Лица не подлежащие административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Лица не подлежащие административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за несоблюдение требований безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте, содержании дорог и пр.
(КонсультантПлюс, 2025)Тот факт, что ранее выявлялось аналогичное нарушение, выдавалось предписание о его устранении, не свидетельствует о том, что при повторном обнаружении нарушения лицо не подлежит привлечению к административной ответственности..."
(КонсультантПлюс, 2025)Тот факт, что ранее выявлялось аналогичное нарушение, выдавалось предписание о его устранении, не свидетельствует о том, что при повторном обнаружении нарушения лицо не подлежит привлечению к административной ответственности..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2.1 "Административное правонарушение" КоАП РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Согласно части 5 ст. 2.1 КоАП РФ, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 ст. 3.5 названного Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
(Арбитражный суд Уральского округа)Согласно части 5 ст. 2.1 КоАП РФ, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 ст. 3.5 названного Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ).
Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
(ред. от 04.11.2025)4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ, введенная с 6 апреля 2022 г. Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривает, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2.1 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ, введенная с 6 апреля 2022 г. Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривает, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2.1 КоАП РФ.
Статья: Остается ли актуальным вопрос введения уголовной ответственности юридических лиц?
(Пикуров Н.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Возможность разделения ответственности юридических и физических лиц четко обозначено законодателем применительно к административным правонарушениям. Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 этой же статьи. Именно в этих статьях показано различие между действиями физического и юридического лица: юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Из содержания данной нормы следует, что кроме действий физического лица, привлекаемого к административной ответственности, существуют другие действия юридического лица, которые не только не совпадают по содержанию, но и могут быть противоположны деятельности физического лица, например, формирование юридическим лицом системы норм комплаенс-контроля, которые нарушил привлекаемый к административной ответственности представитель организации. Наличие такой системы правил, предупреждающей риски правонарушения, может исключить ответственность юридического лица за нарушение, допущенное должностным лицом или иным работником данного юридического лица (см.: ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ). И наоборот, при определенных условиях юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности без привлечения к такой ответственности физических лиц (см. ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ). Такая модель разделения ответственности юридического лица и работников, выполняющих управленческие функции, вполне может быть воспринята и уголовным правом.
(Пикуров Н.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Возможность разделения ответственности юридических и физических лиц четко обозначено законодателем применительно к административным правонарушениям. Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 этой же статьи. Именно в этих статьях показано различие между действиями физического и юридического лица: юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Из содержания данной нормы следует, что кроме действий физического лица, привлекаемого к административной ответственности, существуют другие действия юридического лица, которые не только не совпадают по содержанию, но и могут быть противоположны деятельности физического лица, например, формирование юридическим лицом системы норм комплаенс-контроля, которые нарушил привлекаемый к административной ответственности представитель организации. Наличие такой системы правил, предупреждающей риски правонарушения, может исключить ответственность юридического лица за нарушение, допущенное должностным лицом или иным работником данного юридического лица (см.: ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ). И наоборот, при определенных условиях юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности без привлечения к такой ответственности физических лиц (см. ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ). Такая модель разделения ответственности юридического лица и работников, выполняющих управленческие функции, вполне может быть воспринята и уголовным правом.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В самостоятельной форме представление может выдаваться до принятия решения по делу, а также потерпевшим и другим лицам, не подлежащим привлечению к административной ответственности.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В самостоятельной форме представление может выдаваться до принятия решения по делу, а также потерпевшим и другим лицам, не подлежащим привлечению к административной ответственности.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Дело в том, что частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции Закона N 70-ФЗ) предусмотрено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Дело в том, что частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции Закона N 70-ФЗ) предусмотрено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи.
Статья: Ответственность юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ.
Статья: Проблемные аспекты реализации принципов вины и презумпции невиновности в нормах законодательства об административных правонарушениях
(Кисин В.Р., Попугаев М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Квинтэссенция положений ст. 1.5 КоАП РФ состоит в том, что лицо не подлежит административной ответственности за невиновно совершенные противоправные деяния. Вина лица в их совершении должна устанавливаться (доказываться) судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, а их вывод о виновности лица должен быть основан на совокупности не вызывающих сомнений доказательств.
(Кисин В.Р., Попугаев М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Квинтэссенция положений ст. 1.5 КоАП РФ состоит в том, что лицо не подлежит административной ответственности за невиновно совершенные противоправные деяния. Вина лица в их совершении должна устанавливаться (доказываться) судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, а их вывод о виновности лица должен быть основан на совокупности не вызывающих сомнений доказательств.
Готовое решение: Какая ответственность установлена за невыплату (задержку) зарплаты
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если юридическое лицо совершило административное правонарушение и выявлены должностные лица, по вине которых оно совершено, к административной ответственности по одной и той же норме могут быть привлечены как юридическое лицо, так и указанные должностные лица. Однако юрлицо не подлежит административной ответственности за правонарушение, за которое привлечено к ответственности должностное лицо, при условии, что юрлицо приняло все меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (ч. 3, 4 ст. 2.1 КоАП РФ, абз. 1 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если юридическое лицо совершило административное правонарушение и выявлены должностные лица, по вине которых оно совершено, к административной ответственности по одной и той же норме могут быть привлечены как юридическое лицо, так и указанные должностные лица. Однако юрлицо не подлежит административной ответственности за правонарушение, за которое привлечено к ответственности должностное лицо, при условии, что юрлицо приняло все меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (ч. 3, 4 ст. 2.1 КоАП РФ, абз. 1 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Статья: Об обстоятельствах, освобождающих граждан от административной ответственности за совершение побоев
(Равнюшкин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Ранее необходимая оборона как обстоятельство, при наличии которого лицо не подлежало административной ответственности, была закреплена в законодательстве советского периода развития страны - в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. В ст. 19 названного Закона обозначалось, что "не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред" <13>.
(Равнюшкин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Ранее необходимая оборона как обстоятельство, при наличии которого лицо не подлежало административной ответственности, была закреплена в законодательстве советского периода развития страны - в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. В ст. 19 названного Закона обозначалось, что "не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред" <13>.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Помимо сказанного, суду необходимо принимать во внимание то, что предупреждение само по себе является ненормативным правовым актом и может быть предметом самостоятельного обжалования со своей спецификой доказывания. В силу ч. 3.2 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Законе. Специфической чертой данного ненормативного акта является то, что в силу ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. А в силу ч. 2 указанной статьи принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п. 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10, ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Таким образом, предупреждение антимонопольного органа может выступать как самостоятельным предметом обжалования, так и доказательством по делам об обжаловании приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Помимо сказанного, суду необходимо принимать во внимание то, что предупреждение само по себе является ненормативным правовым актом и может быть предметом самостоятельного обжалования со своей спецификой доказывания. В силу ч. 3.2 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Законе. Специфической чертой данного ненормативного акта является то, что в силу ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. А в силу ч. 2 указанной статьи принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п. 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10, ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Таким образом, предупреждение антимонопольного органа может выступать как самостоятельным предметом обжалования, так и доказательством по делам об обжаловании приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции Закона N 70-ФЗ) предусмотрено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи <12>.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции Закона N 70-ФЗ) предусмотрено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи <12>.