Льготы работникам культуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы работникам культуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система государственных наград Российской Федерации: регламентация последних лет
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)5) сохранить, в основном для присвоения гражданам России, осуществляющим свою деятельность в государственных и муниципальных органах и организациях, одиннадцать почетных званий Российской Федерации из существующих: "Народный артист Российской Федерации"; "Народный учитель Российской Федерации"; "Заслуженный артист Российской Федерации"; "Заслуженный врач Российской Федерации"; "Заслуженный деятель науки Российской Федерации"; "Заслуженный работник культуры Российской Федерации"; "Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации"; "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации"; "Заслуженный учитель Российской Федерации"; "Заслуженный экономист Российской Федерации"; "Заслуженный юрист Российской Федерации", - установив два новых: "Заслуженный авиатор Российской Федерации"; "Заслуженный государственный служащий Российской Федерации";
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)5) сохранить, в основном для присвоения гражданам России, осуществляющим свою деятельность в государственных и муниципальных органах и организациях, одиннадцать почетных званий Российской Федерации из существующих: "Народный артист Российской Федерации"; "Народный учитель Российской Федерации"; "Заслуженный артист Российской Федерации"; "Заслуженный врач Российской Федерации"; "Заслуженный деятель науки Российской Федерации"; "Заслуженный работник культуры Российской Федерации"; "Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации"; "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации"; "Заслуженный учитель Российской Федерации"; "Заслуженный экономист Российской Федерации"; "Заслуженный юрист Российской Федерации", - установив два новых: "Заслуженный авиатор Российской Федерации"; "Заслуженный государственный служащий Российской Федерации";
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
Нормативные акты
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 55. Социальная поддержка работников культуры
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 55. Социальная поддержка работников культуры
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)-- запуск программы "Земский работник культуры" (социальная поддержка работников культуры в сельских населенных пунктах и малых городах с численностью жителей до 50 тысяч человек с целью уменьшения дефицита кадров в организациях культуры);
(разработаны Минфином России)-- запуск программы "Земский работник культуры" (социальная поддержка работников культуры в сельских населенных пунктах и малых городах с численностью жителей до 50 тысяч человек с целью уменьшения дефицита кадров в организациях культуры);
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- Постановлением Совмина РСФСР от 17.01.1991 N 27 "О мерах по реализации предложений Комитета Верховного Совета РСФСР по охране здоровья, социальному обеспечению и физической культуре и ЦК профсоюза работников здравоохранения РСФСР по улучшению социально-экономического положения в системе здравоохранения Российской Федерации" (продолжительностью 3 календарных дня);
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- Постановлением Совмина РСФСР от 17.01.1991 N 27 "О мерах по реализации предложений Комитета Верховного Совета РСФСР по охране здоровья, социальному обеспечению и физической культуре и ЦК профсоюза работников здравоохранения РСФСР по улучшению социально-экономического положения в системе здравоохранения Российской Федерации" (продолжительностью 3 календарных дня);
Статья: Оформляем наставничество к 1 марта
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)6.8. Работодатели обеспечивают социальную защиту молодежи: создают необходимые правовые, экономические, бытовые и организационные условия и гарантии для профессионального становления молодых работников, содействия их духовному, культурному и физическому развитию. Работодатели обязуются:
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)6.8. Работодатели обеспечивают социальную защиту молодежи: создают необходимые правовые, экономические, бытовые и организационные условия и гарантии для профессионального становления молодых работников, содействия их духовному, культурному и физическому развитию. Работодатели обязуются:
Статья: Правовые основы и особенности деятельности профессиональных союзов в полиции на современном этапе
(Андреева С.Н., Румянцев Н.В., Кузьменюк А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Своей деятельностью по отстаиванию прав полицейских профессиональные союзы призваны повышать общий уровень правовой культуры правоохранителей, поскольку сотрудник, знающий о предоставленных ему правах и способах реализации, а также уверенный в их гарантированности, будет менее склонен к противоправному поведению. В этом и будет осуществлена заложенная законодателем идея о том, что предоставлением сотрудникам повышенного денежного содержания и всевозможных льгот гарантируется стремление их действовать исключительно законно, не пытаясь обогатиться незаконными способами <10>.
