Легализация трудовых отношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Легализация трудовых отношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неоформленные сотрудники организаций сами смогут легализовать трудовой договор через Госуслуги. Комментарии экспертов
(Дученко О., Кашина Н., Хлебникова Т.)
("Трудовое право", 2022, N 9)Легализация трудовых отношений: сегодня и завтра
(Дученко О., Кашина Н., Хлебникова Т.)
("Трудовое право", 2022, N 9)Легализация трудовых отношений: сегодня и завтра
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:
(ред. от 29.09.2025)Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:
<Письмо> Роструда от 17.01.2022 N 46-ПР
<О направлении "Методических рекомендаций по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъектах Российской Федерации">МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<О направлении "Методических рекомендаций по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъектах Российской Федерации">МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)В статье анализируются нормы Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565 "О занятости населения в Российской Федерации". Краткий сравнительный анализ Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (утратит силу с 1 января 2025 г.) и нового Закона о занятости населения позволил выделить наиболее существенные изменения в данной сфере. Автором рассматриваются правовые последствия неформальной занятости, которой охватываются такие нарушения трудовых прав, как неоформление трудовых отношений в соответствии с ТК РФ, подмена трудовых договоров гражданско-правовыми. В статье обращено внимание на то, что новые формы занятости, в частности платформенная занятость, не регулируются трудовым законодательством, и обосновывается необходимость правовой регламентации возникающих отношений. Автор отмечает, что легализация трудовых отношений выступает решительной мерой борьбы с теневой занятостью; в этой связи приводятся аргументы в поддержку предложений по совершенствованию правовых механизмов в борьбе с неформальной занятостью.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)В статье анализируются нормы Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565 "О занятости населения в Российской Федерации". Краткий сравнительный анализ Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (утратит силу с 1 января 2025 г.) и нового Закона о занятости населения позволил выделить наиболее существенные изменения в данной сфере. Автором рассматриваются правовые последствия неформальной занятости, которой охватываются такие нарушения трудовых прав, как неоформление трудовых отношений в соответствии с ТК РФ, подмена трудовых договоров гражданско-правовыми. В статье обращено внимание на то, что новые формы занятости, в частности платформенная занятость, не регулируются трудовым законодательством, и обосновывается необходимость правовой регламентации возникающих отношений. Автор отмечает, что легализация трудовых отношений выступает решительной мерой борьбы с теневой занятостью; в этой связи приводятся аргументы в поддержку предложений по совершенствованию правовых механизмов в борьбе с неформальной занятостью.
Статья: Злоупотребление работодателем правом на заключение трудового договора
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2025, N 3)В статье рассматриваются проблемы, связанные с применением положений о злоупотреблении правом в сфере трудовых правоотношений. На основании анализа действующего законодательства, правоприменительных актов судов исследуются злоупотребления работодателем правом на заключение трудового договора. Автор отмечает, что правовое регулирование вопросов злоупотребления в правовом поле весьма ограничено; в трудовом законодательстве отсутствует закрепление запрета злоупотребления правом, а также не указаны правовые последствия, которые должны или могут быть применены к субъекту трудовых правоотношений. В статье приводятся примеры злоупотреблений правом сторонами трудовых правоотношений. Принцип недопустимости злоупотребления правом должен быть обязателен для всех субъектов во время реализации трудовых прав и исполнения обязанностей. Автор констатирует, что задача легализации трудовых отношений не теряет своей актуальности. Выявление фактов нелегальной занятости предлагается рассматривать в качестве основания для внеплановой проверки органами надзора.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2025, N 3)В статье рассматриваются проблемы, связанные с применением положений о злоупотреблении правом в сфере трудовых правоотношений. На основании анализа действующего законодательства, правоприменительных актов судов исследуются злоупотребления работодателем правом на заключение трудового договора. Автор отмечает, что правовое регулирование вопросов злоупотребления в правовом поле весьма ограничено; в трудовом законодательстве отсутствует закрепление запрета злоупотребления правом, а также не указаны правовые последствия, которые должны или могут быть применены к субъекту трудовых правоотношений. В статье приводятся примеры злоупотреблений правом сторонами трудовых правоотношений. Принцип недопустимости злоупотребления правом должен быть обязателен для всех субъектов во время реализации трудовых прав и исполнения обязанностей. Автор констатирует, что задача легализации трудовых отношений не теряет своей актуальности. Выявление фактов нелегальной занятости предлагается рассматривать в качестве основания для внеплановой проверки органами надзора.
