Лесные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Лесные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)15. В ч. 15 комментируемой статьи перечислены условия, при одновременном соблюдении которых пересекающийся лесной участок может быть снят с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения права на него.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)15. В ч. 15 комментируемой статьи перечислены условия, при одновременном соблюдении которых пересекающийся лесной участок может быть снят с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения права на него.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и ГЛР: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки; посредством снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках. Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в т.ч. заявителем (п. 18);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и ГЛР: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки; посредством снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках. Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в т.ч. заявителем (п. 18);
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15. Пересекающийся лесной участок может быть снят с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения права на него (за исключением случая пересечения его границ с границами лесных участков, образованных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей) при соблюдении одновременно следующих условий:
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15. Пересекающийся лесной участок может быть снят с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения права на него (за исключением случая пересечения его границ с границами лесных участков, образованных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей) при соблюдении одновременно следующих условий:
Федеральный закон от 29.12.2022 N 616-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации""8. В случае прекращения действия договора безвозмездного пользования земельным участком, за исключением случаев, указанных в частях 4 и 6.1 настоящей статьи, уполномоченный орган в срок не более десяти рабочих дней со дня прекращения действия данного договора направляет в орган регистрации прав заявление и документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, для снятия земельного участка с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования земельным участком.";
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации""8. В случае прекращения действия договора безвозмездного пользования земельным участком, за исключением случаев, указанных в частях 4 и 6.1 настоящей статьи, уполномоченный орган в срок не более десяти рабочих дней со дня прекращения действия данного договора направляет в орган регистрации прав заявление и документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, для снятия земельного участка с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования земельным участком.";
Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Росреестр также исходит из того, что для установления публичного сервитута образование земельного участка не требуется, и высказывает следующую позицию. Одной из причин невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов является пересечение этих границ с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН. В соответствии с п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Согласно ч. 3.2 ст. 70 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 сентября 2018 г., если право постоянного бессрочного пользования или право аренды переоформляется на публичный сервитут в соответствии со ст. 3.6 Закона о введении в действие ЗК РФ <20>. Следовательно, проблема пересечения населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, может быть решена путем оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета <21>; соблюдение требований п. 2.1 ст. 11.3 (образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания) и подп. 5 п. 3 ст. 11.3 (исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального, местного значения) ЗК РФ в случае принятия решения об установлении публичного сервитута не требуется, поскольку образования земельного участка не происходит.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Росреестр также исходит из того, что для установления публичного сервитута образование земельного участка не требуется, и высказывает следующую позицию. Одной из причин невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов является пересечение этих границ с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН. В соответствии с п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Согласно ч. 3.2 ст. 70 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 сентября 2018 г., если право постоянного бессрочного пользования или право аренды переоформляется на публичный сервитут в соответствии со ст. 3.6 Закона о введении в действие ЗК РФ <20>. Следовательно, проблема пересечения населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, может быть решена путем оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета <21>; соблюдение требований п. 2.1 ст. 11.3 (образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания) и подп. 5 п. 3 ст. 11.3 (исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального, местного значения) ЗК РФ в случае принятия решения об установлении публичного сервитута не требуется, поскольку образования земельного участка не происходит.
Статья: Проблемные вопросы, связанные с использованием земель лесного фонда
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Из части 11 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) усматривается следующее: если при устранении реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в части 9 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов, то лесной участок, сведения о котором содержатся в ЕГРН, подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка.
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Из части 11 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) усматривается следующее: если при устранении реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в части 9 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов, то лесной участок, сведения о котором содержатся в ЕГРН, подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)<49> Согласно письму Росреестра от 17 июля 2023 г. N 11-6381-АБ/23, частями 13 и 15 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены условия снятия пересекающегося лесного участка с государственного кадастрового учета.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)<49> Согласно письму Росреестра от 17 июля 2023 г. N 11-6381-АБ/23, частями 13 и 15 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены условия снятия пересекающегося лесного участка с государственного кадастрового учета.