(Андреева С.Н., Румянцев Н.В., Кузьменюк А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Своей деятельностью по отстаиванию прав полицейских профессиональные союзы призваны повышать общий уровень правовой культуры правоохранителей, поскольку сотрудник, знающий о предоставленных ему правах и способах реализации, а также уверенный в их гарантированности, будет менее склонен к противоправному поведению. В этом и будет осуществлена заложенная законодателем идея о том, что предоставлением сотрудникам повышенного денежного содержания и всевозможных льгот гарантируется стремление их действовать исключительно законно, не пытаясь обогатиться незаконными способами <10>.
Вопрос: Какие установлены профессиональные квалификационные группы?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Так, например, государственный тренер (по виду спорта) относится к профессиональной квалификационной группе должностей работников физической культуры и спорта 4-го уровня. В отношении его должности в графе 13 надо указать "спорт4-165н", а в графе 14 - "0", так как квалификационный уровень для него не установлен (Справочник, Профессиональные квалификационные группы N 165н).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Так, например, государственный тренер (по виду спорта) относится к профессиональной квалификационной группе должностей работников физической культуры и спорта 4-го уровня. В отношении его должности в графе 13 надо указать "спорт4-165н", а в графе 14 - "0", так как квалификационный уровень для него не установлен (Справочник, Профессиональные квалификационные группы N 165н).
Статья: Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?
(Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)Подводя итоги, можно согласиться с работодателями, которые сразу не отказываются от приема на работу сотрудников, в чьем прошлом была такая неприятность, как увольнение по статье. С учетом значительного количества злоупотреблений полномочиями со стороны представителей работодателей, а также отсутствия у большинства работников определенной правовой культуры обращения за защитой своих прав в компетентные органы (включая суд) целесообразно каждый подобный случай рассматривать индивидуально и принимать взвешенное решение о приеме на работу или отказе в приеме на работу.
(Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)Подводя итоги, можно согласиться с работодателями, которые сразу не отказываются от приема на работу сотрудников, в чьем прошлом была такая неприятность, как увольнение по статье. С учетом значительного количества злоупотреблений полномочиями со стороны представителей работодателей, а также отсутствия у большинства работников определенной правовой культуры обращения за защитой своих прав в компетентные органы (включая суд) целесообразно каждый подобный случай рассматривать индивидуально и принимать взвешенное решение о приеме на работу или отказе в приеме на работу.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Заслуженный работник социальной защиты населения РФ;
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Заслуженный работник социальной защиты населения РФ;
Статья: Охрана труда и другие нормы в сфере труда 2021. Новые правила и акты, которые не утратили силу
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Остаются в силе приказы Министерства труда и социальной защиты РФ об утверждении профессиональных стандартов (п. 834 Постановления N 2467). Для коммерческих компаний такие правила обязательны, если они внедрили такие стандарты. Как правило, речь идет о работниках в сфере физической культуры, информационных и коммуникационных технологий, в области финансов (Приказы Минтруда России от 31.03.2015 N 204н, от 21.02.2019 N 103н и др.), архитектуры, проектирования, геодезии, топографии и дизайна (Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 841н), СМИ, издательства и полиграфии (Приказ Минтруда России от 28.03.2017 N 313н).
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Остаются в силе приказы Министерства труда и социальной защиты РФ об утверждении профессиональных стандартов (п. 834 Постановления N 2467). Для коммерческих компаний такие правила обязательны, если они внедрили такие стандарты. Как правило, речь идет о работниках в сфере физической культуры, информационных и коммуникационных технологий, в области финансов (Приказы Минтруда России от 31.03.2015 N 204н, от 21.02.2019 N 103н и др.), архитектуры, проектирования, геодезии, топографии и дизайна (Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 841н), СМИ, издательства и полиграфии (Приказ Минтруда России от 28.03.2017 N 313н).