Ликвидация накопленного вреда
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация накопленного вреда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какой порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении инвентаризации и ликвидации подобных объектов существует отдельный порядок.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении инвентаризации и ликвидации подобных объектов существует отдельный порядок.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава XIV.1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И УЧЕТ ОБЪЕКТОВ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава XIV.1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И УЧЕТ ОБЪЕКТОВ
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Основные направления политики государства в экологической сфере в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определены в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176), в которой закреплено, что целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Основные направления политики государства в экологической сфере в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определены в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176), в которой закреплено, что целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Статья: Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: административно-правовой аспект
(Чистяков К.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)При этом законодатель детально обозначил цели государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности. Под ними он понимает сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидацию накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
(Чистяков К.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)При этом законодатель детально обозначил цели государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности. Под ними он понимает сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидацию накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Исключения установлены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 502; к таковым относятся случаи, когда проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Исключения установлены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 502; к таковым относятся случаи, когда проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Статья: Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении восстановления окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)В России правовая политика в области восстановления экологических систем и природных объектов формируется уже на протяжении длительного времени и отражается в различных документах. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отдельно указывается на то, что сохранение атмосферного воздуха и воды, отвечающих экологическим стандартам качества, рекультивация нарушенных земель, экологическая реабилитация территорий и водных объектов, увеличение площади лесовосстановления, ликвидация накопленного вреда окружающей среде являются обязательными условиями для улучшения качества жизни в Российской Федерации <2>. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов рассматриваются как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года <3> и отдельных документах стратегического планирования <4> и государственных программах.
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)В России правовая политика в области восстановления экологических систем и природных объектов формируется уже на протяжении длительного времени и отражается в различных документах. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отдельно указывается на то, что сохранение атмосферного воздуха и воды, отвечающих экологическим стандартам качества, рекультивация нарушенных земель, экологическая реабилитация территорий и водных объектов, увеличение площади лесовосстановления, ликвидация накопленного вреда окружающей среде являются обязательными условиями для улучшения качества жизни в Российской Федерации <2>. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов рассматриваются как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года <3> и отдельных документах стратегического планирования <4> и государственных программах.
Статья: Политико-правовые аспекты реализации экологических требований органами местного самоуправления
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)5. Пономарев М.В. Проблемы реализации эколого-правового механизма ликвидации накопленного вреда, причиненного окружающей среде в результате деятельности по обращению с отходами // Экологическое право. 2020. N 1. С. 16 - 18.
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)5. Пономарев М.В. Проблемы реализации эколого-правового механизма ликвидации накопленного вреда, причиненного окружающей среде в результате деятельности по обращению с отходами // Экологическое право. 2020. N 1. С. 16 - 18.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 указанного Постановления указано, что в случае, если проектная документация объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения относится к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в ней перечислены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня), подготовительные работы, предусмотренные перечнем, выполняются только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, если такая проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 указанного Постановления указано, что в случае, если проектная документация объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения относится к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в ней перечислены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня), подготовительные работы, предусмотренные перечнем, выполняются только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, если такая проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Статья: Правовые проблемы недропользования Арктики
(Варлукшина А.Э.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)<7> Вакула М.А., Медведева О.Е. Правовое регулирование и оценка эколого-экономической эффективности проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 12 (183). С. 43 - 52.
(Варлукшина А.Э.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)<7> Вакула М.А., Медведева О.Е. Правовое регулирование и оценка эколого-экономической эффективности проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 12 (183). С. 43 - 52.
Статья: Правотворчество в сфере охраны окружающей среды: общая характеристика состояния и основные тенденции развития
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Первая тенденция проявляется неоднозначно. С одной стороны, анализ результатов правотворческой деятельности в сфере охраны окружающей среды позволяет сделать вывод о нарастании темпа экологизации российского законодательства - не только происходит расширение границ предметной сферы действия экологического законодательства (приняты нормы, регламентирующие общественные отношения по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, созданию лесопарковых зеленых поясов, проведению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и др.) и предусмотренного им правового инструментария (в природоохранную практику внедряются новые виды разрешительной документации (например, комплексное экологическое разрешение), формы, виды, приемы, способы и средства контрольной (надзорной) деятельности (например, система автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ), но и растет число экологизированных норм в иных отраслях законодательства (например, существенно выросло число составов экологических правонарушений в КоАП РФ).
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Первая тенденция проявляется неоднозначно. С одной стороны, анализ результатов правотворческой деятельности в сфере охраны окружающей среды позволяет сделать вывод о нарастании темпа экологизации российского законодательства - не только происходит расширение границ предметной сферы действия экологического законодательства (приняты нормы, регламентирующие общественные отношения по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, созданию лесопарковых зеленых поясов, проведению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и др.) и предусмотренного им правового инструментария (в природоохранную практику внедряются новые виды разрешительной документации (например, комплексное экологическое разрешение), формы, виды, приемы, способы и средства контрольной (надзорной) деятельности (например, система автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ), но и растет число экологизированных норм в иных отраслях законодательства (например, существенно выросло число составов экологических правонарушений в КоАП РФ).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Внесены уточнения в порядок организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Внесены уточнения в порядок организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде.