Лишение родительских прав после ограничения в родительских правах
Подборка наиболее важных документов по запросу Лишение родительских прав после ограничения в родительских правах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Пункт 2 ст. 73 СК РФ определил, что при стечении тяжелых жизненных обстоятельств, в том числе в ситуации, когда родители не оказывают или не могут оказать какого-либо влияния на такие обстоятельства (к примеру, психологические заболевания) и если они создают или могут создать реальную угрозу для ребенка, допускается ограничение родительских прав. Также возможно ограничение родительских прав в ситуации, когда поведение родителей угрожает благополучию ребенка, но при этом противоправности такого поведения недостаточно для лишения родителей родительских прав. Однако после ограничения родительских прав органы опеки и попечительства в течение полугода осуществляют контроль за поведением родителей, и если поведение родителей не изменяется, то есть оно остается таким же пагубным по отношению к ребенку, то органы опеки и попечительства обязаны инициировать процесс лишения родителей родительских прав.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Пункт 2 ст. 73 СК РФ определил, что при стечении тяжелых жизненных обстоятельств, в том числе в ситуации, когда родители не оказывают или не могут оказать какого-либо влияния на такие обстоятельства (к примеру, психологические заболевания) и если они создают или могут создать реальную угрозу для ребенка, допускается ограничение родительских прав. Также возможно ограничение родительских прав в ситуации, когда поведение родителей угрожает благополучию ребенка, но при этом противоправности такого поведения недостаточно для лишения родителей родительских прав. Однако после ограничения родительских прав органы опеки и попечительства в течение полугода осуществляют контроль за поведением родителей, и если поведение родителей не изменяется, то есть оно остается таким же пагубным по отношению к ребенку, то органы опеки и попечительства обязаны инициировать процесс лишения родителей родительских прав.
Статья: Юридическая ответственность родителей за злоупотребление своими правами и неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)На основании п. 2 ст. 73 СК РФ, если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. Так, 17 января 2022 г. по иску органа опеки и попечительства Пресненский районный суд г. Москвы лишил Татьяну Максимкину и Юрия Зинкина (ни разу не посетивших многочисленные судебные заседания), биологических мать и отца семилетней девочки, родительских прав на основании их отказа без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации (абз. 3 ст. 69 СК РФ).
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)На основании п. 2 ст. 73 СК РФ, если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. Так, 17 января 2022 г. по иску органа опеки и попечительства Пресненский районный суд г. Москвы лишил Татьяну Максимкину и Юрия Зинкина (ни разу не посетивших многочисленные судебные заседания), биологических мать и отца семилетней девочки, родительских прав на основании их отказа без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации (абз. 3 ст. 69 СК РФ).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Пунктом 1 статьи 73 СК РФ на органы опеки и попечительства возложена обязанность по истечении шестимесячного срока после вынесения судом решения об ограничении родителей родительских прав предъявить иск о лишении родительских прав, если родители не изменили своего поведения. Истечение указанного срока, а также неисполнение органами опеки и попечительства по истечении этого срока обязанности, предусмотренной названной выше нормой, сами по себе не могут служить основаниями для прекращения выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой в связи с ограничением его родителей в родительских правах.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Пунктом 1 статьи 73 СК РФ на органы опеки и попечительства возложена обязанность по истечении шестимесячного срока после вынесения судом решения об ограничении родителей родительских прав предъявить иск о лишении родительских прав, если родители не изменили своего поведения. Истечение указанного срока, а также неисполнение органами опеки и попечительства по истечении этого срока обязанности, предусмотренной названной выше нормой, сами по себе не могут служить основаниями для прекращения выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой в связи с ограничением его родителей в родительских правах.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"28. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, незамедлительно уведомить об этом прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения указанного акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (статья 77 СК РФ).
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"28. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, незамедлительно уведомить об этом прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения указанного акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (статья 77 СК РФ).
