Ликвидация потребительского кооператива
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация потребительского кооператива (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Потребительский кооператив
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основания и порядок реорганизации и ликвидации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основания и порядок реорганизации и ликвидации
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитной кооперации"Статья 10. Ликвидация кредитного кооператива
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитной кооперации"Статья 10. Ликвидация кредитного кооператива
Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О сельскохозяйственной кооперации"Статья 42. Ликвидация кооператива
(ред. от 31.07.2025)
"О сельскохозяйственной кооперации"Статья 42. Ликвидация кооператива
Ситуация: Установлены ли ограничения на повышение тарифов ЖКХ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образование или ликвидация товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 157 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образование или ликвидация товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 157 ЖК РФ).
Готовое решение: Как ликвидировать сельскохозяйственный производственный кооператив
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок ликвидации сельскохозяйственного производственного кооператива аналогичен порядку ликвидации сельскохозяйственного потребительского кооператива и в целом порядку ликвидации любого иного юрлица. Это связано с тем, что ст. 42 Закона о сельскохозяйственной кооперации регулирует порядок ликвидации любых сельскохозяйственных кооперативов - как производственных, так и потребительских. Поэтому сельскохозяйственный производственный кооператив может быть ликвидирован:
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок ликвидации сельскохозяйственного производственного кооператива аналогичен порядку ликвидации сельскохозяйственного потребительского кооператива и в целом порядку ликвидации любого иного юрлица. Это связано с тем, что ст. 42 Закона о сельскохозяйственной кооперации регулирует порядок ликвидации любых сельскохозяйственных кооперативов - как производственных, так и потребительских. Поэтому сельскохозяйственный производственный кооператив может быть ликвидирован:
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В то же время буквальные формулировки названия гл. 27 и ст. 262 КАС РФ относят к предмету деятельности суда в этой категории административных дел рассмотрение требований о приостановлении деятельности и ликвидации любых некоммерческих организаций (кроме объединяющих коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей), включая те из них, которые созданы для осуществления производственной и иной хозяйственной деятельности, например сельскохозяйственные кооперативы (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Этим объясняется разъяснение, которое Верховный Суд РФ дал в п. 8 Постановления N 64: "В случаях, предусмотренных законом, с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться другие организации, наделенные государственными властными и иными публичными полномочиями. Например, Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива (ст. 6 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", п. 3 ст. 31 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации")". Деятельность таких организаций позволяет гражданам реализовывать предусмотренное Конституцией РФ право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). Соответственно защита этого конституционного права также составляет предмет судебной деятельности при рассмотрении административных исков по гл. 27 КАС РФ.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В то же время буквальные формулировки названия гл. 27 и ст. 262 КАС РФ относят к предмету деятельности суда в этой категории административных дел рассмотрение требований о приостановлении деятельности и ликвидации любых некоммерческих организаций (кроме объединяющих коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей), включая те из них, которые созданы для осуществления производственной и иной хозяйственной деятельности, например сельскохозяйственные кооперативы (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Этим объясняется разъяснение, которое Верховный Суд РФ дал в п. 8 Постановления N 64: "В случаях, предусмотренных законом, с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться другие организации, наделенные государственными властными и иными публичными полномочиями. Например, Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива (ст. 6 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", п. 3 ст. 31 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации")". Деятельность таких организаций позволяет гражданам реализовывать предусмотренное Конституцией РФ право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). Соответственно защита этого конституционного права также составляет предмет судебной деятельности при рассмотрении административных исков по гл. 27 КАС РФ.
Готовое решение: Как ликвидируется некоммерческая организация
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться другие организации, наделенные государственными властными и иными публичными полномочиями. Например, Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться другие организации, наделенные государственными властными и иными публичными полномочиями. Например, Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отличие от законодательства, регулирующего иные виды муниципального контроля, в ЖК РФ непосредственно закреплено полномочие органа муниципального жилищного контроля обращаться в суд с заявлениями: 1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований ЖК РФ; 2) о ликвидации ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер; 3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров; 4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований; 5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ; 6) о понуждении к исполнению предписания (ч. 12 ст. 20). Как видим, это довольно серьезное полномочие, но контрольный орган должен собрать и представить суду доказательства нарушений.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отличие от законодательства, регулирующего иные виды муниципального контроля, в ЖК РФ непосредственно закреплено полномочие органа муниципального жилищного контроля обращаться в суд с заявлениями: 1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований ЖК РФ; 2) о ликвидации ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер; 3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров; 4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований; 5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ; 6) о понуждении к исполнению предписания (ч. 12 ст. 20). Как видим, это довольно серьезное полномочие, но контрольный орган должен собрать и представить суду доказательства нарушений.