Льготы религиозным организациям
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы религиозным организациям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 395 "Налоговые льготы" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал религиозной организации в предоставлении льготы, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ. По мнению налогового органа, указанная льгота не может быть применена в отношении земельных участков налогоплательщика, поскольку расположенное на участке здание не использовалось в религиозных или благотворительных целях, а сдается в аренду, в том числе и иным организациям, не осуществляющим религиозную деятельность. Налогоплательщик полагает, что выполнил все условия для применения льготы в отношении земельного участка - в здании, расположенном на земельном участке, общество осуществляло образовательную деятельность. Общество также отметило, что налоговый орган изначально подтвердил право на применение льготы и лишь затем отменил ее. Суд поддержал позицию налогового органа и отметил, что основным условием применения льготы является наличие на земельном участке здания (строения, сооружения), предназначенного для религиозных и благотворительных целей. При этом само по себе ведение образовательной деятельности в здании не свидетельствует о наличии оснований для предоставления налоговой льготы по земельному налогу.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал религиозной организации в предоставлении льготы, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ. По мнению налогового органа, указанная льгота не может быть применена в отношении земельных участков налогоплательщика, поскольку расположенное на участке здание не использовалось в религиозных или благотворительных целях, а сдается в аренду, в том числе и иным организациям, не осуществляющим религиозную деятельность. Налогоплательщик полагает, что выполнил все условия для применения льготы в отношении земельного участка - в здании, расположенном на земельном участке, общество осуществляло образовательную деятельность. Общество также отметило, что налоговый орган изначально подтвердил право на применение льготы и лишь затем отменил ее. Суд поддержал позицию налогового органа и отметил, что основным условием применения льготы является наличие на земельном участке здания (строения, сооружения), предназначенного для религиозных и благотворительных целей. При этом само по себе ведение образовательной деятельности в здании не свидетельствует о наличии оснований для предоставления налоговой льготы по земельному налогу.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, на территории субъекта РФ льгота в отношении имущества религиозного назначения не может быть предоставлена.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, на территории субъекта РФ льгота в отношении имущества религиозного назначения не может быть предоставлена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ (льгота в отношении религиозных организаций);
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ (льгота в отношении религиозных организаций);
Готовое решение: Налогообложение некоммерческих организаций
(КонсультантПлюс, 2025)освобождена от налога на имущество недвижимость, которая используется в религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ). Льгота распространяется и на принадлежащие религиозным организациям объекты незавершенного строительства, если они используются для религиозной деятельности (Письмо ФНС России от 29.05.2024 N ПА-4-21/6026@);
(КонсультантПлюс, 2025)освобождена от налога на имущество недвижимость, которая используется в религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ). Льгота распространяется и на принадлежащие религиозным организациям объекты незавершенного строительства, если они используются для религиозной деятельности (Письмо ФНС России от 29.05.2024 N ПА-4-21/6026@);
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Действие настоящей статьи не распространяется на средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, организаций социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", реабилитационных организаций, предоставляющих комплекс мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидам, детям-инвалидам, детям от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", медицинских организаций (за исключением санаторно-курортных организаций), санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также на средства размещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Действие настоящей статьи не распространяется на средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, организаций социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", реабилитационных организаций, предоставляющих комплекс мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидам, детям-инвалидам, детям от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", медицинских организаций (за исключением санаторно-курортных организаций), санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также на средства размещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации.
Готовое решение: Как исчислять и уплачивать налог на имущество организаций в Москве
(КонсультантПлюс, 2025)религиозные организации в отношении имущества, используемого для уставной деятельности. Льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду;
(КонсультантПлюс, 2025)религиозные организации в отношении имущества, используемого для уставной деятельности. Льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду;
Статья: Теоретико-правовое осмысление кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений в контексте новейшей конституционной реформы
(Судакова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)2. Нормативный компонент кооперационной модели помимо Конституции РФ пока может базироваться на положениях Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) "О свободе совести и о религиозных объединениях", нормах Гражданского кодекса РФ (ст. 123.26 - 123.28), подзаконных актах, законах субъектов РФ, затрагивающих сферу реализации свободы совести и вероисповедания. На наш взгляд, в перспективе базовый Федеральный закон N 125-ФЗ нуждается в системном обновлении. Ведь его стержневая основа сформирована на заре построения в постсоветской России светского государства, предполагающего полноценную реализацию свободы совести и вероисповедания. В качестве образца были взяты либеральные стандарты, характерные для западных стран. Данный Закон, по нашему мнению, существенно сужает значение религиозной сферы до уровня частной жизни людей. Это верно лишь отчасти. Базовый Закон в сфере свободы совести и вероисповедания обязательно должен отражать позицию государства по отношению к нравственно-этическому аспекту духовно-просветительской деятельности религиозных объединений, брать во внимание тот результат, который эта деятельность предполагает и приносит в итоге. В частности, Федеральный закон N 125-ФЗ в п. 4 ч. 2 ст. 4 предусматривает, что "в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство... не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону". Часть 3 этой же статьи подчеркивает, что "государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями". В ч. 3 ст. 18 указано, что "государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий". Однако при всей логичности и целесообразности данных законоположений системы четких критериев оценки культурно-просветительской и нравственно-этической деятельности религиозных объединений со стороны государства в базовом Законе пока не зафиксировано, меры государственной поддержки не конкретизированы, прозрачный механизм ее предоставления не обозначен, конкретные условия ее получения для религиозных объединений не определены. Необходимо последовательное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти федерального, регионального уровней и органов местного самоуправления с религиозными объединениями в направлении совершенствования нравственного климата в российском обществе. Главной движущей силой такого взаимодействия должны выступать традиционные духовно-нравственные ценности, охраняемые действующей Конституцией РФ.
(Судакова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)2. Нормативный компонент кооперационной модели помимо Конституции РФ пока может базироваться на положениях Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) "О свободе совести и о религиозных объединениях", нормах Гражданского кодекса РФ (ст. 123.26 - 123.28), подзаконных актах, законах субъектов РФ, затрагивающих сферу реализации свободы совести и вероисповедания. На наш взгляд, в перспективе базовый Федеральный закон N 125-ФЗ нуждается в системном обновлении. Ведь его стержневая основа сформирована на заре построения в постсоветской России светского государства, предполагающего полноценную реализацию свободы совести и вероисповедания. В качестве образца были взяты либеральные стандарты, характерные для западных стран. Данный Закон, по нашему мнению, существенно сужает значение религиозной сферы до уровня частной жизни людей. Это верно лишь отчасти. Базовый Закон в сфере свободы совести и вероисповедания обязательно должен отражать позицию государства по отношению к нравственно-этическому аспекту духовно-просветительской деятельности религиозных объединений, брать во внимание тот результат, который эта деятельность предполагает и приносит в итоге. В частности, Федеральный закон N 125-ФЗ в п. 4 ч. 2 ст. 4 предусматривает, что "в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство... не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону". Часть 3 этой же статьи подчеркивает, что "государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями". В ч. 3 ст. 18 указано, что "государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий". Однако при всей логичности и целесообразности данных законоположений системы четких критериев оценки культурно-просветительской и нравственно-этической деятельности религиозных объединений со стороны государства в базовом Законе пока не зафиксировано, меры государственной поддержки не конкретизированы, прозрачный механизм ее предоставления не обозначен, конкретные условия ее получения для религиозных объединений не определены. Необходимо последовательное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти федерального, регионального уровней и органов местного самоуправления с религиозными объединениями в направлении совершенствования нравственного климата в российском обществе. Главной движущей силой такого взаимодействия должны выступать традиционные духовно-нравственные ценности, охраняемые действующей Конституцией РФ.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)5. Установление льгот по земельному налогу. В настоящий момент ст. 395 НК РФ предусматривает стандартный перечень лиц, имеющих льготы по земельному налогу (религиозные организации, судостроительные организации, резиденты особой экономической зоны и т.д.), не учитывая задачи перехода к "зеленой" экономике. Аналогичным образом в муниципальных правовых актах (даже при расширении федерального перечня лиц, имеющих льготы) <8> не предусматриваются стимулирующие льготы для организаций, использующих возобновляемые энергетические объекты, осуществляющих выращивание органической продукции и т.д., что требует обсуждения и исправления.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)5. Установление льгот по земельному налогу. В настоящий момент ст. 395 НК РФ предусматривает стандартный перечень лиц, имеющих льготы по земельному налогу (религиозные организации, судостроительные организации, резиденты особой экономической зоны и т.д.), не учитывая задачи перехода к "зеленой" экономике. Аналогичным образом в муниципальных правовых актах (даже при расширении федерального перечня лиц, имеющих льготы) <8> не предусматриваются стимулирующие льготы для организаций, использующих возобновляемые энергетические объекты, осуществляющих выращивание органической продукции и т.д., что требует обсуждения и исправления.
Статья: Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций. Пути его дальнейшего совершенствования
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Помимо этого, государство реализует такие формы поддержки религиозных организаций, как предоставление различных льгот. Так, например, для снижения налоговой нагрузки некоторые виды налогоплательщиков, к ним также отнесены и религиозные организации, в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции были освобождены от уплаты налогов и сборов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 г.
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Помимо этого, государство реализует такие формы поддержки религиозных организаций, как предоставление различных льгот. Так, например, для снижения налоговой нагрузки некоторые виды налогоплательщиков, к ним также отнесены и религиозные организации, в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции были освобождены от уплаты налогов и сборов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 г.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ (льгота в отношении религиозных организаций);
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ (льгота в отношении религиозных организаций);