Статья: Использование позиций судебной практики в регулировании трудовых отношений на локальном уровне
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Более того, работодатель может придать данному правоположению более практический смысл, если дополнит его необходимым перечнем документов, которые будут подтверждать, что отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, и иные факты, указанные Верховным Судом РФ. Представляется важным применение работодателем данного правоположения именно в момент принятия решения об увольнении работницы, а не при выстраивании правовой позиции после ее обращения в суд. Наличие таких условий в локальных нормативных актах позволит всем участникам реорганизационных процессов в компании (руководителям структурных подразделений, кадровым специалистам, сотрудникам финансовых служб, а не только представителям юридических служб) действовать слаженно и предотвращать трудовые споры.
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Более того, работодатель может придать данному правоположению более практический смысл, если дополнит его необходимым перечнем документов, которые будут подтверждать, что отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, и иные факты, указанные Верховным Судом РФ. Представляется важным применение работодателем данного правоположения именно в момент принятия решения об увольнении работницы, а не при выстраивании правовой позиции после ее обращения в суд. Наличие таких условий в локальных нормативных актах позволит всем участникам реорганизационных процессов в компании (руководителям структурных подразделений, кадровым специалистам, сотрудникам финансовых служб, а не только представителям юридических служб) действовать слаженно и предотвращать трудовые споры.
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)После отобрания орган опеки обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ). Обязанность органов опеки незамедлительно уведомлять прокурора о состоявшемся отобрании направлена на обеспечение законности в рассматриваемой области. Зачастую основанием для проведения прокурорской проверки служат жалобы на действия органов опеки или общественный резонанс на конкретный случай отобрания <8>, а мерами реагирования на выявленные нарушения закона обычно являются представления об их устранении и протесты на противоречащие закону правовые акты.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)После отобрания орган опеки обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ). Обязанность органов опеки незамедлительно уведомлять прокурора о состоявшемся отобрании направлена на обеспечение законности в рассматриваемой области. Зачастую основанием для проведения прокурорской проверки служат жалобы на действия органов опеки или общественный резонанс на конкретный случай отобрания <8>, а мерами реагирования на выявленные нарушения закона обычно являются представления об их устранении и протесты на противоречащие закону правовые акты.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дети призываются к наследованию независимо от возраста и трудоспособности. Наследником признается также ребенок наследодателя, родившийся после его смерти, но зачатый при его жизни (см. комментарий к п. 1 ст. 1116 ГК). Основанием возникновения наследственных прав детей является родство с наследодателем, удостоверенное в установленном законом порядке. Для того, чтобы наследование по закону детей после родителей или родителей после детей стало возможным, необходимо документально подтвердить происхождение детей от родителей в установленном законом порядке.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дети призываются к наследованию независимо от возраста и трудоспособности. Наследником признается также ребенок наследодателя, родившийся после его смерти, но зачатый при его жизни (см. комментарий к п. 1 ст. 1116 ГК). Основанием возникновения наследственных прав детей является родство с наследодателем, удостоверенное в установленном законом порядке. Для того, чтобы наследование по закону детей после родителей или родителей после детей стало возможным, необходимо документально подтвердить происхождение детей от родителей в установленном законом порядке.
Статья: Теоретические и правоприменительные аспекты лишения и ограничения родительских прав
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Анализируя данное решение, обозначим ряд важных моментов. Во-первых, сразу же после второго побега дочери отец дал согласие органу опеки и попечительства о лишении его родительских прав. Орган опеки и попечительства не вправе склонять родителя к такому согласию и не вправе принимать такое согласие, так как вопрос о лишении родительских прав решается исключительно судом. Согласно п. 4 ст. 1 СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона. Это означает, что отказ родителя от родительских прав, заявленный в орган опеки и попечительства, ничтожен. Во-вторых, побег дочери (самовольное оставление ребенком семьи) можно квалифицировать как трудную жизненную ситуацию, в которой оказался ребенок. Дочь сбегала из дома два раза. Первый раз отец забрал дочь домой. Отец не может силой удерживать 13-летнюю дочь дома, и после повторного побега отец, проживающий и работающий в другом городе, не забрал дочь. Даже если бы отец и забрал дочь второй раз, то велика вероятность, что дочь сбежала бы снова. Побеги дочери начались почти сразу после того, как ее мать начала отбывать наказание в виде лишения свободы. Отец не может заменить девочке мать или вернуть мать домой. В связи с этим полагаем, что в жизни отца имеют место обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Таким образом, и отец, и дочь находятся в трудной жизненной ситуации. Это означает, что в данном деле не может быть принято решение о лишении родительских прав. В-третьих, суд должен принимать решение в рамках заявленных требований, за исключением случаев, указанных законом (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Суд не вправе принять решение об ограничении родительских прав, так как данное требование не заявлялось, но может рекомендовать Департаменту образования мэрии г. Ярославля изменить иск. Как отмечает Н.Н. Тарусина, право выхода суда за пределы заявленных требований является одним из компонентов самостоятельного принципа гражданского судопроизводства - процессуальной активности (служебного начала) <14>. Разумеется, было бы лучше, если бы у суда была возможность принимать решение об ограничении родительских прав в случаях, когда предъявлен иск о лишении родительских прав, а в деле имеются основания только для ограничения родительских прав. Это указывает на необходимость закрепления такой возможности на законодательном уровне.
