Ликвидация общественного объединения
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация общественного объединения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Создание (ликвидация) профсоюза
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пятому абзацу пункта 26 постановления от 27 декабря 2016 года N 64, несоблюдение территориальной сферы деятельности является грубым, неустранимым нарушением, являющимся достаточным основанием для ликвидации общественного объединения.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пятому абзацу пункта 26 постановления от 27 декабря 2016 года N 64, несоблюдение территориальной сферы деятельности является грубым, неустранимым нарушением, являющимся достаточным основанием для ликвидации общественного объединения.
Позиция ВС РФ: Отсутствие в наименовании некоммерческой организации указания на ее организационно-правовую форму при наличии иных грубых нарушений норм федерального закона может стать основанием для принятия судом решения о ликвидации этой организации
Решение Верховного Суда РФ от 15.11.2012 по делу N АКПИ12-1059 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 54, п. 3 ст. 61 ГК РФ, ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗСогласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Организационно-правовые формы общественных объединений перечислены в ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер деятельности (ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Официальное название (наименование) общественного объединения не содержит указания на организационно-правовую форму (в уставе она также не указана). Кроме того, судом установлено, что при создании организации допущены иные грубые нарушения закона, которые являются существенными и неустранимыми. При таких обстоятельствах вывод судов нижестоящих инстанций о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования о ликвидации общественного объединения является правильным.
Решение Верховного Суда РФ от 15.11.2012 по делу N АКПИ12-1059 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 54, п. 3 ст. 61 ГК РФ, ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗСогласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Организационно-правовые формы общественных объединений перечислены в ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер деятельности (ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Официальное название (наименование) общественного объединения не содержит указания на организационно-правовую форму (в уставе она также не указана). Кроме того, судом установлено, что при создании организации допущены иные грубые нарушения закона, которые являются существенными и неустранимыми. При таких обстоятельствах вывод судов нижестоящих инстанций о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования о ликвидации общественного объединения является правильным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Статья: Общественные организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 44 Закона об общественных объединениях основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 44 Закона об общественных объединениях основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Статья 26. Ликвидация общественного объединения
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Статья 26. Ликвидация общественного объединения
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья: Конституционно-правовая природа права граждан на объединение
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Основанием прекращения членства гражданина в общественном объединении могут быть как самоликвидация, так и ликвидация общественного объединения по решению суда. При этом суд, к подсудности которого относятся такого рода дела, руководствуется требованиями обоснованности и законности принимаемого решения. В каждом конкретном случае суд принимает решение на основе исследования и оценки фактических обстоятельств. Он устанавливает, подлежат ли названные статьи применению и, соответственно, должны ли быть назначены предусмотренные ими санкции.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Основанием прекращения членства гражданина в общественном объединении могут быть как самоликвидация, так и ликвидация общественного объединения по решению суда. При этом суд, к подсудности которого относятся такого рода дела, руководствуется требованиями обоснованности и законности принимаемого решения. В каждом конкретном случае суд принимает решение на основе исследования и оценки фактических обстоятельств. Он устанавливает, подлежат ли названные статьи применению и, соответственно, должны ли быть назначены предусмотренные ими санкции.
Статья: Системность и точность юридической терминологии в сфере конституционно-правового регулирования
(Гунич С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)К числу подобных нормативных правовых актов, развивающих негативную тенденцию, можно причислить и Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Так, приводя в ст. 14 дефиницию местного общественного объединения, законодатель ограничивает его деятельность пределами "территории органа местного самоуправления". Такое утверждение, безусловно, противоречит как общим принципам организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, так и конституционным положениям. Как известно, местное самоуправление представляет собой одну из форм осуществления народом своей власти, проявляющей себя в пределах границ территории муниципального образования, но никак не территории органа местного самоуправления. Подобный перечень содержательных неточностей можно продолжить.
