Ликвидация горных выработок
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация горных выработок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Лицо, обязанное проводить ликвидацию горной выработки
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Лицо, обязанное проводить ликвидацию горной выработки
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Приказ Минприроды России от 6 мая 2024 г. N 269
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Приказ Минприроды России от 6 мая 2024 г. N 269
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 26. Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, объектов хранения отходов недропользования и объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 26. Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, объектов хранения отходов недропользования и объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород
"Правила ликвидационного тампонажа буровых скважин различного назначения, засыпки горных выработок и заброшенных колодцев для предотвращения загрязнения и истощения подземных вод"
(утв. Мингео СССР 14.09.1967)ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ СКВАЖИН И ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК
(утв. Мингео СССР 14.09.1967)ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ СКВАЖИН И ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК
Статья: Юридические признаки и дефиниция отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)В качестве третьего признака отходов недропользования следует выделить возможность их использования в хозяйственной деятельности. Направления возможного использования отходов недропользования хозяйствующим субъектом закреплены в нормах ст. 23.4, 23.5 Закона "О недрах". Указанные нормативные предписания предполагают целевую возможность использования отходов недропользования для извлечения полезных ископаемых, удовлетворения собственных нужд, а вскрышные и вмещающие горные породы - в том числе для передачи иным лицам. Специальная направленность использования отходов недропользования отличает данную категорию от отходов производства и потребления, а также от так называемых вторичных ресурсов, для которых подобные цели законодательными актами не установлены. Возможность извлечения полезных свойств и качеств из отходов недропользования со стороны хозяйствующего субъекта путем их использования для собственных производственных и технологических нужд, ликвидации горных выработок, рекультивации земель, а также возможность отчуждения вскрышных и вмещающих горных пород свидетельствуют о наличии потребительских свойств и качеств данных объектов. Однако следует учитывать, что потребительскую ценность отходы недропользования имеют за счет наличия в них полезных ископаемых и полезных компонентов, которые могут быть использованы хозяйствующим субъектом или иным лицом. Например, при наличии в отходах недропользования общераспространенных полезных ископаемых, таких как щебень, глина, песок, возможны отсыпка дорог, дамб, формирование противопаводковых укреплений и т.п.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)В качестве третьего признака отходов недропользования следует выделить возможность их использования в хозяйственной деятельности. Направления возможного использования отходов недропользования хозяйствующим субъектом закреплены в нормах ст. 23.4, 23.5 Закона "О недрах". Указанные нормативные предписания предполагают целевую возможность использования отходов недропользования для извлечения полезных ископаемых, удовлетворения собственных нужд, а вскрышные и вмещающие горные породы - в том числе для передачи иным лицам. Специальная направленность использования отходов недропользования отличает данную категорию от отходов производства и потребления, а также от так называемых вторичных ресурсов, для которых подобные цели законодательными актами не установлены. Возможность извлечения полезных свойств и качеств из отходов недропользования со стороны хозяйствующего субъекта путем их использования для собственных производственных и технологических нужд, ликвидации горных выработок, рекультивации земель, а также возможность отчуждения вскрышных и вмещающих горных пород свидетельствуют о наличии потребительских свойств и качеств данных объектов. Однако следует учитывать, что потребительскую ценность отходы недропользования имеют за счет наличия в них полезных ископаемых и полезных компонентов, которые могут быть использованы хозяйствующим субъектом или иным лицом. Например, при наличии в отходах недропользования общераспространенных полезных ископаемых, таких как щебень, глина, песок, возможны отсыпка дорог, дамб, формирование противопаводковых укреплений и т.п.
Статья: Понятие и дифференциация правового режима в сфере недропользования
(Бесланеева М.С.)
("Экологическое право", 2021, N 3)С учетом актуальности вопросов, связанных с отходами недропользования, как с экологической, так и с экономической точки зрения представляются необходимыми осуществление совершенствования системы управления пользования недрами и развитие правового регулирования для формирования и реализации правового режима отходов недропользования. Значение формирования самостоятельного правового режима отходов недропользования обусловлено важностью вовлечения в освоение таких отходов, представляющих собой как вторичную сырьевую базу (при высоком содержании полезных компонентов), так и природный материал для использования при ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами (в том числе закладки выработанного подземного пространства и других целей).
(Бесланеева М.С.)
("Экологическое право", 2021, N 3)С учетом актуальности вопросов, связанных с отходами недропользования, как с экологической, так и с экономической точки зрения представляются необходимыми осуществление совершенствования системы управления пользования недрами и развитие правового регулирования для формирования и реализации правового режима отходов недропользования. Значение формирования самостоятельного правового режима отходов недропользования обусловлено важностью вовлечения в освоение таких отходов, представляющих собой как вторичную сырьевую базу (при высоком содержании полезных компонентов), так и природный материал для использования при ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами (в том числе закладки выработанного подземного пространства и других целей).
Статья: Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Вместе с тем законодательство о недрах устанавливает ряд специальных требований в части обращения с отходами недропользования. Так, разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, признается самостоятельным видом пользования недрами (ст. 6 Закона РФ "О недрах"). В связи с этим право использования указанных отходов должно удостоверяться лицензией на пользование недрами (ст. 11), а недропользователь имеет право использовать данные отходы, образовавшиеся в результате его деятельности, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции (п. 4 и 8 ст. 22), а также использовать для ликвидации горных выработок вскрышные и вмещающие горные породы (ст. 26).