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Анализируя данное решение, обозначим ряд важных моментов. Во-первых, сразу же после второго побега дочери отец дал согласие органу опеки и попечительства о лишении его родительских прав. Орган опеки и попечительства не вправе склонять родителя к такому согласию и не вправе принимать такое согласие, так как вопрос о лишении родительских прав решается исключительно судом. Согласно п. 4 ст. 1 СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона. Это означает, что отказ родителя от родительских прав, заявленный в орган опеки и попечительства, ничтожен. Во-вторых, побег дочери (самовольное оставление ребенком семьи) можно квалифицировать как трудную жизненную ситуацию, в которой оказался ребенок. Дочь сбегала из дома два раза. Первый раз отец забрал дочь домой. Отец не может силой удерживать 13-летнюю дочь дома, и после повторного побега отец, проживающий и работающий в другом городе, не забрал дочь. Даже если бы отец и забрал дочь второй раз, то велика вероятность, что дочь сбежала бы снова. Побеги дочери начались почти сразу после того, как ее мать начала отбывать наказание в виде лишения свободы. Отец не может заменить девочке мать или вернуть мать домой. В связи с этим полагаем, что в жизни отца имеют место обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Таким образом, и отец, и дочь находятся в трудной жизненной ситуации. Это означает, что в данном деле не может быть принято решение о лишении родительских прав. В-третьих, суд должен принимать решение в рамках заявленных требований, за исключением случаев, указанных законом (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Суд не вправе принять решение об ограничении родительских прав, так как данное требование не заявлялось, но может рекомендовать Департаменту образования мэрии г. Ярославля изменить иск. Как отмечает Н.Н. Тарусина, право выхода суда за пределы заявленных требований является одним из компонентов самостоятельного принципа гражданского судопроизводства - процессуальной активности (служебного начала) <14>. Разумеется, было бы лучше, если бы у суда была возможность принимать решение об ограничении родительских прав в случаях, когда предъявлен иск о лишении родительских прав, а в деле имеются основания только для ограничения родительских прав. Это указывает на необходимость закрепления такой возможности на законодательном уровне.
Вопрос: Какой установлен порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Орган опеки и попечительства незамедлительно уведомляет об этом прокурора и обеспечивает временное устройство ребенка, в том числе путем временного назначения опекуна или попечителя. В течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Орган опеки и попечительства незамедлительно уведомляет об этом прокурора и обеспечивает временное устройство ребенка, в том числе путем временного назначения опекуна или попечителя. В течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 2 указанной ст. 77 СК РФ предусмотрено, что при отобрании ребенка ООиП обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ либо в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. Однако лица, заменяющие ребенку родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели), не могут быть лишены родительских прав. Указанные лица могут быть отстранены ООиП от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя или патронатного воспитателя (ч. 5 ст. 29).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 2 указанной ст. 77 СК РФ предусмотрено, что при отобрании ребенка ООиП обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ либо в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. Однако лица, заменяющие ребенку родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели), не могут быть лишены родительских прав. Указанные лица могут быть отстранены ООиП от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя или патронатного воспитателя (ч. 5 ст. 29).