2025, N 2)Законом субъекта Российской Федерации "устанавливаются предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности".
(Аверьянова Н.Н.)
("Российский судья", 2025, N 2)Законом субъекта Российской Федерации "устанавливаются предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности".
Нормативные акты
Вопрос: Как сельхозпроизводителям предоставляются субсидии из бюджета?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Субсидии из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ предоставляются сельхозпроизводителям в порядке, предусмотренном федеральными и региональными программами. Заявителем может быть крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, являющийся главой такого хозяйства, основными видами деятельности которых являются производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции. Заявителем может быть также гражданин РФ, обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты принятия решения региональной комиссии по отбору проектов о предоставлении ему гранта "Агростартап", осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств при условии внесения в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения сведений, которые представляются собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, на которых осуществляется или планируется осуществлять сельскохозяйственное производство.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Субсидии из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ предоставляются сельхозпроизводителям в порядке, предусмотренном федеральными и региональными программами. Заявителем может быть крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, являющийся главой такого хозяйства, основными видами деятельности которых являются производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции. Заявителем может быть также гражданин РФ, обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты принятия решения региональной комиссии по отбору проектов о предоставлении ему гранта "Агростартап", осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств при условии внесения в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения сведений, которые представляются собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, на которых осуществляется или планируется осуществлять сельскохозяйственное производство.
Статья: Права и обязанности собственников земельной недвижимости: вопросы теории
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)1. В рамках устоявшихся представлений о содержании правоотношений земельной недвижимости ЗК РФ и многие ученые делают акцент на правах и обязанностях граждан и юридических лиц <19>, <20>. Такой подход в целом оправдан, однако любое правоотношение носит двусторонний характер, а значит, требуется выяснение вопроса и о правах и обязанностях другой стороны правоотношения - органов публичной власти. Такие права и обязанности государства могут быть трех видов. Во-первых, это права и обязанности публичных субъектов, обусловленные необходимостью реализации функций государства как политического суверена. Такие рамочные права и обязанности органов власти в основном касаются вопросов разработки тех или иных нормативных актов. Типичным примером здесь является ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ (ред. от 6 декабря 2021 г.) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <21>, где закреплена обязанность субъектов РФ принимать законы, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его аграрной деятельности.
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)1. В рамках устоявшихся представлений о содержании правоотношений земельной недвижимости ЗК РФ и многие ученые делают акцент на правах и обязанностях граждан и юридических лиц <19>, <20>. Такой подход в целом оправдан, однако любое правоотношение носит двусторонний характер, а значит, требуется выяснение вопроса и о правах и обязанностях другой стороны правоотношения - органов публичной власти. Такие права и обязанности государства могут быть трех видов. Во-первых, это права и обязанности публичных субъектов, обусловленные необходимостью реализации функций государства как политического суверена. Такие рамочные права и обязанности органов власти в основном касаются вопросов разработки тех или иных нормативных актов. Типичным примером здесь является ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ (ред. от 6 декабря 2021 г.) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <21>, где закреплена обязанность субъектов РФ принимать законы, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его аграрной деятельности.
Статья: Земельные ресурсы. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Махтина Ю., Проскурина С., Пинтяшина С., Кривилев И., Мезенцева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Так, допускалось превышение установленного максимального размера земельных участков, предоставляемых в целях ведения личного подсобного хозяйства. Например, фактический размер предоставленного участка составил 5 га при возможном максимальном размере общей площади - 0,5 га.
(Махтина Ю., Проскурина С., Пинтяшина С., Кривилев И., Мезенцева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Так, допускалось превышение установленного максимального размера земельных участков, предоставляемых в целях ведения личного подсобного хозяйства. Например, фактический размер предоставленного участка составил 5 га при возможном максимальном размере общей площади - 0,5 га.