(Гунич С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)К числу подобных нормативных правовых актов, развивающих негативную тенденцию, можно причислить и Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Так, приводя в ст. 14 дефиницию местного общественного объединения, законодатель ограничивает его деятельность пределами "территории органа местного самоуправления". Такое утверждение, безусловно, противоречит как общим принципам организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, так и конституционным положениям. Как известно, местное самоуправление представляет собой одну из форм осуществления народом своей власти, проявляющей себя в пределах границ территории муниципального образования, но никак не территории органа местного самоуправления. Подобный перечень содержательных неточностей можно продолжить.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) административные судебно-принудительные отношения, возникающие и существующие в связи с применением судами (судьями) к физическим и юридическим лицам мер административного принуждения, в частности мер административной ответственности (административных наказаний) за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, мер административного пресечения правонарушений, например таких, как приостановление деятельности, ликвидация общественного объединения, религиозной организации, запрет их деятельности; помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) административные судебно-принудительные отношения, возникающие и существующие в связи с применением судами (судьями) к физическим и юридическим лицам мер административного принуждения, в частности мер административной ответственности (административных наказаний) за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, мер административного пресечения правонарушений, например таких, как приостановление деятельности, ликвидация общественного объединения, религиозной организации, запрет их деятельности; помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;
Статья: Меры судебного административного понуждения: основания, признаки и виды
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В специальной юридической литературе в настоящее время судебному административному понуждению не уделено особого внимания. В совместных научных трудах Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой в особенной части законодательного акта об административном судопроизводстве предлагалось урегулировать отдельные виды производства применительно к специфике публично-правовых отношений, в том числе по делам о прекращении или приостановлении деятельности общественных объединений и религиозных организаций <2>, которые в последующем были урегулированы в гл. 27 КАС РФ в части приостановления или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации. Разрешение судами общей юрисдикции данной категории дел о ликвидации общественного объединения непосредственно связано с административным понуждением, поскольку основанием для применения данных мер в силу закона является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений (ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" <3>). Учеными-административистами меры, применяемые в случае неисполнения предписаний контрольно-надзорных органов, называются по-разному и применительно к внесудебному административному принуждению: 1) мерами административного восстановления, направленными на восстановление нарушенного неправомерным поведением лица правового состояния путем понуждения этого лица к исполнению ранее возложенной, но неисполненной юридической обязанности, восстановлению нарушенных прав других лиц, устранению вредных последствий правонарушения <4>, а также административно-восстановительными мерами организационно-распорядительного характера (понуждение восстановить ранее существовавшее правовое положение) <5>; 2) мерами административного исполнения, направленными на обеспечение исполнения лицом не исполненной им обязанности или законно предъявленного к нему требования <6>.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В специальной юридической литературе в настоящее время судебному административному понуждению не уделено особого внимания. В совместных научных трудах Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой в особенной части законодательного акта об административном судопроизводстве предлагалось урегулировать отдельные виды производства применительно к специфике публично-правовых отношений, в том числе по делам о прекращении или приостановлении деятельности общественных объединений и религиозных организаций <2>, которые в последующем были урегулированы в гл. 27 КАС РФ в части приостановления или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации. Разрешение судами общей юрисдикции данной категории дел о ликвидации общественного объединения непосредственно связано с административным понуждением, поскольку основанием для применения данных мер в силу закона является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений (ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" <3>). Учеными-административистами меры, применяемые в случае неисполнения предписаний контрольно-надзорных органов, называются по-разному и применительно к внесудебному административному принуждению: 1) мерами административного восстановления, направленными на восстановление нарушенного неправомерным поведением лица правового состояния путем понуждения этого лица к исполнению ранее возложенной, но неисполненной юридической обязанности, восстановлению нарушенных прав других лиц, устранению вредных последствий правонарушения <4>, а также административно-восстановительными мерами организационно-распорядительного характера (понуждение восстановить ранее существовавшее правовое положение) <5>; 2) мерами административного исполнения, направленными на обеспечение исполнения лицом не исполненной им обязанности или законно предъявленного к нему требования <6>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации (ч. 3 ст. 264 Кодекса);
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации (ч. 3 ст. 264 Кодекса);