Льготы проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Есть ли особенности в порядке предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска чернобыльцам
(КонсультантПлюс, 2025)паспортом с записью о регистрации по месту жительства на территории соответствующей зоны радиационного заражения, трудовой книжкой, трудовым договором, где указаны сведения о месте работы на территории такой зоны, - те, кому специальные удостоверения не выдаются, но меры социальной поддержки как чернобыльцам, включая "чернобыльский" отпуск, полагаются. Например, граждане, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-04-01/48).
(КонсультантПлюс, 2025)паспортом с записью о регистрации по месту жительства на территории соответствующей зоны радиационного заражения, трудовой книжкой, трудовым договором, где указаны сведения о месте работы на территории такой зоны, - те, кому специальные удостоверения не выдаются, но меры социальной поддержки как чернобыльцам, включая "чернобыльский" отпуск, полагаются. Например, граждане, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-04-01/48).
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 24 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в п. 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом N 1244-1, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 24 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в п. 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом N 1244-1, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
Нормативные акты
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Статья 19. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Статья 19. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Между тем в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, которыми возможность взыскания с получателей ежемесячной денежной выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 ГК РФ не предусмотрена.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Между тем в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, которыми возможность взыскания с получателей ежемесячной денежной выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 ГК РФ не предусмотрена.
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Между тем в последние годы четко наметилась и на разных уровнях нормотворчества реализуется тенденция усиления адресности социальной поддержки. Так, на федеральном уровне ее реализацию можно связывать со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Изменения коснулись нескольких федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для отдельных категорий населения (ветеранов, жертв радиации и др.). Произошло ужесточение условий предоставления таких мер в целях усиления адресности социальной поддержки в условиях ограниченности публичных ресурсов. Например, для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, было введено условие, касающееся продолжительности постоянного проживания на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер (1 год в зоне отселения, 3 года в зоне проживания с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Следует подчеркнуть, что вновь введенные условия не распространялись на граждан, у которых право на меры социальной поддержки возникло до вступления в силу нового регулирования. Необходимость усиления адресности социальной поддержки в отношении данной категории граждан была обусловлена, как следует из пояснительной записки к законопроекту, многочисленными злоупотреблениями с их стороны при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях.
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Между тем в последние годы четко наметилась и на разных уровнях нормотворчества реализуется тенденция усиления адресности социальной поддержки. Так, на федеральном уровне ее реализацию можно связывать со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Изменения коснулись нескольких федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для отдельных категорий населения (ветеранов, жертв радиации и др.). Произошло ужесточение условий предоставления таких мер в целях усиления адресности социальной поддержки в условиях ограниченности публичных ресурсов. Например, для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, было введено условие, касающееся продолжительности постоянного проживания на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер (1 год в зоне отселения, 3 года в зоне проживания с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Следует подчеркнуть, что вновь введенные условия не распространялись на граждан, у которых право на меры социальной поддержки возникло до вступления в силу нового регулирования. Необходимость усиления адресности социальной поддержки в отношении данной категории граждан была обусловлена, как следует из пояснительной записки к законопроекту, многочисленными злоупотреблениями с их стороны при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях.
Статья: Роль цифровых технологий в совершенствовании правового регулирования социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)В структуре радиационного риска также можно выделить отдельные элементы: сам факт радиационного воздействия либо потенциальную возможность такого воздействия с превышением допустимых нормативов, а также его последствия, которые, как правило, носят социальный характер, в силу чего совпадают с основаниями предоставления социального обеспечения (болезнь, инвалидность, смерть и т.п.). Радиационный риск, не будучи тождествен социальному риску, преобразуется в социальный риск и именно в этом качестве становится основанием для социальной защиты. С этой точки зрения радиационный риск включает в себя фактор социального риска и рисковое событие. Российская модель защиты от радиационно обусловленных социальных рисков охватывает не только меры, адресованные лицам, которые испытали на себе неблагоприятные последствия радиации (приобрели определенные заболевания либо стали инвалидами), но и меры превентивного характера (например, компенсационные выплаты для граждан, проживающих на загрязненных территориях). Попутно отметим, что имеются примеры установления социальной защиты с целью компенсации отрицательного воздействия психоэмоциональной нагрузки, вызванной радиационной катастрофой, как это сделано, например, в отношении граждан, проживающих после аварии на Чернобыльской АЭС в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)В структуре радиационного риска также можно выделить отдельные элементы: сам факт радиационного воздействия либо потенциальную возможность такого воздействия с превышением допустимых нормативов, а также его последствия, которые, как правило, носят социальный характер, в силу чего совпадают с основаниями предоставления социального обеспечения (болезнь, инвалидность, смерть и т.п.). Радиационный риск, не будучи тождествен социальному риску, преобразуется в социальный риск и именно в этом качестве становится основанием для социальной защиты. С этой точки зрения радиационный риск включает в себя фактор социального риска и рисковое событие. Российская модель защиты от радиационно обусловленных социальных рисков охватывает не только меры, адресованные лицам, которые испытали на себе неблагоприятные последствия радиации (приобрели определенные заболевания либо стали инвалидами), но и меры превентивного характера (например, компенсационные выплаты для граждан, проживающих на загрязненных территориях). Попутно отметим, что имеются примеры установления социальной защиты с целью компенсации отрицательного воздействия психоэмоциональной нагрузки, вызванной радиационной катастрофой, как это сделано, например, в отношении граждан, проживающих после аварии на Чернобыльской АЭС в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)В ряде случаев возникала необходимость повторного (с учетом ранее принятых постановлений Конституционного Суда) преодоления темпоральных дефектов законодательства о социальной защите жертв радиации. Так, Постановлением от 24 октября 2012 г. N 23-П были признаны не соответствующими Конституции РФ законоположения, препятствовавшие предоставлению ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и, следовательно, отменяющие такое право, ранее гарантированное гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 г. (т.е. в период максимального радиационного риска), затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 г. и впоследствии (после 2 декабря 1995 г.) вернулись туда на постоянное место жительства.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)В ряде случаев возникала необходимость повторного (с учетом ранее принятых постановлений Конституционного Суда) преодоления темпоральных дефектов законодательства о социальной защите жертв радиации. Так, Постановлением от 24 октября 2012 г. N 23-П были признаны не соответствующими Конституции РФ законоположения, препятствовавшие предоставлению ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и, следовательно, отменяющие такое право, ранее гарантированное гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 г. (т.е. в период максимального радиационного риска), затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 г. и впоследствии (после 2 декабря 1995 г.) вернулись туда на постоянное место жительства.
Вопрос: Работник трудится дистанционно, в его трудовом договоре конкретное место работы не указано. Он обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ("чернобыльский"). Должен ли работодатель предоставить дополнительный отпуск?
(Консультация эксперта, 2024)К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1).
(Консультация эксперта, 2024)К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1).