Статья: Уважение человека труда как конституционная гарантия повышения качества трудовой жизни работников
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Принятый спустя год, во время разгара пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" <4> национальными интересами, как объективно значимыми потребностями личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии, провозгласил сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. Целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала становятся устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина, что планируется реализовать в том числе с помощью увеличения реальных доходов населения, формирования условий для активного участия в жизни общества лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц старших возрастных групп, устранения диспропорций на рынке труда, дефицита инженерных и рабочих кадров, сокращения неформальной занятости, легализации трудовых отношений, повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, вовлечения в трудовую деятельность работников, высвобождаемых в связи с автоматизацией производственных процессов, в том числе проживающих в моногородах и т.д.
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Принятый спустя год, во время разгара пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" <4> национальными интересами, как объективно значимыми потребностями личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии, провозгласил сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. Целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала становятся устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина, что планируется реализовать в том числе с помощью увеличения реальных доходов населения, формирования условий для активного участия в жизни общества лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц старших возрастных групп, устранения диспропорций на рынке труда, дефицита инженерных и рабочих кадров, сокращения неформальной занятости, легализации трудовых отношений, повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, вовлечения в трудовую деятельность работников, высвобождаемых в связи с автоматизацией производственных процессов, в том числе проживающих в моногородах и т.д.
Статья: Надзор за соблюдением прав граждан в сферах оплаты труда и занятости населения
(Демешин Д.В., Карасев А.Е.)
("Законность", 2021, N 12)Ключевые слова: оплата труда, легализация трудовых отношений, занятость, безработица, прокурорский надзор.
(Демешин Д.В., Карасев А.Е.)
("Законность", 2021, N 12)Ключевые слова: оплата труда, легализация трудовых отношений, занятость, безработица, прокурорский надзор.
Статья: Противодействие нелегальной занятости в Российской Федерации: влияние на состояние рынка труда
(Миронова С.М., Литвиненко З.Г.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)"Неформальная занятость" упоминается в первую очередь в стратегических документах. Например, в Стратегии национальной безопасности РФ "сокращение неформальной занятости" определяется как одна из задач по обеспечению экономической безопасности РФ <4>. В этой же задаче упоминается и необходимость "легализации трудовых отношений", что формально можно определить как аналог противодействию нелегальной занятости. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в качестве проблемы отмечается рост уровня неформальной занятости в сфере малого и среднего бизнеса <5>.
(Миронова С.М., Литвиненко З.Г.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)"Неформальная занятость" упоминается в первую очередь в стратегических документах. Например, в Стратегии национальной безопасности РФ "сокращение неформальной занятости" определяется как одна из задач по обеспечению экономической безопасности РФ <4>. В этой же задаче упоминается и необходимость "легализации трудовых отношений", что формально можно определить как аналог противодействию нелегальной занятости. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в качестве проблемы отмечается рост уровня неформальной занятости в сфере малого и среднего бизнеса <5>.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Необходимость адаптации (возможности и риски). Распределение функций работодателя между несколькими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями может быть полезно как для работодателей, так и для работников. В российской литературе можно встретить предложения о легализации трудовых отношений, в которых в качестве работодателей выступает "кластер" из нескольких работодателей <1>. Работодатели получают возможность использовать труд работников более "точечно" и дозированно - в той мере, в какой этот труд им нужен в данный момент. Работники получают возможность более полной и продуктивной занятости с соответствующей оплатой. Стабильность занятости в такой ситуации растет и, соответственно, падает уровень ее неустойчивости и с точки зрения простоя, и с точки зрения рисков увольнения. Поскольку в данной схеме снижается риск простоя работника, работающего у одного работодателя, ее использование должно позитивно сказываться и на уровне производительности труда в экономике в целом, что следует признать весьма важным фактором с учетом ее низкого уровня в России <2>.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Необходимость адаптации (возможности и риски). Распределение функций работодателя между несколькими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями может быть полезно как для работодателей, так и для работников. В российской литературе можно встретить предложения о легализации трудовых отношений, в которых в качестве работодателей выступает "кластер" из нескольких работодателей <1>. Работодатели получают возможность использовать труд работников более "точечно" и дозированно - в той мере, в какой этот труд им нужен в данный момент. Работники получают возможность более полной и продуктивной занятости с соответствующей оплатой. Стабильность занятости в такой ситуации растет и, соответственно, падает уровень ее неустойчивости и с точки зрения простоя, и с точки зрения рисков увольнения. Поскольку в данной схеме снижается риск простоя работника, работающего у одного работодателя, ее использование должно позитивно сказываться и на уровне производительности труда в экономике в целом, что следует признать весьма важным фактором с учетом ее низкого уровня в России <2>.
Статья: Организация надзора в сфере неформальной занятости
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)Проверки организаций на предмет легализации трудовых отношений в целях повышения их результативности необходимо проводить с выходом на место с привлечением специалистов контролирующих органов.
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)Проверки организаций на предмет легализации трудовых отношений в целях повышения их результативности необходимо проводить с выходом на место с привлечением специалистов контролирующих органов.
Статья: Презумпция трудового характера отношений в свете тенденций развития судебной практики
(Клепалова Ю.И., Незнамов А.В., Щербакова О.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)<15> Лушникова М. О легализации презумпции трудовых отношений // Вопросы трудового права. 2014. N 4. С. 15 - 19.
(Клепалова Ю.И., Незнамов А.В., Щербакова О.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)<15> Лушникова М. О легализации презумпции трудовых отношений // Вопросы трудового права. 2014. N 4. С. 15 - 19.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)Проект подготовлен во исполнение ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", п. 22 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона N 565-ФЗ, утвержденного Правительством РФ 22.12.2023 N 20863-П45-ТГ, п. 8 плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022 - 2024 годы, утвержденного на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда (п. 2 разд. I протокола от 03.12.2021 N 16).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)Проект подготовлен во исполнение ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", п. 22 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона N 565-ФЗ, утвержденного Правительством РФ 22.12.2023 N 20863-П45-ТГ, п. 8 плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022 - 2024 годы, утвержденного на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда (п. 2 разд. I протокола от 03.12.2021 N 16).
Статья: Юридическая ответственность за уклонение от оформления трудового договора: проблемы правоприменения
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)В статье рассматриваются некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора; вопросы снижения уровня неформальной занятости и легализации трудовых отношений. Обращается внимание на то, что обязанность по надлежащему оформлению трудового договора законом возложена на работодателя. Делается вывод, что, руководствуясь экономической выгодой, работодатели часто игнорируют соблюдение требований статей 16, 67 Трудового кодекса РФ, вследствие чего работники фактически лишаются права на получение предусмотренных трудовым законодательством гарантий. Изложение теоретических положений подкреплено материалами судебной практики. В статье утверждается, что законодателем предусмотрена дополнительная защита прав работников посредством закрепления в ТК РФ нормы о том, что трудовые отношения возникают не только на основании подписанного трудового договора, но и в связи с фактическим допуском лица к работе работодателем.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)В статье рассматриваются некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора; вопросы снижения уровня неформальной занятости и легализации трудовых отношений. Обращается внимание на то, что обязанность по надлежащему оформлению трудового договора законом возложена на работодателя. Делается вывод, что, руководствуясь экономической выгодой, работодатели часто игнорируют соблюдение требований статей 16, 67 Трудового кодекса РФ, вследствие чего работники фактически лишаются права на получение предусмотренных трудовым законодательством гарантий. Изложение теоретических положений подкреплено материалами судебной практики. В статье утверждается, что законодателем предусмотрена дополнительная защита прав работников посредством закрепления в ТК РФ нормы о том, что трудовые отношения возникают не только на основании подписанного трудового договора, но и в связи с фактическим допуском лица к работе работодателем.