Льготы работающим пенсионерам
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы работающим пенсионерам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы имеют пенсионеры?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)5. Гарантии при осуществлении трудовой деятельности
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)5. Гарантии при осуществлении трудовой деятельности
Готовое решение: Какие льготы по налогам предусмотрены для пенсионеров
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие льготы по налогам у работодателя по бывшим работникам - пенсионерам
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие льготы по налогам у работодателя по бывшим работникам - пенсионерам
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
(ред. от 29.09.2025)Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Статья: Практика применения опционных программ: российский и зарубежный опыт
(Музафаров Э.Э.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Пенсионный план 401 (k) является комбинацией ESOP и SIP. Работники могут ежегодно вносить на пенсионные счета часть зарплаты, а работодатели - добровольные взносы в сумме, не превышающей 19 000 долларов на одного работника до уплаты подоходного налога <11>. Доля взносов работодателей колеблется от 25 до 75% накопленных средств участников программы <12>. Накопленные средства полностью или в части могут инвестироваться в акции корпорации. В зависимости от налоговых последствий выделяют традиционный план 401 (k) и план Roth 401 (k). При традиционном плане 401 (k) подоходный налог уплачивается с денежных средств после их снятия со счета, при плане Roth 401 (k) денежные средства облагаются налогом до их зачисления на счет. Данный вопрос может быть существенным при возможном будущем увеличении или снижении налоговой ставки. Как правило, работники, которые близки к выходу на пенсию, выбирают традиционный план 401 (k), так как он позволяет им воспользоваться налоговыми ставками и налоговыми льготами, доступными для пенсионеров. Молодые работники выбирают план Roth 401 (k), так как он позволяет освободить денежные средства от налогового бремени до повышения подоходного налога по прогрессивной шкале налогообложения, где ставка может доходить до 37% <13>.
(Музафаров Э.Э.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Пенсионный план 401 (k) является комбинацией ESOP и SIP. Работники могут ежегодно вносить на пенсионные счета часть зарплаты, а работодатели - добровольные взносы в сумме, не превышающей 19 000 долларов на одного работника до уплаты подоходного налога <11>. Доля взносов работодателей колеблется от 25 до 75% накопленных средств участников программы <12>. Накопленные средства полностью или в части могут инвестироваться в акции корпорации. В зависимости от налоговых последствий выделяют традиционный план 401 (k) и план Roth 401 (k). При традиционном плане 401 (k) подоходный налог уплачивается с денежных средств после их снятия со счета, при плане Roth 401 (k) денежные средства облагаются налогом до их зачисления на счет. Данный вопрос может быть существенным при возможном будущем увеличении или снижении налоговой ставки. Как правило, работники, которые близки к выходу на пенсию, выбирают традиционный план 401 (k), так как он позволяет им воспользоваться налоговыми ставками и налоговыми льготами, доступными для пенсионеров. Молодые работники выбирают план Roth 401 (k), так как он позволяет освободить денежные средства от налогового бремени до повышения подоходного налога по прогрессивной шкале налогообложения, где ставка может доходить до 37% <13>.
Статья: Локальное регулирование отношений по социальному обеспечению: формирование доктринальных подходов
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Данные аргументы представляются недостаточно обоснованными. Во-первых, локальные акты принимаются не только вследствие делегирования соответствующих полномочий законодателем, но и регулируют отношения, не регламентированные на законодательном уровне в целях повышения социальной защищенности работников с учетом принципа "лучше можно, хуже нельзя". Во-вторых, действующее законодательство вопреки утверждениям уважаемого автора, содержит нормы, закрепляющие такое делегирование (санкционирование). Например, Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" предусматривает, что социальная поддержка для работников и пенсионеров организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) устанавливается в соответствии с законодательством РФ, соглашениями, коллективными договорами за счет средств этих организаций (ч. 1 ст. 21). При этом законодатель определяет и виды социальной поддержки, которые должен предусмотреть в коллективных договорах работодатель, - предоставление бесплатного пайкового угля (ч. 2 ст. 21), единовременного пособия в случае гибели работника организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда (ст. 22), и др. Приводит примеры делегирования государственных полномочий Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и И.А. Яблокова <11>. Отметим, что такой способ регулирования уместен, если работодателем выступает государство, в остальных случаях закономерно возникнет вопрос о необходимости выделения денежных средств для исполнения бизнесом соответствующих обязательств.
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Данные аргументы представляются недостаточно обоснованными. Во-первых, локальные акты принимаются не только вследствие делегирования соответствующих полномочий законодателем, но и регулируют отношения, не регламентированные на законодательном уровне в целях повышения социальной защищенности работников с учетом принципа "лучше можно, хуже нельзя". Во-вторых, действующее законодательство вопреки утверждениям уважаемого автора, содержит нормы, закрепляющие такое делегирование (санкционирование). Например, Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" предусматривает, что социальная поддержка для работников и пенсионеров организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) устанавливается в соответствии с законодательством РФ, соглашениями, коллективными договорами за счет средств этих организаций (ч. 1 ст. 21). При этом законодатель определяет и виды социальной поддержки, которые должен предусмотреть в коллективных договорах работодатель, - предоставление бесплатного пайкового угля (ч. 2 ст. 21), единовременного пособия в случае гибели работника организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда (ст. 22), и др. Приводит примеры делегирования государственных полномочий Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и И.А. Яблокова <11>. Отметим, что такой способ регулирования уместен, если работодателем выступает государство, в остальных случаях закономерно возникнет вопрос о необходимости выделения денежных средств для исполнения бизнесом соответствующих обязательств.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Повышение уровня жизни граждан, утративших трудоспособность по старости, является одной из ключевых задач государства, не раз озвученных на самом высоком уровне. Однако до настоящего времени основные параметры, характеризующие эффективность системы пенсионного обеспечения, показывают, что принимаемые меры не оказывают нужного влияния на рост уровня и качества жизни лиц старшего поколения. Основным механизмом поддержания реальных доходов пенсионеров в Российской Федерации является индексация, однако в последнее время отсутствует единство подхода в характере ее проведения, в результате чего она охватывает не всех пенсионеров по старости, а размер индексации, привязанный к уровню прошлогодней инфляции, оказывает компенсационное, но не превентивное влияние на уровень жизни пенсионеров. Наиболее эффективно, по мнению авторов, было бы изменить действующий механизм индексации страховых пенсионных выплат с привязкой к росту номинальной заработной платы и расширить его действие на всех получателей пенсионных выплат, а именно и на работающих пенсионеров, а также дополнить систему социальной защиты граждан за счет альтернативных мер социального обеспечения пенсионеров, в частности в натуральной форме, за счет организации постоянного сотрудничества государства с розничными торговыми сетями, маркетплейсами, производителями сельхозпродукции и другими представителями бизнеса на основе принципа взаимовыгодности. Реализовать предлагаемые меры наиболее целесообразным представляется через внедрение и развитие на всей территории Российской Федерации единой системы электронных социальных карт.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Повышение уровня жизни граждан, утративших трудоспособность по старости, является одной из ключевых задач государства, не раз озвученных на самом высоком уровне. Однако до настоящего времени основные параметры, характеризующие эффективность системы пенсионного обеспечения, показывают, что принимаемые меры не оказывают нужного влияния на рост уровня и качества жизни лиц старшего поколения. Основным механизмом поддержания реальных доходов пенсионеров в Российской Федерации является индексация, однако в последнее время отсутствует единство подхода в характере ее проведения, в результате чего она охватывает не всех пенсионеров по старости, а размер индексации, привязанный к уровню прошлогодней инфляции, оказывает компенсационное, но не превентивное влияние на уровень жизни пенсионеров. Наиболее эффективно, по мнению авторов, было бы изменить действующий механизм индексации страховых пенсионных выплат с привязкой к росту номинальной заработной платы и расширить его действие на всех получателей пенсионных выплат, а именно и на работающих пенсионеров, а также дополнить систему социальной защиты граждан за счет альтернативных мер социального обеспечения пенсионеров, в частности в натуральной форме, за счет организации постоянного сотрудничества государства с розничными торговыми сетями, маркетплейсами, производителями сельхозпродукции и другими представителями бизнеса на основе принципа взаимовыгодности. Реализовать предлагаемые меры наиболее целесообразным представляется через внедрение и развитие на всей территории Российской Федерации единой системы электронных социальных карт.