Квалификация учителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификация учителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к учителю физической культуры?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к учителю физической культуры?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к учителю физической культуры?
Вопрос: Срок действия высшей квалификационной категории учителя должен был закончиться 20.10.2020, он подал заявление в аттестационную комиссию о продлении категории. Комиссия приняла решение об отказе в установлении высшей квалификационной категории. Распространялось ли на него действие Приказа от 11.12.2020 N 713?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р
(ред. от 18.10.2018)
<Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года>профессиональное развитие и повышение квалификации учителей и преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;
(ред. от 18.10.2018)
<Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года>профессиональное развитие и повышение квалификации учителей и преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Сказанное не означает, что лицо, занимающееся педагогической деятельностью или планирующее ей заниматься, должно иметь именно педагогическое образование. На данный момент такое условие отсутствует. Основной подзаконный нормативный акт в этой сфере - Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"; раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" содержит, к примеру, такие требования к квалификации учителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. На практике это означает, что например, специалист, имеющий квалификацию "Юриспруденция" или "Политология", вправе преподавать в школе историю и (или) обществознание. Специалист по направлению "Химия и технология сорбентов" может преподавать химию в образовательной организации.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Сказанное не означает, что лицо, занимающееся педагогической деятельностью или планирующее ей заниматься, должно иметь именно педагогическое образование. На данный момент такое условие отсутствует. Основной подзаконный нормативный акт в этой сфере - Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"; раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" содержит, к примеру, такие требования к квалификации учителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. На практике это означает, что например, специалист, имеющий квалификацию "Юриспруденция" или "Политология", вправе преподавать в школе историю и (или) обществознание. Специалист по направлению "Химия и технология сорбентов" может преподавать химию в образовательной организации.
Статья: Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте
(Дюжева Е.В., Полякова Я.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)В статье рассматривается клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте, что важно при работе с несовершеннолетними осужденными. Эффективная педагогическая и медико-психологическая коррекция и предупреждение различных девиаций поведения подростков могут быть осуществлены только при правильной квалификации учителями и родителями психических состояний воспитуемых. Поэтому изучение клинических вариантов нарушения поведения учащихся, уточнение предпосылок и условий формирования аномального поведения с целью разработки адекватных приемов его преодоления и профилактики представляется весьма актуальной задачей для исправления несовершеннолетних осужденных уголовно-исполнительной системы.
(Дюжева Е.В., Полякова Я.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)В статье рассматривается клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте, что важно при работе с несовершеннолетними осужденными. Эффективная педагогическая и медико-психологическая коррекция и предупреждение различных девиаций поведения подростков могут быть осуществлены только при правильной квалификации учителями и родителями психических состояний воспитуемых. Поэтому изучение клинических вариантов нарушения поведения учащихся, уточнение предпосылок и условий формирования аномального поведения с целью разработки адекватных приемов его преодоления и профилактики представляется весьма актуальной задачей для исправления несовершеннолетних осужденных уголовно-исполнительной системы.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к должности учителя-логопеда?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к должности учителя-логопеда?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к должности учителя-логопеда?
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Судебная практика. Признается получением второго высшего образования обучение по программе магистратуры "Информационные системы и технологии" работником, имеющим диплом специалиста с присуждением квалификации "учитель географии и биологии" (обучение по очной форме проходило в течение 5 лет).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Судебная практика. Признается получением второго высшего образования обучение по программе магистратуры "Информационные системы и технологии" работником, имеющим диплом специалиста с присуждением квалификации "учитель географии и биологии" (обучение по очной форме проходило в течение 5 лет).
Статья: Практика образования в области прав человека: опыт Совета Европы и Российской Федерации
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Не раз на проблемы преподавания прав человека обращал внимание и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Так, Совет констатирует, что "...по советской традиции обществознание вообще и изучение прав человека в частности пока остается среди школьных дисциплин на положении нелюбимой падчерицы. В СССР это имело идеологическое обоснование, но сейчас, когда возрастает ценность прав и свобод человека, в условиях важности качества государственного управления (которое невозможно обеспечить без адекватно подготовленных кадров), сложившаяся ситуация, по мнению Совета, является неприемлемой" <17>. Совет считает, что неприемлемо низкое качество учебников по праву и обществознанию, зачастую упрощенные и бессистемные сведения из различных отраслей права, использование в учебных материалах устаревшего законодательства, недостаточная подготовка и квалификация учителей-предметников, формализм, непринятие конституционных взглядов и ценностей среди учителей являются повсеместной практикой и реально сложившимся положением дел. Консультативный орган рекомендовал Министерству просвещения Российской Федерации заняться совершенствованием школьных учебников по обществознанию и праву, выработать концепцию преподавания в школе прав человека, разработать соответствующие методические рекомендации для учителей, организовать систему повышения квалификации учителей обществознания с привлечением к их обучению профессорско-преподавательского состава ведущих вузов страны.
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Не раз на проблемы преподавания прав человека обращал внимание и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Так, Совет констатирует, что "...по советской традиции обществознание вообще и изучение прав человека в частности пока остается среди школьных дисциплин на положении нелюбимой падчерицы. В СССР это имело идеологическое обоснование, но сейчас, когда возрастает ценность прав и свобод человека, в условиях важности качества государственного управления (которое невозможно обеспечить без адекватно подготовленных кадров), сложившаяся ситуация, по мнению Совета, является неприемлемой" <17>. Совет считает, что неприемлемо низкое качество учебников по праву и обществознанию, зачастую упрощенные и бессистемные сведения из различных отраслей права, использование в учебных материалах устаревшего законодательства, недостаточная подготовка и квалификация учителей-предметников, формализм, непринятие конституционных взглядов и ценностей среди учителей являются повсеместной практикой и реально сложившимся положением дел. Консультативный орган рекомендовал Министерству просвещения Российской Федерации заняться совершенствованием школьных учебников по обществознанию и праву, выработать концепцию преподавания в школе прав человека, разработать соответствующие методические рекомендации для учителей, организовать систему повышения квалификации учителей обществознания с привлечением к их обучению профессорско-преподавательского состава ведущих вузов страны.
Статья: Отдельные проблемы, связанные с правом на труд медицинских работников (часть первая)
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Как известно, направлений подготовки "медицинская логопедия" и "медицинская психология" не существует. Перечнем направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 4 <10>, предусмотрены специальность "логопедия" (квалификация "учитель-логопед") и "клиническая психология" (квалификация "психолог", "клинический психолог"). Существует лишь направление подготовки "медицинская физика", но с квалификацией "физик". Подтверждением изложенному служат Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N 206н <11>.
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Как известно, направлений подготовки "медицинская логопедия" и "медицинская психология" не существует. Перечнем направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 4 <10>, предусмотрены специальность "логопедия" (квалификация "учитель-логопед") и "клиническая психология" (квалификация "психолог", "клинический психолог"). Существует лишь направление подготовки "медицинская физика", но с квалификацией "физик". Подтверждением изложенному служат Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N 206н <11>.
Статья: Профессионально-статусные аспекты правовых отношений в кадровом делопроизводстве
(Гурьева Н.Ю.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)Однако создается впечатление, что ОКПДТР-23 требует внимательного изучения и корректного редактирования как в целях обновления списка профессий и специальностей в соответствии с современным развитием экономики и системы хозяйствования, так и для устранения отдельных неточностей, неоправданного дублирования. Например, как разные специальности служащих (с различным кодом) обозначены учитель, учитель (средней квалификации), преподаватель (в средней школе) преподаватель (в начальной школе), или как разные профессии (также с различным кодом ОКПДТР) обозначены тренеры, в том числе как рабочая профессия есть и тренер лошадей. Требует унификации и ряд атрибуций с использованием сложных словосочетаний, а также примеров неоправданной паронимии.
(Гурьева Н.Ю.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)Однако создается впечатление, что ОКПДТР-23 требует внимательного изучения и корректного редактирования как в целях обновления списка профессий и специальностей в соответствии с современным развитием экономики и системы хозяйствования, так и для устранения отдельных неточностей, неоправданного дублирования. Например, как разные специальности служащих (с различным кодом) обозначены учитель, учитель (средней квалификации), преподаватель (в средней школе) преподаватель (в начальной школе), или как разные профессии (также с различным кодом ОКПДТР) обозначены тренеры, в том числе как рабочая профессия есть и тренер лошадей. Требует унификации и ряд атрибуций с использованием сложных словосочетаний, а также примеров неоправданной паронимии.