Лицо считается отбывавшим наказание
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицо считается отбывавшим наказание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 по делу N 77-4001/2024
Приговор: По ч. 1 ст. 158 УК РФ (кража).
Постановление: Приговор изменен, устранена счетная ошибка в части размера причиненного материального ущерба; исключено назначение отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, местом отбывания назначена колония-поселение; зачтены в срок лишения свободы время содержания под стражей, период фактического задержания, период отбывания наказания.Из разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 9 "О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений", следует, что при назначении вида исправительного учреждения ранее отбывавшим лишение свободы следует считать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление отбывало наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии, если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления.
Приговор: По ч. 1 ст. 158 УК РФ (кража).
Постановление: Приговор изменен, устранена счетная ошибка в части размера причиненного материального ущерба; исключено назначение отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, местом отбывания назначена колония-поселение; зачтены в срок лишения свободы время содержания под стражей, период фактического задержания, период отбывания наказания.Из разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 9 "О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений", следует, что при назначении вида исправительного учреждения ранее отбывавшим лишение свободы следует считать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление отбывало наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии, если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и порядок применения амнистии в уголовном праве России
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановления о порядке применения амнистии определяют полномочия учреждений на применение амнистии, содержат разъяснения о том, какие лица подпадают под действие определенных пунктов, указанных в амнистии, а также подпадают под ограничения, раскрывают суть используемых в амнистии понятий, например, каких лиц следует считать злостными нарушителями порядка отбывания наказания (п. 19 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"), срок, в течение которого амнистия подлежит применению.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановления о порядке применения амнистии определяют полномочия учреждений на применение амнистии, содержат разъяснения о том, какие лица подпадают под действие определенных пунктов, указанных в амнистии, а также подпадают под ограничения, раскрывают суть используемых в амнистии понятий, например, каких лиц следует считать злостными нарушителями порядка отбывания наказания (п. 19 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"), срок, в течение которого амнистия подлежит применению.
Статья: О практике освобождения от уголовной ответственности и наказания
(Звечаровский И.Э.)
("Уголовное право", 2023, N 5)Также вряд ли соответствует буквальному значению ч. 2 ст. 86 УК РФ и другое предложение Пленума: считать несудимым лицо, освобожденное от отбывания наказания на основании ч. 2 ст. 92 УК РФ. Согласно п. 16 ст. 397 УПК РФ вопрос "об освобождении от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации", подлежит рассмотрению судом не при постановлении обвинительного приговора, а при его исполнении, но, если это так, такое лицо не может освобождаться от наказания, а потому и считаться несудимым.
(Звечаровский И.Э.)
("Уголовное право", 2023, N 5)Также вряд ли соответствует буквальному значению ч. 2 ст. 86 УК РФ и другое предложение Пленума: считать несудимым лицо, освобожденное от отбывания наказания на основании ч. 2 ст. 92 УК РФ. Согласно п. 16 ст. 397 УПК РФ вопрос "об освобождении от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации", подлежит рассмотрению судом не при постановлении обвинительного приговора, а при его исполнении, но, если это так, такое лицо не может освобождаться от наказания, а потому и считаться несудимым.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 9
(ред. от 26.11.2024)
"О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений"11. При назначении вида исправительного учреждения ранее отбывавшим лишение свободы следует считать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление отбывало наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии, воспитательной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в случаях, указанных в части 1 статьи 74 УИК РФ, если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления.
(ред. от 26.11.2024)
"О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений"11. При назначении вида исправительного учреждения ранее отбывавшим лишение свободы следует считать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление отбывало наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии, воспитательной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в случаях, указанных в части 1 статьи 74 УИК РФ, если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"В случае совершения нового преступления лицом, отбывающим наказание в виде лишения свободы, неотбытой частью наказания следует считать срок, оставшийся на момент избрания меры пресечения в виде содержания под стражей за вновь совершенное преступление. Если указанная мера пресечения не избиралась, неотбытой частью наказания является срок, оставшийся ко времени постановления последнего приговора.
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"В случае совершения нового преступления лицом, отбывающим наказание в виде лишения свободы, неотбытой частью наказания следует считать срок, оставшийся на момент избрания меры пресечения в виде содержания под стражей за вновь совершенное преступление. Если указанная мера пресечения не избиралась, неотбытой частью наказания является срок, оставшийся ко времени постановления последнего приговора.
Статья: Рекомендации Пленума Верховного Суда РФ по применению положений ч. 6 ст. 15 УК РФ
(Мозина Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)В пункте 10 Постановления Пленум Верховного Суда РФ повторно излагает идею, которая не основывается на уголовно-правовой логике. По его мнению, "решение суда об изменении категории преступления с тяжкого на преступление средней тяжести позволяет суду при наличии оснований, предусмотренных статьями 75, 76, 78, 80.1, 84, 92, 94 УК РФ, освободить осужденного от отбывания назначенного наказания... Лицо, освобожденное от отбывания наказания по указанным основаниям, считается несудимым (часть 2 статьи 86 УК РФ)". Из этого следует, что высшая судебная инстанция нивелировала уголовно-правовые особенности между двумя судебными актами: освобождающим от наказания и освобождающим от отбывания наказания. Наряду с этим уголовное законодательство, оперирующее такими категориями, как "освобождение от отбывания наказания", "освобождение от дальнейшего отбывания наказания", "освобождение от наказания", в ч. 2 ст. 86 УК РФ, на которую ссылается сам Пленум Верховного Суда РФ, устанавливает правило, что несудимым признается только то лицо, которое освобождено от наказания. Это положение выступает жестким законодательным императивом, и согласиться с произвольным расширением его пределов никак нельзя.
(Мозина Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)В пункте 10 Постановления Пленум Верховного Суда РФ повторно излагает идею, которая не основывается на уголовно-правовой логике. По его мнению, "решение суда об изменении категории преступления с тяжкого на преступление средней тяжести позволяет суду при наличии оснований, предусмотренных статьями 75, 76, 78, 80.1, 84, 92, 94 УК РФ, освободить осужденного от отбывания назначенного наказания... Лицо, освобожденное от отбывания наказания по указанным основаниям, считается несудимым (часть 2 статьи 86 УК РФ)". Из этого следует, что высшая судебная инстанция нивелировала уголовно-правовые особенности между двумя судебными актами: освобождающим от наказания и освобождающим от отбывания наказания. Наряду с этим уголовное законодательство, оперирующее такими категориями, как "освобождение от отбывания наказания", "освобождение от дальнейшего отбывания наказания", "освобождение от наказания", в ч. 2 ст. 86 УК РФ, на которую ссылается сам Пленум Верховного Суда РФ, устанавливает правило, что несудимым признается только то лицо, которое освобождено от наказания. Это положение выступает жестким законодательным императивом, и согласиться с произвольным расширением его пределов никак нельзя.
Статья: Взаимоотношения детей и родителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях
(Малетина Е.А., Пименова О.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)Изучению значения семьи и семейных связей для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, были посвящены работы зарубежных авторов, в которых воздействие тюремного заключения на семьи было концептуализировано как форма семейных кризисов, потери, деморализации и виктимизации детей. Ученые считают, что поддержание семейных связей с заключенными лицами имеет важное значение как для несовершеннолетних, так и для взрослых. Более благоприятные аспекты воспитания или их отсутствие, т.е. родительская вовлеченность, привязанность или отвержение, также неизменно демонстрируют сильную связь с делинквентностью.
(Малетина Е.А., Пименова О.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)Изучению значения семьи и семейных связей для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, были посвящены работы зарубежных авторов, в которых воздействие тюремного заключения на семьи было концептуализировано как форма семейных кризисов, потери, деморализации и виктимизации детей. Ученые считают, что поддержание семейных связей с заключенными лицами имеет важное значение как для несовершеннолетних, так и для взрослых. Более благоприятные аспекты воспитания или их отсутствие, т.е. родительская вовлеченность, привязанность или отвержение, также неизменно демонстрируют сильную связь с делинквентностью.
Статья: Сфера применения права на забвение: комментарий к Постановлению Большой палаты Европейского суда по правам человека по делу "Хурбейн против Бельгии"
(Дедов Д.И., Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 2)Интернет, безусловно, приносит каждому особое удовольствие, и оно неописуемо многостороннее. Он, как яркий свет, может просвечивать каждого, его прошлое и настоящее, порой не давая покоя от запечатленного былого. В действительности многое из записанного, включая и недоброе о прошлом человека, становилось доступным публике задолго до того, как было оцифровано. Однако не каждый мог знать об этом. Требовались усилия или законный доступ, а это принадлежало только единицам, либо возможное присутствие при оглашении вердикта, но это тоже вовлекает исключительно ограниченное количество людей. Хорошо, когда в стране отсутствует специальный информационный ресурс для доступа к юридическим данным, так как они могут создать проблемы, когда человек сам непосредственно пытается забыть свое криминальное прошлое и на него психологически давит общая доступность такой информации. В связи с этим возникла теория права на забвение, когда лицо может добиться удаления информации из публичного доступа. Важный шаг в этом направлении принадлежит законодательству Европейского союза, с 2014 г. включающему в собственные правила право на забвение; считается, что своими интеллектуальными корнями оно восходит к французскому законодательству, которое признает le droit a loubli или право на забвение, позволяющее осужденному лицу, отбывшему назначенное наказание и реабилитированному, возражать против публикации фактов его осуждения и отбывания наказания. Необходимо сочетание технологических и правовых средств для обеспечения права на забвение, которое дифференцируется в зависимости от размера вреда, причиненного первоначальными действиями, степени реабилитации, характера частной жизни.
(Дедов Д.И., Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 2)Интернет, безусловно, приносит каждому особое удовольствие, и оно неописуемо многостороннее. Он, как яркий свет, может просвечивать каждого, его прошлое и настоящее, порой не давая покоя от запечатленного былого. В действительности многое из записанного, включая и недоброе о прошлом человека, становилось доступным публике задолго до того, как было оцифровано. Однако не каждый мог знать об этом. Требовались усилия или законный доступ, а это принадлежало только единицам, либо возможное присутствие при оглашении вердикта, но это тоже вовлекает исключительно ограниченное количество людей. Хорошо, когда в стране отсутствует специальный информационный ресурс для доступа к юридическим данным, так как они могут создать проблемы, когда человек сам непосредственно пытается забыть свое криминальное прошлое и на него психологически давит общая доступность такой информации. В связи с этим возникла теория права на забвение, когда лицо может добиться удаления информации из публичного доступа. Важный шаг в этом направлении принадлежит законодательству Европейского союза, с 2014 г. включающему в собственные правила право на забвение; считается, что своими интеллектуальными корнями оно восходит к французскому законодательству, которое признает le droit a loubli или право на забвение, позволяющее осужденному лицу, отбывшему назначенное наказание и реабилитированному, возражать против публикации фактов его осуждения и отбывания наказания. Необходимо сочетание технологических и правовых средств для обеспечения права на забвение, которое дифференцируется в зависимости от размера вреда, причиненного первоначальными действиями, степени реабилитации, характера частной жизни.
Статья: О проблеме соблюдения Россией международных стандартов обращения с осужденными в современных условиях
(Селиверстов В.И., Стародубцев Г.С.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Факультативным протоколом 2002 г. к Конвенции ООН против пыток была предусмотрена возможность создания в государствах - участниках Конвенции национального превентивного механизма (НПМ), который мог бы обеспечить выявление фактов пыток, а также их предупреждение. НПМ создан в Республике Казахстан, где он функционирует в структуре аппарата национального омбудсмена. В России необходимость ратификации факультативного протокола и создания подобного механизма неоднократно подчеркивали правозащитники. Однако позиция государственной власти была противоположной. Считалось, что в нашей стране действует достаточное количество государственных и общественных правозащитных структур. Поэтому на повестке дня должно стоять не увеличение их числа, а повышение действенности предпринимаемых мер по защите прав человека, в том числе и лиц, отбывающих уголовное наказание. Данная позиция была озвучена до начала специальной военной операции на Украине. Не изменилась она и в современный период времени.
(Селиверстов В.И., Стародубцев Г.С.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Факультативным протоколом 2002 г. к Конвенции ООН против пыток была предусмотрена возможность создания в государствах - участниках Конвенции национального превентивного механизма (НПМ), который мог бы обеспечить выявление фактов пыток, а также их предупреждение. НПМ создан в Республике Казахстан, где он функционирует в структуре аппарата национального омбудсмена. В России необходимость ратификации факультативного протокола и создания подобного механизма неоднократно подчеркивали правозащитники. Однако позиция государственной власти была противоположной. Считалось, что в нашей стране действует достаточное количество государственных и общественных правозащитных структур. Поэтому на повестке дня должно стоять не увеличение их числа, а повышение действенности предпринимаемых мер по защите прав человека, в том числе и лиц, отбывающих уголовное наказание. Данная позиция была озвучена до начала специальной военной операции на Украине. Не изменилась она и в современный период времени.
Статья: Гарантии реализации права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного преступлением, закрепленные в уголовном законодательстве стран СНГ
(Карабанова Е.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)Отметим, что вопрос о размере возмещения вреда, причиненного преступлением, как одно из условий предоставления уголовно-правовой льготы оставляет широкое поле для дискуссии. Для получения этой льготы необходимо полностью возместить вред или допустимо частичное возмещение вреда? Если возможно частичное возмещение, то какую часть считать достаточной?
(Карабанова Е.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)Отметим, что вопрос о размере возмещения вреда, причиненного преступлением, как одно из условий предоставления уголовно-правовой льготы оставляет широкое поле для дискуссии. Для получения этой льготы необходимо полностью возместить вред или допустимо частичное возмещение вреда? Если возможно частичное возмещение, то какую часть считать достаточной?
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В случае совершения нового преступления лицом, отбывающим наказание в виде лишения свободы, неотбытой частью наказания следует считать срок, оставшийся на момент избрания меры пресечения в виде заключения под стражу за вновь совершенное преступление <246>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В случае совершения нового преступления лицом, отбывающим наказание в виде лишения свободы, неотбытой частью наказания следует считать срок, оставшийся на момент избрания меры пресечения в виде заключения под стражу за вновь совершенное преступление <246>.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014) <494>, утв. Президиумом ВС России 24 декабря 2014 г., при ответе на вопрос, образуют ли объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, действия лица, выразившиеся в уклонении от отбывания административного наказания в виде обязательных работ, в случае, если такое лицо считается подвергнутым административному наказанию по указанной норме, сделан вывод о том, что ч. 8 комментируемой статьи носит бланкетный характер и отсылает к правилам исполнения административного наказания в виде обязательных работ, закрепленным в ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014) <494>, утв. Президиумом ВС России 24 декабря 2014 г., при ответе на вопрос, образуют ли объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, действия лица, выразившиеся в уклонении от отбывания административного наказания в виде обязательных работ, в случае, если такое лицо считается подвергнутым административному наказанию по указанной норме, сделан вывод о том, что ч. 8 комментируемой статьи носит бланкетный характер и отсылает к правилам исполнения административного наказания в виде обязательных работ, закрепленным в ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ.
Статья: Использование современных информационных технологий при судебном рассмотрении жалоб на досудебном производстве
(Миргородская Э.Р.)
("Администратор суда", 2021, N 1)Для реализации указанных задач необходимо внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 125 УПК РФ и изложить ее следующим образом: "Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем непосредственно в бумажном или электронном виде либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора". При этом жалоба, поданная в электронной форме, равнозначна бумажному документу. А также добавить ч. 3.1 следующего содержания: "Жалоба может быть рассмотрена судом в том числе с использованием системы видео-конференц-связи". При этом подобное положение уже закреплено в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда N 1). Однако данная норма позволяет рассматривать жалобу с использованием видео-конференц-связи на не вступившее в законную силу постановление по жалобе лица, содержащегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы <7>. Кроме того, рекомендации Пленума Верховного Суда N 1 носят рекомендательный, а не императивный характер. Эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в 2020 г. во всем мире, показала, какую значимую роль играют информационные технологии в XXI в. В этой связи считаем возможным расширить данное положение для всех категорий граждан, а не только для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы или содержащихся под стражей.
(Миргородская Э.Р.)
("Администратор суда", 2021, N 1)Для реализации указанных задач необходимо внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 125 УПК РФ и изложить ее следующим образом: "Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем непосредственно в бумажном или электронном виде либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора". При этом жалоба, поданная в электронной форме, равнозначна бумажному документу. А также добавить ч. 3.1 следующего содержания: "Жалоба может быть рассмотрена судом в том числе с использованием системы видео-конференц-связи". При этом подобное положение уже закреплено в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда N 1). Однако данная норма позволяет рассматривать жалобу с использованием видео-конференц-связи на не вступившее в законную силу постановление по жалобе лица, содержащегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы <7>. Кроме того, рекомендации Пленума Верховного Суда N 1 носят рекомендательный, а не императивный характер. Эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в 2020 г. во всем мире, показала, какую значимую роль играют информационные технологии в XXI в. В этой связи считаем возможным расширить данное положение для всех категорий граждан, а не только для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы или содержащихся под стражей.
Статья: Что следует понимать под "освидетельствованием" в уголовном судопроизводстве?
(Осодоева Н.В.)
("Российский судья", 2022, N 5)В то же время следует согласиться с мнением Р.С. Белкина о том, что "законодатель благоразумно не конкретизирует иные свойства и признаки, которые могут быть обнаружены путем освидетельствования, оставляя их на усмотрение правоприменителя". Примечательной является точка зрения Ю.Г. Торбина, указывающего, что к иным свойствам и признакам можно относить данные, указывающие на род и вид деятельности человека, например: наличие мозолей на руках будет свидетельствовать о том, что лицо осуществляет свою деятельность в качестве швеи, выполняет работу на тяжелых объектах в качестве грузчика и др. <8>. Представляется, что для должностных лиц будет представлять интерес на освидетельствуемом наличие шрамов, родимых пятен, а также татуировок, наколок, которые свойственны лицам, ранее судимым и отбывавшим наказание в местах лишения свободы. В.В. Степанов, комментируя это положение закона, считает, что для определения половой принадлежности лица следует обращать внимание на волосяной покров, особенности строения отдельных органов и др. <9>. Развивая мысль В.В. Степанова, следует остановиться еще на одной проблеме, связанной с производством освидетельствования в отношении трансгендеров. При этом законодательство не содержит каких-либо рекомендаций по данному вопросу. Во-первых, не всегда по паспорту можно установить половую принадлежность лица. Во-вторых, по внешнему облику человека можно определить принадлежность к полу освидетельствуемого, а впоследствии к должностному лицу возникают претензии в отношении правомерности произведенного действия. Представляется, что в таких случаях в уголовно-процессуальном законодательстве целесообразно предусмотреть участие врача при производстве освидетельствования.
(Осодоева Н.В.)
("Российский судья", 2022, N 5)В то же время следует согласиться с мнением Р.С. Белкина о том, что "законодатель благоразумно не конкретизирует иные свойства и признаки, которые могут быть обнаружены путем освидетельствования, оставляя их на усмотрение правоприменителя". Примечательной является точка зрения Ю.Г. Торбина, указывающего, что к иным свойствам и признакам можно относить данные, указывающие на род и вид деятельности человека, например: наличие мозолей на руках будет свидетельствовать о том, что лицо осуществляет свою деятельность в качестве швеи, выполняет работу на тяжелых объектах в качестве грузчика и др. <8>. Представляется, что для должностных лиц будет представлять интерес на освидетельствуемом наличие шрамов, родимых пятен, а также татуировок, наколок, которые свойственны лицам, ранее судимым и отбывавшим наказание в местах лишения свободы. В.В. Степанов, комментируя это положение закона, считает, что для определения половой принадлежности лица следует обращать внимание на волосяной покров, особенности строения отдельных органов и др. <9>. Развивая мысль В.В. Степанова, следует остановиться еще на одной проблеме, связанной с производством освидетельствования в отношении трансгендеров. При этом законодательство не содержит каких-либо рекомендаций по данному вопросу. Во-первых, не всегда по паспорту можно установить половую принадлежность лица. Во-вторых, по внешнему облику человека можно определить принадлежность к полу освидетельствуемого, а впоследствии к должностному лицу возникают претензии в отношении правомерности произведенного действия. Представляется, что в таких случаях в уголовно-процессуальном законодательстве целесообразно предусмотреть участие врача при производстве освидетельствования.
Вопрос: Должен ли работодатель уведомить военкомат о принятии на работу физического лица для отбывания наказания в виде исправительных работ?
(Консультация эксперта, 2022)Учитывая вышесказанное, считаем, что работодатель не должен сообщать в военкомат о принятии на работу физического лица для отбывания наказания в виде исправительных работ, так как такой работник не подлежит воинскому учету.
(Консультация эксперта, 2022)Учитывая вышесказанное, считаем, что работодатель не должен сообщать в военкомат о принятии на работу физического лица для отбывания наказания в виде исправительных работ, так как такой работник не подлежит воинскому учету.