Квалификация административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификация административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Малозначительность административного правонарушения (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, независимо от установленной санкции. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, независимо от установленной санкции. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение законодательства об экспортном контроле
(КонсультантПлюс, 2025)1. Квалификация административных правонарушений в сфере экспортного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)1. Квалификация административных правонарушений в сфере экспортного контроля
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Особенности реализации отдельных положений КоАП РФ и некоторые проблемы правоприменения"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Квалификация административного правонарушения - это установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава административного правонарушения, предусмотренного нормами законодательства об административных правонарушениях.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Квалификация административного правонарушения - это установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава административного правонарушения, предусмотренного нормами законодательства об административных правонарушениях.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информацииIII. Квалификация административного правонарушения, связанного с непредставлением и нераскрытием акционерным обществом информации, в качестве малозначительного
Статья: Концептуальные подходы совершенствования института административной ответственности в механизме административно-правового воздействия (к 80-летию доктора юридических наук, профессора В.Е. Севрюгина)
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Важность выделения признака "общественная вредность" для современного периода состоит в том, что в его отсутствии в действующем КоАП РФ юристы-правоприменители признают недостаток характеризующих оснований для квалификации административных правонарушений. Именно поэтому при обсуждении нового текста проекта КоАП РФ на сессии XII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) 28 июня 2024 г. с названием "Законодательство об административных правонарушениях: вопросы процессуального права" было отмечено о закреплении в определении административного правонарушения признака общественной вредности <20>.
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Важность выделения признака "общественная вредность" для современного периода состоит в том, что в его отсутствии в действующем КоАП РФ юристы-правоприменители признают недостаток характеризующих оснований для квалификации административных правонарушений. Именно поэтому при обсуждении нового текста проекта КоАП РФ на сессии XII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) 28 июня 2024 г. с названием "Законодательство об административных правонарушениях: вопросы процессуального права" было отмечено о закреплении в определении административного правонарушения признака общественной вредности <20>.
Статья: Особенности квалификации административных правонарушений, несущих деструктивный характер, в условиях формирования информационного общества (на примере ч. 1.1 ст. 6.13 КоАП РФ и ст. 6.13.1 КоАП РФ)
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)"Административное право и процесс", 2023, N 10
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)"Административное право и процесс", 2023, N 10
Статья: Длящееся административное правонарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Значение правильной квалификации административного правонарушения в качестве длящегося проявляется не только в определении сроков давности привлечения к административной ответственности, но и в применении к нему правил ч. 4, 5 ст. 4.1 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Поскольку длящееся административное правонарушение может быть окончено юридически - путем привлечения виновного к административной ответственности, то фактическое продолжение будет означать повторное совершение данного правонарушения, за которое виновный должен нести ответственность (вопрос 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях / Под ред. О.А. Егоровой. М.: Статут, 2014). По мнению О.В. Панковой, положения ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ не применяются при назначении административного наказания за длящееся административное правонарушение, которое ни фактически, ни юридически еще не окончено.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Значение правильной квалификации административного правонарушения в качестве длящегося проявляется не только в определении сроков давности привлечения к административной ответственности, но и в применении к нему правил ч. 4, 5 ст. 4.1 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Поскольку длящееся административное правонарушение может быть окончено юридически - путем привлечения виновного к административной ответственности, то фактическое продолжение будет означать повторное совершение данного правонарушения, за которое виновный должен нести ответственность (вопрос 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях / Под ред. О.А. Егоровой. М.: Статут, 2014). По мнению О.В. Панковой, положения ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ не применяются при назначении административного наказания за длящееся административное правонарушение, которое ни фактически, ни юридически еще не окончено.
Последние изменения: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Вопросы касаются квалификации административных правонарушений и производства по делам о них, исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, а также расчета размера административного штрафа. Определено, в частности, что при квалификации деяния по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ следует учитывать, что юрлицо, выполняя обязанность представить запрашиваемую антимонопольным органом информацию, не обязано истребовать ее у третьих лиц, обобщать, систематизировать и излагать в формах, не предусмотренных законодательством (п. 19 Обзора).
(КонсультантПлюс, 2025)Вопросы касаются квалификации административных правонарушений и производства по делам о них, исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, а также расчета размера административного штрафа. Определено, в частности, что при квалификации деяния по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ следует учитывать, что юрлицо, выполняя обязанность представить запрашиваемую антимонопольным органом информацию, не обязано истребовать ее у третьих лиц, обобщать, систематизировать и излагать в формах, не предусмотренных законодательством (п. 19 Обзора).
Статья: Обращения в прокуратуру и гласность прокурорской деятельности: анализ взаимного влияния качественных характеристик
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)<7> См. подробнее: Проблемы квалификации административных правонарушений, возбуждение дел по которым относится к исключительной компетенции прокуроров: Монография. М.: Проспект, 2021. С. 49 - 50.
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)<7> См. подробнее: Проблемы квалификации административных правонарушений, возбуждение дел по которым относится к исключительной компетенции прокуроров: Монография. М.: Проспект, 2021. С. 49 - 50.
Статья: Понятие и критерии малозначительности совершенного административного правонарушения
(Попов А.В., Фомина И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 2)Э.В. Сергеева, рассматривая проблему квалификации административного правонарушения как малозначительного при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, считает, что "возможные критерии малозначительности правонарушения могут быть связаны:
(Попов А.В., Фомина И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 2)Э.В. Сергеева, рассматривая проблему квалификации административного правонарушения как малозначительного при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, считает, что "возможные критерии малозначительности правонарушения могут быть связаны:
Статья: Административная ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также государственной и иной охраняемой законом тайны
(Овсянников П.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)В статье автором проведено разграничение понятий "персональные данные" и "тайна". Указанное имеет принципиальное значение при квалификации административных правонарушений в области связи и информации. Сделан вывод относительно административной ответственности средств массовой информации за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области государственной и иной охраняемой законом тайны и персональных данных.
(Овсянников П.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)В статье автором проведено разграничение понятий "персональные данные" и "тайна". Указанное имеет принципиальное значение при квалификации административных правонарушений в области связи и информации. Сделан вывод относительно административной ответственности средств массовой информации за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области государственной и иной охраняемой законом тайны и персональных данных.
Статья: К вопросу о признании малозначительными некоторых административных правонарушений в сфере финансового мониторинга
(Прошунин М.М., Салюк А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Кроме того, согласно п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" "квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния" <5>.
(Прошунин М.М., Салюк А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Кроме того, согласно п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" "квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния" <5>.
Статья: Вопросы привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Рукавишников С.М.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 1)Административная ответственность является постоянным объектом исследований в научной сфере. Вопросы, связанные с производством по делам об административных правонарушениях, квалификацией административных правонарушений, привлечением лиц к административной ответственности, рассматривались многими авторами [2; 3; 8; 13; 16 и др.]. Исследования в области административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе проводились Л.В. Борисовой и А.А. Саволайнен [1], В.С. Ворошиловым и В.А. Тищенко [4], Е.В. Евсиковой и Е.М. Севастьяновым [5], И.В. Курлевским и Г.В. Огриной [9], Г.С. Спирчаговым [12], А.Е. Юрициным и Ю.Б. Лавровым [14]. Тема запрета на объединение в составе одного лота товаров, работ, услуг освещалась в работах В.В. Кваниной [6], Д.А. Плеханова [10]. При проведении фундаментальных исследований по административному праву авторами анализировались вопросы осуществления государственных закупок и антимонопольного регулирования [15, с. 187 - 210, 225 - 248]. Вместе с тем специфика антимонопольного запрета в сфере осуществления закупок на включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, должного освещения не получила. Необходимо выявление особенностей применения мер административного принуждения за данное правонарушение. Вопрос о привлечении должностных лиц - заказчиков к административной ответственности по ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требует детального рассмотрения.
(Рукавишников С.М.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 1)Административная ответственность является постоянным объектом исследований в научной сфере. Вопросы, связанные с производством по делам об административных правонарушениях, квалификацией административных правонарушений, привлечением лиц к административной ответственности, рассматривались многими авторами [2; 3; 8; 13; 16 и др.]. Исследования в области административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе проводились Л.В. Борисовой и А.А. Саволайнен [1], В.С. Ворошиловым и В.А. Тищенко [4], Е.В. Евсиковой и Е.М. Севастьяновым [5], И.В. Курлевским и Г.В. Огриной [9], Г.С. Спирчаговым [12], А.Е. Юрициным и Ю.Б. Лавровым [14]. Тема запрета на объединение в составе одного лота товаров, работ, услуг освещалась в работах В.В. Кваниной [6], Д.А. Плеханова [10]. При проведении фундаментальных исследований по административному праву авторами анализировались вопросы осуществления государственных закупок и антимонопольного регулирования [15, с. 187 - 210, 225 - 248]. Вместе с тем специфика антимонопольного запрета в сфере осуществления закупок на включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, должного освещения не получила. Необходимо выявление особенностей применения мер административного принуждения за данное правонарушение. Вопрос о привлечении должностных лиц - заказчиков к административной ответственности по ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требует детального рассмотрения.