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Вместе с тем законодательство о недрах устанавливает ряд специальных требований в части обращения с отходами недропользования. Так, разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, признается самостоятельным видом пользования недрами (ст. 6 Закона РФ "О недрах"). В связи с этим право использования указанных отходов должно удостоверяться лицензией на пользование недрами (ст. 11), а недропользователь имеет право использовать данные отходы, образовавшиеся в результате его деятельности, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции (п. 4 и 8 ст. 22), а также использовать для ликвидации горных выработок вскрышные и вмещающие горные породы (ст. 26).
Статья: Правовой статус горной выработки как объекта обложения налогом на имущество организаций
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)1) вариант решения проблемы разграничения понятий "объект капитального строительства" и "горная выработка" (горная выработка предусмотрена проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием горная выработка предусмотрена ликвидации или консервации после завершения таких работ), который выразился в принятии Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2020 года N 1816 в редакции от 19 декабря 2022 года N 2344 (закрепившего ряд случаев, когда получение разрешения на строительство не требуется), нельзя признать системным решением в силу того, что необходимость получения разрешения на строительство является лишь одной из составляющих правового режима объекта капитального строительства. Горные выработки необходимо исключить из состава объектов капитального строительства, определенных Градостроительным кодексом. Представляется нецелесообразным распространять правовой режим объекта капитального строительства, происходящий из градостроительного законодательства, на объекты, создание которых предусмотрено техническими проектами разработки месторождений и существование которых будет прекращено с момента окончания срока действия лицензии на право недропользования. Соответственно, объекты, жизненный цикл которых продолжится после завершения срока действия лицензии, целесообразно относить к объектам капитального строительства, имеющим самостоятельное значение (например, объекты хранения отходов недропользования);
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)1) вариант решения проблемы разграничения понятий "объект капитального строительства" и "горная выработка" (горная выработка предусмотрена проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием горная выработка предусмотрена ликвидации или консервации после завершения таких работ), который выразился в принятии Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2020 года N 1816 в редакции от 19 декабря 2022 года N 2344 (закрепившего ряд случаев, когда получение разрешения на строительство не требуется), нельзя признать системным решением в силу того, что необходимость получения разрешения на строительство является лишь одной из составляющих правового режима объекта капитального строительства. Горные выработки необходимо исключить из состава объектов капитального строительства, определенных Градостроительным кодексом. Представляется нецелесообразным распространять правовой режим объекта капитального строительства, происходящий из градостроительного законодательства, на объекты, создание которых предусмотрено техническими проектами разработки месторождений и существование которых будет прекращено с момента окончания срока действия лицензии на право недропользования. Соответственно, объекты, жизненный цикл которых продолжится после завершения срока действия лицензии, целесообразно относить к объектам капитального строительства, имеющим самостоятельное значение (например, объекты хранения отходов недропользования);
Статья: Тенденции и перспективы совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования
(Агафонов В.Б.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)Ключевые слова: недра, законодательство, отходы недропользования, вскрышные горные породы, вмещающие горные породы, охрана окружающей среды, проект ликвидации горных выработок, проект рекультивации земель, подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых.
(Агафонов В.Б.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)Ключевые слова: недра, законодательство, отходы недропользования, вскрышные горные породы, вмещающие горные породы, охрана окружающей среды, проект ликвидации горных выработок, проект рекультивации земель, подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых.
Статья: Экологические обязательства: новые требования к представлению информации в корпоративной отчетности
(Гришкина С.Н., Трушина А.А.)
("Аудитор", 2024, N 7)Особое внимание следует уделить обязательствам по выводу активов из эксплуатации, которые представлены преимущественно экологическими обязательствами компаний горнодобывающего и металлургического сектора. Основанием для возникновения большинства таких обязательств являются законодательные нормы. В качестве примера нормативных требований для компаний исследуемого сектора (горнодобывающего и металлургического) можно привести статью 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (ред. от 08.04.2023), которой устанавливается обязанность пользователей недр по ликвидации горных выработок и "приведению участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования" [1].
(Гришкина С.Н., Трушина А.А.)
("Аудитор", 2024, N 7)Особое внимание следует уделить обязательствам по выводу активов из эксплуатации, которые представлены преимущественно экологическими обязательствами компаний горнодобывающего и металлургического сектора. Основанием для возникновения большинства таких обязательств являются законодательные нормы. В качестве примера нормативных требований для компаний исследуемого сектора (горнодобывающего и металлургического) можно привести статью 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (ред. от 08.04.2023), которой устанавливается обязанность пользователей недр по ликвидации горных выработок и "приведению участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования" [1].
Статья: Экологические требования к выводу из эксплуатации объектов хозяйственной деятельности
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Статья 46.1 Закона об охране окружающей среды устанавливает порядок использования вскрышных и вмещающих горных пород, отдельных отходов производства и потребления для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, а также для рекультивации земель.
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Статья 46.1 Закона об охране окружающей среды устанавливает порядок использования вскрышных и вмещающих горных пород, отдельных отходов производства и потребления для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, а также для рекультивации земель.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В список разрешенных материалов для ликвидации горных выработок включены отходы недропользования V класса опасности, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами, а также золошлаковые отходы V класса опасности от сжигания угля, фосфогипс V класса опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В список разрешенных материалов для ликвидации горных выработок включены отходы недропользования V класса опасности, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами, а также золошлаковые отходы V класса опасности от сжигания угля, фосфогипс V класса опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 23.2. Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 23.2. Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами
Статья: Проблема нормативного закрепления права собственности на отходы недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)В-третьих, для рекультивации, ликвидации горных выработок, собственных производственных или технологических нужд, осуществления горных работ.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)В-третьих, для рекультивации, ликвидации горных выработок, собственных производственных или технологических нужд, осуществления горных работ.