Статья: Земельный участок для целей строительства и эксплуатации - константа или переменная?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)Соответственно, в переходный период, когда не во всех муниципальных образованиях были приняты ПЗЗ с градостроительными регламентами, устанавливающими предельные размеры земельных участков, их размеры определялись по правилам земельного законодательства - ст. 33 ЗК (также отмененной Законом N 171-ФЗ), которая, если быть точным, регулировала не размеры, а нормативы предоставления земельных участков. Согласно данной норме устанавливались предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в том числе бесплатно, из находящихся в публичной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 33 ЗК). Для иных целей предельные размеры земельных участков устанавливались в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 ЗК). Что же касается определения размера земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости, тут действовала малопонятная формулировка п. 7 ст. 36 ЗК, которая устанавливала критерии определения размера земельного участка, подлежащего передаче собственнику объекта недвижимости в случаях, когда не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке. Согласно данным критериям местоположение границ земельного участка и его площадь определялись с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, при этом понятие "фактическое землепользование" в законодательстве не раскрывалось. В контексте определения размеров земельного участка при его формировании данный термин употреблялся лишь в ч. 4 ст. 43 ГрК (помимо п. 7 ст. 36 ЗК) без определения его содержания <7>. Ввиду отсутствия четко установленных критериев определения размера земельного участка, подлежащего выкупу, органы власти при предоставлении земельного участка нередко определяли его площадь произвольно, по своему усмотрению.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)Соответственно, в переходный период, когда не во всех муниципальных образованиях были приняты ПЗЗ с градостроительными регламентами, устанавливающими предельные размеры земельных участков, их размеры определялись по правилам земельного законодательства - ст. 33 ЗК (также отмененной Законом N 171-ФЗ), которая, если быть точным, регулировала не размеры, а нормативы предоставления земельных участков. Согласно данной норме устанавливались предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в том числе бесплатно, из находящихся в публичной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 33 ЗК). Для иных целей предельные размеры земельных участков устанавливались в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 ЗК). Что же касается определения размера земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости, тут действовала малопонятная формулировка п. 7 ст. 36 ЗК, которая устанавливала критерии определения размера земельного участка, подлежащего передаче собственнику объекта недвижимости в случаях, когда не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке. Согласно данным критериям местоположение границ земельного участка и его площадь определялись с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, при этом понятие "фактическое землепользование" в законодательстве не раскрывалось. В контексте определения размеров земельного участка при его формировании данный термин употреблялся лишь в ч. 4 ст. 43 ГрК (помимо п. 7 ст. 36 ЗК) без определения его содержания <7>. Ввиду отсутствия четко установленных критериев определения размера земельного участка, подлежащего выкупу, органы власти при предоставлении земельного участка нередко определяли его площадь произвольно, по своему усмотрению.
Вопрос: Об определении ИП - главой КФХ, применяющим ЕСХН, предельной суммы дохода в целях применения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС.
(Письмо Минфина России от 12.12.2023 N 03-07-07/119809)Утрачено ли право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, в связи с тем что общая сумма доходов превысила предельный размер дохода? Или же выручка от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в сумме 13 029 тыс. руб. не учитывается в общей выручке, так как индивидуальный предприниматель - глава КФХ не продавал земельные участки на систематической основе, а продажа была разовой и вызвана необходимостью уменьшения посевных площадей сельскохозяйственного назначения в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией?
(Письмо Минфина России от 12.12.2023 N 03-07-07/119809)Утрачено ли право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, в связи с тем что общая сумма доходов превысила предельный размер дохода? Или же выручка от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в сумме 13 029 тыс. руб. не учитывается в общей выручке, так как индивидуальный предприниматель - глава КФХ не продавал земельные участки на систематической основе, а продажа была разовой и вызвана необходимостью уменьшения посевных площадей сельскохозяйственного назначения в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией?
Статья: О продлении процедуры "лесной амнистии" применительно к дачным земельным участкам
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Пункт 1 ст. 33 ЗК РФ в указанной редакции определял, что "предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления".
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Пункт 1 ст. 33 ЗК РФ в указанной редакции определял, что "предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления".
Статья: О практических проблемах "лесной амнистии" при реализации процедуры на дачных участках
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Если мы посмотрим, что же определял п. 1 ст. 33 ЗК РФ в указанной редакции, то увидим, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, определялись законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Если мы посмотрим, что же определял п. 1 ст. 33 ЗК РФ в указанной редакции, то увидим, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, определялись законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, в Законе Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" установлены следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, в Законе Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" установлены следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: