Лицензия на монтаж систем пожаротушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на монтаж систем пожаротушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с деятельностью без регистрации, разрешительной документации (лицензий и др.) или с нарушением правил (техрегламентов): Организация (Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за предпринимательскую деятельность без госрегистрации или без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением их требований и условий
(КонсультантПлюс, 2025)Организация при выполнении работ по монтажу, обслуживанию и ремонту систем пожарной безопасности допустила грубые нарушения требований и условий лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)Организация при выполнении работ по монтажу, обслуживанию и ремонту систем пожарной безопасности допустила грубые нарушения требований и условий лицензии
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2025 N 17АП-13073/2024-АК по делу N А60-31313/2024
Требование: О признании незаконным решения о приостановлении деятельности лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.То обстоятельство, что общество не осуществляло монтаж пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре, не свидетельствует о том, что осуществляемые им проверки работоспособности указанных систем защиты ограничиваются только внешним осмотром, поскольку такой вывод не следует из признаков и условий лицензируемого вида деятельности.
Требование: О признании незаконным решения о приостановлении деятельности лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.То обстоятельство, что общество не осуществляло монтаж пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре, не свидетельствует о том, что осуществляемые им проверки работоспособности указанных систем защиты ограничиваются только внешним осмотром, поскольку такой вывод не следует из признаков и условий лицензируемого вида деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обеспечить пожарную безопасность на предприятии (в организации)
(КонсультантПлюс, 2025)документы по автоматическим системам пожаротушения (договоры на монтаж, акты выполненных работ на монтаж и техническое обслуживание, лицензии подрядчиков, акты проверок, сертификаты соответствия);
(КонсультантПлюс, 2025)документы по автоматическим системам пожаротушения (договоры на монтаж, акты выполненных работ на монтаж и техническое обслуживание, лицензии подрядчиков, акты проверок, сертификаты соответствия);
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ требовать от участников иметь лицензию МЧС России, если предусмотренные ею работы объединены со строительными работами
(КонсультантПлюс, 2025)Требование заказчика о наличии у участника лицензии МЧС правомерно, так как самостоятельным предметом закупки является монтаж противопожарных систем. Возможность привлечь субподрядчиков для выполнения работ не освобождает участника от необходимости иметь лицензию.
Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ требовать от участников иметь лицензию МЧС России, если предусмотренные ею работы объединены со строительными работами
(КонсультантПлюс, 2025)Требование заказчика о наличии у участника лицензии МЧС правомерно, так как самостоятельным предметом закупки является монтаж противопожарных систем. Возможность привлечь субподрядчиков для выполнения работ не освобождает участника от необходимости иметь лицензию.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.07.2021 N АПЛ21-233
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N АКПИ21-113, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим информационного письма МЧС России от 25.12.2018 N 43-8785-19 "О порядке применения оборудования систем передачи извещений о пожаре">Административный истец полагает, что Письмо вводит требование - вызов подразделений пожарной охраны на пожары в автоматизированном режиме (за исключением вызова по телефону "01" и "112") для социально значимых объектов с массовым пребыванием людей, в основном бюджетных учреждений, становится платным. Оно устанавливает обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности технического характера к системам противопожарной защиты и порядку их эксплуатации, используется в деятельности территориальными органами МЧС России, обязательно к применению организациями, осуществляющими лицензируемую деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N АКПИ21-113, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим информационного письма МЧС России от 25.12.2018 N 43-8785-19 "О порядке применения оборудования систем передачи извещений о пожаре">Административный истец полагает, что Письмо вводит требование - вызов подразделений пожарной охраны на пожары в автоматизированном режиме (за исключением вызова по телефону "01" и "112") для социально значимых объектов с массовым пребыванием людей, в основном бюджетных учреждений, становится платным. Оно устанавливает обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности технического характера к системам противопожарной защиты и порядку их эксплуатации, используется в деятельности территориальными органами МЧС России, обязательно к применению организациями, осуществляющими лицензируемую деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N АКПИ21-113
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим информационного письма МЧС России от 25.12.2018 N 43-8785-19 "О порядке применения оборудования систем передачи извещений о пожаре">Требование мотивировано тем, что Письмо устанавливает обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности технического характера к системам противопожарной защиты и порядку их эксплуатации, используется в деятельности территориальными органами МЧС России, обязательно к применению организациями, осуществляющими лицензируемую деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим информационного письма МЧС России от 25.12.2018 N 43-8785-19 "О порядке применения оборудования систем передачи извещений о пожаре">Требование мотивировано тем, что Письмо устанавливает обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности технического характера к системам противопожарной защиты и порядку их эксплуатации, используется в деятельности территориальными органами МЧС России, обязательно к применению организациями, осуществляющими лицензируемую деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Готовое решение: Какие существуют требования к системам автоматического пожаротушения
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы установить систему автоматического пожаротушения, обратитесь к организации (или индивидуальному предпринимателю), у которой есть лицензия МЧС России на ее монтаж (п. 15 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 1 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы установить систему автоматического пожаротушения, обратитесь к организации (или индивидуальному предпринимателю), у которой есть лицензия МЧС России на ее монтаж (п. 15 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 1 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128).
Статья: Разграничение административной ответственности за нарушения требований, предъявляемых к системам обеспечения пожарной безопасности
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9)В статье рассмотрены вопросы разграничения административной ответственности между собственниками (руководителями) объектов защиты и лицензиатами, предоставляющими услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, за нарушения требований, предъявляемых к этим средствам. Проводится анализ судебной практики по факту привлечения к административной ответственности лицензиата, обслуживающего системы обеспечения пожарной безопасности, за нарушения, допущенные при монтаже иной организацией-лицензиатом. Исследователи приходят к выводу, что отмена планового контроля в отношении лицензиатов не исключает своевременного обнаружения нарушений лицензионных требований и принятия мер административного воздействия в рамках федерального государственного пожарного надзора.
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9)В статье рассмотрены вопросы разграничения административной ответственности между собственниками (руководителями) объектов защиты и лицензиатами, предоставляющими услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, за нарушения требований, предъявляемых к этим средствам. Проводится анализ судебной практики по факту привлечения к административной ответственности лицензиата, обслуживающего системы обеспечения пожарной безопасности, за нарушения, допущенные при монтаже иной организацией-лицензиатом. Исследователи приходят к выводу, что отмена планового контроля в отношении лицензиатов не исключает своевременного обнаружения нарушений лицензионных требований и принятия мер административного воздействия в рамках федерального государственного пожарного надзора.
Статья: Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины"
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)МЧС России обновило минимальный список оборудования для технического обслуживания и ремонта систем пожарной безопасности, в том числе необходимых для соискания лицензии для осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)МЧС России обновило минимальный список оборудования для технического обслуживания и ремонта систем пожарной безопасности, в том числе необходимых для соискания лицензии для осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Статья: О совершенствовании деятельности в области пожарной безопасности
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 7)- Правительство Российской Федерации наделено полномочием утверждать критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты;
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 7)- Правительство Российской Федерации наделено полномочием утверждать критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты;
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, например, под услугами по техническому содержанию зданий, обслуживанию ИТП, исходя из конкурсной документации, подразумевается устранение неисправностей, ремонт сетей инженерно-технического обеспечения, ремонт сооружений (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), восстановление функционирования автоматики противопожарной защиты и сигнализации (осуществляется исключительно при наличии действующей лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, например, под услугами по техническому содержанию зданий, обслуживанию ИТП, исходя из конкурсной документации, подразумевается устранение неисправностей, ремонт сетей инженерно-технического обеспечения, ремонт сооружений (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), восстановление функционирования автоматики противопожарной защиты и сигнализации (осуществляется исключительно при наличии действующей лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Предмет закупки: оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения людей о пожаре.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Предмет закупки: оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения людей о пожаре.
Вопрос: Нужна ли лицензия на проведение электромонтажных работ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минстроя России от 30.08.2024 N 22952-ОГ/02 <О членстве в саморегулируемой организации для выполнения монтажных работ системы противопожарной защиты в рамках текущего ремонта зданий, сооружений> выражена правовая позиция, что хотя деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и подлежит лицензированию, для выполнения монтажных работ системы противопожарной защиты в рамках текущего ремонта зданий, сооружений требование о членстве в СРО ГрК РФ не предусмотрено.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минстроя России от 30.08.2024 N 22952-ОГ/02 <О членстве в саморегулируемой организации для выполнения монтажных работ системы противопожарной защиты в рамках текущего ремонта зданий, сооружений> выражена правовая позиция, что хотя деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и подлежит лицензированию, для выполнения монтажных работ системы противопожарной защиты в рамках текущего ремонта зданий, сооружений требование о членстве в СРО ГрК РФ не предусмотрено.
Статья: Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (п. 1);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (п. 1);
Статья: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности претерпел изменения: краткий обзор некоторых нормативных правовых актов
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 10)Постановлением правительства Ярославской области от 27 сентября 2022 г. N 820-п "Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны" регламентировано, что порядок распространяется на объекты, отнесенные в соответствии со ст. 32 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к классам функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2. При этом дублирование сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны осуществляется без участия работников объекта защиты и (или) транслирующей этот сигнал организации. Определено, что монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем передачи извещений о пожаре (их элементов), включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, осуществляются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию. Дублирование сигналов о пожаре должно осуществляться в подразделение пожарной охраны Государственной противопожарной службы, обеспеченное организационно-техническими средствами приема и передачи сигналов. Кроме того, закреплен порядок подключения автоматической системы пожарной сигнализации объекта защиты к системе передачи извещений о пожаре, согласно которому монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем передачи (их элементов), включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, осуществляются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 10)Постановлением правительства Ярославской области от 27 сентября 2022 г. N 820-п "Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны" регламентировано, что порядок распространяется на объекты, отнесенные в соответствии со ст. 32 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к классам функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2. При этом дублирование сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны осуществляется без участия работников объекта защиты и (или) транслирующей этот сигнал организации. Определено, что монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем передачи извещений о пожаре (их элементов), включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, осуществляются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию. Дублирование сигналов о пожаре должно осуществляться в подразделение пожарной охраны Государственной противопожарной службы, обеспеченное организационно-техническими средствами приема и передачи сигналов. Кроме того, закреплен порядок подключения автоматической системы пожарной сигнализации объекта защиты к системе передачи извещений о пожаре, согласно которому монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем передачи (их элементов), включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, осуществляются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (июнь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В документации Заказчика установлено, что участник закупки должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной аукционной документацией, а именно: действующую на момент подачи заявки лицензию МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной, безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128, включающую в себя следующие виды работ:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В документации Заказчика установлено, что участник закупки должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной аукционной документацией, а именно: действующую на момент подачи заявки лицензию МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной, безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128, включающую в себя следующие виды работ: