Льготные кредиты для поддержки занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготные кредиты для поддержки занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: ЭКГ-рейтинг через призму институтов предпринимательского права
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Анализ регионального законодательства показал, что, несмотря на разработку проекта Модельного закона "О развитии ответственного ведения бизнеса в субъекте Российской Федерации", каждый областной закон включает специфический набор преференций. Вместе с тем наиболее востребованные льготы (например, предоставление субсидий, инвестиционных налоговых кредитов, поддержки в области кадрового обеспечения, подбора персонала, содействия занятости) прописаны в законах сразу нескольких субъектов Федерации. Различается и степень детализации при установлении стимулирующих мер. Если в Законе Владимирской области от 5 декабря 2022 г. N 116-ОЗ <24> закреплен довольно подробный перечень таковых, то в Законе Курской области от 18 декабря 2024 г. N 118-ЗКО <25> он, напротив, весьма краток.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Анализ регионального законодательства показал, что, несмотря на разработку проекта Модельного закона "О развитии ответственного ведения бизнеса в субъекте Российской Федерации", каждый областной закон включает специфический набор преференций. Вместе с тем наиболее востребованные льготы (например, предоставление субсидий, инвестиционных налоговых кредитов, поддержки в области кадрового обеспечения, подбора персонала, содействия занятости) прописаны в законах сразу нескольких субъектов Федерации. Различается и степень детализации при установлении стимулирующих мер. Если в Законе Владимирской области от 5 декабря 2022 г. N 116-ОЗ <24> закреплен довольно подробный перечень таковых, то в Законе Курской области от 18 декабря 2024 г. N 118-ЗКО <25> он, напротив, весьма краток.
Статья: Неформальная занятость
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- стимулирование отказа от неформальной занятости (налоговые каникулы, амнистии для работодателей, которые легализовали свои отношения с работниками в соответствии с ТК РФ);
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- стимулирование отказа от неформальной занятости (налоговые каникулы, амнистии для работодателей, которые легализовали свои отношения с работниками в соответствии с ТК РФ);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528
(ред. от 25.11.2023)
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"7(2). Уполномоченный банк при формировании реестра потенциальных заемщиков в приоритетном порядке включает в указанный реестр заемщика, претендующего на получение льготного инвестиционного кредита, участвующего в национальном проекте "Производительность труда и поддержка занятости".
(ред. от 25.11.2023)
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"7(2). Уполномоченный банк при формировании реестра потенциальных заемщиков в приоритетном порядке включает в указанный реестр заемщика, претендующего на получение льготного инвестиционного кредита, участвующего в национальном проекте "Производительность труда и поддержка занятости".
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)Льготные программы корпоративного кредитования. Некоторые из льготных программ для бизнеса, безусловно, продемонстрировали свою эффективность при умеренной нагрузке на бюджет (к примеру, программы ФОТ 0 и ФОТ 2.0, позволившие сгладить негативные последствия пандемии и не допустить резкого провала в занятости). В целом в ситуации, когда льготное кредитование используется как временная антикризисная мера, позволяющая поддержать доступность кредита для наиболее уязвимых или приоритетных сегментов экономики при избыточном ужесточении условий кредитования, оно может быть эффективно, а отмеченные выше недостатки данного инструмента менее значимы. В условиях сокращения спроса и предложения кредитов сужается пространство для действия "эффекта замещения". Влияние на бюджетную систему и денежно-кредитную политику, связанное с антикризисными мероприятиями по поддержке кредитования, ограничено во времени и не столь существенно на фоне резких изменений в экономической политике, сопровождающих любой кризисный период.
(утв. Банком России)Льготные программы корпоративного кредитования. Некоторые из льготных программ для бизнеса, безусловно, продемонстрировали свою эффективность при умеренной нагрузке на бюджет (к примеру, программы ФОТ 0 и ФОТ 2.0, позволившие сгладить негативные последствия пандемии и не допустить резкого провала в занятости). В целом в ситуации, когда льготное кредитование используется как временная антикризисная мера, позволяющая поддержать доступность кредита для наиболее уязвимых или приоритетных сегментов экономики при избыточном ужесточении условий кредитования, оно может быть эффективно, а отмеченные выше недостатки данного инструмента менее значимы. В условиях сокращения спроса и предложения кредитов сужается пространство для действия "эффекта замещения". Влияние на бюджетную систему и денежно-кредитную политику, связанное с антикризисными мероприятиями по поддержке кредитования, ограничено во времени и не столь существенно на фоне резких изменений в экономической политике, сопровождающих любой кризисный период.
Статья: Учение А. Пигу об общественном благосостоянии: история и опыт современного прочтения антикризисных финансово-правовых мер
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)<19> Постановления Правительства РФ от 16 мая 2022 г. N 885 "О некоторых вопросах реализации Национальной технологической инициативы"; от 25 марта 2022 г. N 469 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным в 2022 - 2024 годах высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке"; от 17 марта 2022 г. N 392 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Центр поддержки инжиниринга и инноваций" в целях создания инструментов доработки продукции технологических компаний под требования крупных корпораций" // СПС "КонсультантПлюс".
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)<19> Постановления Правительства РФ от 16 мая 2022 г. N 885 "О некоторых вопросах реализации Национальной технологической инициативы"; от 25 марта 2022 г. N 469 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным в 2022 - 2024 годах высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке"; от 17 марта 2022 г. N 392 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Центр поддержки инжиниринга и инноваций" в целях создания инструментов доработки продукции технологических компаний под требования крупных корпораций" // СПС "КонсультантПлюс".
Ситуация: Какие льготы и гарантии предусмотрены для инвалидов I, II, и III групп?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в частности, посредством таких мер государственной поддержки в сфере занятости населения, как, например (п. 5.2 ч. 1 ст. 20 Закона N 181-ФЗ; п. п. 1, 3, 4, 6 ч. 1 ст. 37 Закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ; пп. 3.1, 3.3, 3.4, 3.6 п. 3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минтруда России от 12.11.2024 N 614):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в частности, посредством таких мер государственной поддержки в сфере занятости населения, как, например (п. 5.2 ч. 1 ст. 20 Закона N 181-ФЗ; п. п. 1, 3, 4, 6 ч. 1 ст. 37 Закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ; пп. 3.1, 3.3, 3.4, 3.6 п. 3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минтруда России от 12.11.2024 N 614):
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)2. Косвенные (опосредованные) бюджетные меры заключаются в предоставлении бюджетных субсидий кредитным организациям, которые, в свою очередь, предоставляют кредиты субъектам МСП на льготных условиях.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)2. Косвенные (опосредованные) бюджетные меры заключаются в предоставлении бюджетных субсидий кредитным организациям, которые, в свою очередь, предоставляют кредиты субъектам МСП на льготных условиях.
Статья: Деятельность Банка России по противодействию санкционным рискам, направленная на стабилизацию ситуации на финансовом рынке: некоторые меры поддержки малого и среднего предпринимательства
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 4)Развитие малого и среднего предпринимательства не было динамичным и до введения санкций недружественными странами. Принимаемые меры в рамках государственного регулирования экономикой не всегда достигали поставленных целей, о чем свидетельствуют статистические данные ФНС России (количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства и количество занятых лиц у указанных субъектов). Последствия пандемии и начавшиеся за этим санкции существенно снизили предпринимательскую активность. Меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности программы льготного кредитования, не достигают своих потенциальных потребителей, так как рассчитаны на состоявшихся предпринимателей, а основу малого предпринимательства составляет розничная торговля, в которой невыполнимы условия, связанные с льготным кредитованием. Так, специалисты отмечают, что кредит будет работать при условии 6%-ной ставки. Предлагаемые в настоящее время ставки делают кредит дорогим для субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 4)Развитие малого и среднего предпринимательства не было динамичным и до введения санкций недружественными странами. Принимаемые меры в рамках государственного регулирования экономикой не всегда достигали поставленных целей, о чем свидетельствуют статистические данные ФНС России (количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства и количество занятых лиц у указанных субъектов). Последствия пандемии и начавшиеся за этим санкции существенно снизили предпринимательскую активность. Меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности программы льготного кредитования, не достигают своих потенциальных потребителей, так как рассчитаны на состоявшихся предпринимателей, а основу малого предпринимательства составляет розничная торговля, в которой невыполнимы условия, связанные с льготным кредитованием. Так, специалисты отмечают, что кредит будет работать при условии 6%-ной ставки. Предлагаемые в настоящее время ставки делают кредит дорогим для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. <5> объявлено о новых мерах поддержки занятости. В частности, в случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей за работниками таких организаций и лицами, работающими у индивидуальных предпринимателей, сохраняется заработная плата (п. 3 Указа). Объявлено об открытии новой кредитной линии для предприятий из пострадавших от эпидемии отраслей. Размер кредита должен соответствовать МРОТ на каждого работника в месяц по льготной ставке в 2%. Кредит следует погасить до 1 апреля 2021 г. При этом если организация сможет сохранить 90 и более процентов работников, то в этом случае кредит и проценты по нему будут полностью списаны. В случае если занятость работодатель сохранит на уровне 80%, будет списана половина суммы кредита и процентов.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. <5> объявлено о новых мерах поддержки занятости. В частности, в случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей за работниками таких организаций и лицами, работающими у индивидуальных предпринимателей, сохраняется заработная плата (п. 3 Указа). Объявлено об открытии новой кредитной линии для предприятий из пострадавших от эпидемии отраслей. Размер кредита должен соответствовать МРОТ на каждого работника в месяц по льготной ставке в 2%. Кредит следует погасить до 1 апреля 2021 г. При этом если организация сможет сохранить 90 и более процентов работников, то в этом случае кредит и проценты по нему будут полностью списаны. В случае если занятость работодатель сохранит на уровне 80%, будет списана половина суммы кредита и процентов.
Статья: Актуальные правовые аспекты деятельности самозанятых граждан
(Ефимова Е.О.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Государство на законодательном уровне оказывает поддержку самозанятым гражданам в процессе осуществления их деятельности, что подтверждается рядом законодательных актов <5>. Развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране позволило обеспечить дополнительную поддержку физическим лицам, получающим доход от самостоятельной занятости, тем самым приравняв физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, к малому и среднему предпринимательству. Таким образом, законодатель обеспечивает доступ к финансовой поддержке на государственном уровне в виде предоставления кредитов самозанятым гражданам по льготной ставке на развитие их деятельности. Важным аспектом является упрощенная система подачи заявки на получение льготного кредита с помощью единого портала городских услуг города Москвы. Можно предположить, что данная правовая мера повысит финансовую стабильность в процессе деятельности самозанятых граждан и привлечет интерес со стороны физических лиц, планирующих начать деятельность в этом направлении.
(Ефимова Е.О.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Государство на законодательном уровне оказывает поддержку самозанятым гражданам в процессе осуществления их деятельности, что подтверждается рядом законодательных актов <5>. Развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране позволило обеспечить дополнительную поддержку физическим лицам, получающим доход от самостоятельной занятости, тем самым приравняв физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, к малому и среднему предпринимательству. Таким образом, законодатель обеспечивает доступ к финансовой поддержке на государственном уровне в виде предоставления кредитов самозанятым гражданам по льготной ставке на развитие их деятельности. Важным аспектом является упрощенная система подачи заявки на получение льготного кредита с помощью единого портала городских услуг города Москвы. Можно предположить, что данная правовая мера повысит финансовую стабильность в процессе деятельности самозанятых граждан и привлечет интерес со стороны физических лиц, планирующих начать деятельность в этом направлении.