Лишение специального права
Подборка наиболее важных документов по запросу Лишение специального права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Соотношение административной ответственности с уголовной и дисциплинарной
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заявитель усматривает неконституционность части 3 статьи 32.7 КоАП Российской Федерации в том, что она предусматривает в случае назначения лицу нескольких административных наказаний в виде лишения специального права (права управления транспортным средством) необходимость полного сложения таких санкций, не ограниченного никакими предельными сроками, и тем самым допускает возможность подвергать указанное лицо более строгим мерам ответственности, чем это возможно при применении аналогичных уголовных наказаний...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заявитель усматривает неконституционность части 3 статьи 32.7 КоАП Российской Федерации в том, что она предусматривает в случае назначения лицу нескольких административных наказаний в виде лишения специального права (права управления транспортным средством) необходимость полного сложения таких санкций, не ограниченного никакими предельными сроками, и тем самым допускает возможность подвергать указанное лицо более строгим мерам ответственности, чем это возможно при применении аналогичных уголовных наказаний...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Увольнение9. Истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы заполнения кадровых документовПриказ о переводе работника на другую работу. Временный перевод на другую работу в связи с лишением специального права. Унифицированная форма N Т-5 >>>
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 3.8. Лишение специального права
(ред. от 04.11.2025)Статья 3.8. Лишение специального права
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
(ред. от 17.11.2025)Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Путеводитель по кадровым вопросам. Как отстранить работника от работыОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА В СЛУЧАЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ
Готовое решение: Как уволить работника по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
(КонсультантПлюс, 2025)Иногда, прежде чем уволить работника, вы должны отстранить его, предложить подходящие ему вакансии, например при увольнении в связи с лишением специального права. Далее действуйте стандартно. В частности, издайте приказ об увольнении, внесите запись в сведения о трудовой деятельности и трудовую книжку (в случае ее ведения), произведите окончательный расчет. В некоторых случаях работникам полагается выходное пособие, например при увольнении из-за призыва в армию.
(КонсультантПлюс, 2025)Иногда, прежде чем уволить работника, вы должны отстранить его, предложить подходящие ему вакансии, например при увольнении в связи с лишением специального права. Далее действуйте стандартно. В частности, издайте приказ об увольнении, внесите запись в сведения о трудовой деятельности и трудовую книжку (в случае ее ведения), произведите окончательный расчет. В некоторых случаях работникам полагается выходное пособие, например при увольнении из-за призыва в армию.
Статья: Административная ответственность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено данному лицу, назначается только то из наказаний, которое может быть назначено этому лицу. Такие виды наказаний, как предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы, могут применяться только в качестве основных наказаний.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено данному лицу, назначается только то из наказаний, которое может быть назначено этому лицу. Такие виды наказаний, как предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы, могут применяться только в качестве основных наказаний.
Статья: Анализ системы административных наказаний, назначаемых судом, в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь)
(Стажила М.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Системный анализ законодательства об административной ответственности стран СНГ позволяет выявить типичную модель разграничения компетенции по назначению административных наказаний между судами и внесудебными органами публичной власти. По общему правилу к административным наказаниям, назначаемым исключительно судом, в странах СНГ относятся административный арест, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, лишение специального права, обязательные работы, дисквалификация. Представляется, что это связано с общностью моделей конституционного регулирования сферы публичного принуждения и имплементацией в национальное законодательство стран СНГ общепринятых международных принципов применения публичного принуждения.
(Стажила М.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Системный анализ законодательства об административной ответственности стран СНГ позволяет выявить типичную модель разграничения компетенции по назначению административных наказаний между судами и внесудебными органами публичной власти. По общему правилу к административным наказаниям, назначаемым исключительно судом, в странах СНГ относятся административный арест, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, лишение специального права, обязательные работы, дисквалификация. Представляется, что это связано с общностью моделей конституционного регулирования сферы публичного принуждения и имплементацией в национальное законодательство стран СНГ общепринятых международных принципов применения публичного принуждения.
Статья: Правовая неопределенность и неопределенность права: сравнительный анализ
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)Во-первых, примером неопределенности права выступает не всегда удачный симбиоз административно-деликтного и уголовного права. В условиях усиления роли административной преюдиции все более отчетливой представляется проблема дисгармонии, существующая в указанных отраслях. Например, это находит свое выражение в законодательном отсутствии института покушения на совершение административного правонарушения, что порождает теоретико-прикладные проблемы квалификации отдельных противоправных действий. Так, если лицо, подвергнутое наказанию в виде лишения специального права, находясь в состоянии опьянения, повторно совершает действия, направленные на управление транспортным средством, которое не может начать движение в силу погодных или дорожных условий, то с позиции КоАП РФ в его деяниях не усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного статьей 12.8, ввиду отсутствия факта перемещения автомобиля в пространстве. Однако с позиции УК РФ такие действия подлежат квалификации как покушение на совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.1.
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)Во-первых, примером неопределенности права выступает не всегда удачный симбиоз административно-деликтного и уголовного права. В условиях усиления роли административной преюдиции все более отчетливой представляется проблема дисгармонии, существующая в указанных отраслях. Например, это находит свое выражение в законодательном отсутствии института покушения на совершение административного правонарушения, что порождает теоретико-прикладные проблемы квалификации отдельных противоправных действий. Так, если лицо, подвергнутое наказанию в виде лишения специального права, находясь в состоянии опьянения, повторно совершает действия, направленные на управление транспортным средством, которое не может начать движение в силу погодных или дорожных условий, то с позиции КоАП РФ в его деяниях не усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного статьей 12.8, ввиду отсутствия факта перемещения автомобиля в пространстве. Однако с позиции УК РФ такие действия подлежат квалификации как покушение на совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.1.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работник утратил статус беженца или лица, получившего временное убежище, и нет иных оснований для продолжения трудовой деятельности на территории РФ (например, как получение гражданства РФ или вида на жительство), то трудовые отношения с работником нужно прекратить, так как работник лишается права работать на территории России на прежних льготных условиях - наравне с гражданами РФ. Например, это происходит, если иностранец со статусом беженца выехал к бывшему месту жительства за пределы России или получил гражданство другого государства. Отдельное основание увольнения для данной ситуации законом не предусмотрено. Утрата статуса беженца или получившего временное убежище влечет недействительность удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища, которые в том числе являются документами, подтверждающими специальное право иностранца оформлять трудовые отношения на льготных условиях. Поэтому, полагаем, в этом случае работника можно уволить, например, по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с лишением специального права. Либо у вас могут быть иные основания увольнения. Например, если лицо лишено статуса беженца в связи с тем, что осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления в РФ, то при соблюдении определенных условий возможно его увольнение в связи с осуждением к наказанию по приговору суда, в частности по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Это следует в том числе из абз. 1, пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, абз. 2 п. 7 ст. 7, пп. 9 п. 1 ст. 8, пп. 4, 5 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 9, абз. 2 п. 3, пп. 2, 3 п. 5 ст. 12 Закона о беженцах, п. 16 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 28.09.2017 N 741.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работник утратил статус беженца или лица, получившего временное убежище, и нет иных оснований для продолжения трудовой деятельности на территории РФ (например, как получение гражданства РФ или вида на жительство), то трудовые отношения с работником нужно прекратить, так как работник лишается права работать на территории России на прежних льготных условиях - наравне с гражданами РФ. Например, это происходит, если иностранец со статусом беженца выехал к бывшему месту жительства за пределы России или получил гражданство другого государства. Отдельное основание увольнения для данной ситуации законом не предусмотрено. Утрата статуса беженца или получившего временное убежище влечет недействительность удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища, которые в том числе являются документами, подтверждающими специальное право иностранца оформлять трудовые отношения на льготных условиях. Поэтому, полагаем, в этом случае работника можно уволить, например, по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с лишением специального права. Либо у вас могут быть иные основания увольнения. Например, если лицо лишено статуса беженца в связи с тем, что осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления в РФ, то при соблюдении определенных условий возможно его увольнение в связи с осуждением к наказанию по приговору суда, в частности по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Это следует в том числе из абз. 1, пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, абз. 2 п. 7 ст. 7, пп. 9 п. 1 ст. 8, пп. 4, 5 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 9, абз. 2 п. 3, пп. 2, 3 п. 5 ст. 12 Закона о беженцах, п. 16 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 28.09.2017 N 741.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Во-вторых, только судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрена возможность назначения административных наказаний в виде конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения; лишения специального права, предоставленного физическому лицу; административного ареста; административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации (за исключением случаев совершения иностранными гражданами и лицами без гражданства административных правонарушений при въезде в Российскую Федерацию, когда административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается должностными лицами пограничных органов (ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ)); дисквалификации, обязательных работ, а также административного приостановления деятельности (за исключением случаев грубого нарушения требований промышленной безопасности, предусмотренных ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, когда административное приостановление деятельности назначается должностными лицами Ростехнадзора).
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Во-вторых, только судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрена возможность назначения административных наказаний в виде конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения; лишения специального права, предоставленного физическому лицу; административного ареста; административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации (за исключением случаев совершения иностранными гражданами и лицами без гражданства административных правонарушений при въезде в Российскую Федерацию, когда административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается должностными лицами пограничных органов (ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ)); дисквалификации, обязательных работ, а также административного приостановления деятельности (за исключением случаев грубого нарушения требований промышленной безопасности, предусмотренных ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, когда административное приостановление деятельности назначается должностными лицами Ростехнадзора).