Квалификационные требования к участникам закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационные требования к участникам закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конкурс по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с... [Типовым положением о закупке - ред.]... установлено требование к участникам закупки, что при необходимости заказчик вправе предъявить к участникам закупки следующие квалификационные требования: отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние два года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в Единой информационной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с... [Типовым положением о закупке - ред.]... установлено требование к участникам закупки, что при необходимости заказчик вправе предъявить к участникам закупки следующие квалификационные требования: отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние два года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в Единой информационной системе.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 269 "Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции" АПК РФ"Действуя в пределах полномочий, предусмотренных статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции самостоятельно исследовал обстоятельства дела и пришел к выводу о том, что при проведении электронного аукциона N 0134300003120000001 и при установлении требований к квалификации участников закупки администрации следовало руководствоваться пунктом 2(3) Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Дополнительные требования)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об оценке заявок участников закупки по критерию "квалификация участников закупки".
(Письмо Минфина России от 30.05.2023 N 24-06-09/49516)Вопрос: Об оценке заявок участников закупки по критерию "квалификация участников закупки".
(Письмо Минфина России от 30.05.2023 N 24-06-09/49516)Вопрос: Об оценке заявок участников закупки по критерию "квалификация участников закупки".
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2.2.1. Квалификационные требования к участникам закупки
(КонсультантПлюс, 2025)2.2.1. Квалификационные требования к участникам закупки
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам"Суд: характер занятости работников участника не может влиять на оценку заявок по Закону N 223-ФЗ (17.10.2025)
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604
(ред. от 23.09.2024)
"Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"V. Оценка заявок по критерию оценки "квалификация
(ред. от 23.09.2024)
"Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"V. Оценка заявок по критерию оценки "квалификация
Статья: Коллективное участие в закупках только среди субъектов МСП: быть или не быть?
(Байрашев В., Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)С практической точки зрения данная правовая позиция Верховного Суда РФ означает необходимость допуска к участию заявки коллективного участника закупки, если хотя бы одно лицо, входящее в состав коллективного участника закупки, соответствует предъявляемому квалификационному требованию к участникам закупки (наличие лицензий, опыта, материально-технических ресурсов, персонала и пр.) <4>. Также из правовой позиции Верховного Суда РФ следует необходимость суммирования индивидуальных показателей участников закупки при оценке по критериям оценки заявок (показатели опыта, персонала, материально-технических ресурсов и т.д.) <5>. При этом с учетом подхода Верховного Суда РФ отклонение заявки коллективного участника закупки возможно в случае несоответствия одного из лиц, входящих в состав коллективного участника закупки, одному из обязательных требований документации о закупке, например при отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков <6> или присутствии участника закупки в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства <7>.
(Байрашев В., Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)С практической точки зрения данная правовая позиция Верховного Суда РФ означает необходимость допуска к участию заявки коллективного участника закупки, если хотя бы одно лицо, входящее в состав коллективного участника закупки, соответствует предъявляемому квалификационному требованию к участникам закупки (наличие лицензий, опыта, материально-технических ресурсов, персонала и пр.) <4>. Также из правовой позиции Верховного Суда РФ следует необходимость суммирования индивидуальных показателей участников закупки при оценке по критериям оценки заявок (показатели опыта, персонала, материально-технических ресурсов и т.д.) <5>. При этом с учетом подхода Верховного Суда РФ отклонение заявки коллективного участника закупки возможно в случае несоответствия одного из лиц, входящих в состав коллективного участника закупки, одному из обязательных требований документации о закупке, например при отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков <6> или присутствии участника закупки в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства <7>.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Установление квалификационных требований к участникам закупки о наличии материально-технических ресурсов на этапе подачи заявки налагает дополнительные финансовые обязательства, что необоснованно ограничивает количество участников закупки и нарушает требования Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Установление квалификационных требований к участникам закупки о наличии материально-технических ресурсов на этапе подачи заявки налагает дополнительные финансовые обязательства, что необоснованно ограничивает количество участников закупки и нарушает требования Закона о закупках.
Статья: Подготовка корпоративными заказчиками возражений на жалобы в ФАС России
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Пример 1. Участник закупки обжалует установленные в соответствии с положением о закупке квалификационные требования к участникам закупки (наличие опыта оказания услуг в размере 20% НМЦД), просит выдать предписание о внесении изменений в документацию о закупке. По мнению участника закупки, указанные требования нарушают ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, а также не соответствуют положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд...".
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Пример 1. Участник закупки обжалует установленные в соответствии с положением о закупке квалификационные требования к участникам закупки (наличие опыта оказания услуг в размере 20% НМЦД), просит выдать предписание о внесении изменений в документацию о закупке. По мнению участника закупки, указанные требования нарушают ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, а также не соответствуют положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд...".
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Подводя итоги по теме главы, отметим, что принципиальных изменений в практике установления квалификационных требований к участникам закупки в 2018 - 2024 гг. не произошло. Суды и территориальные антимонопольные органы по-прежнему считают возможным установление квалификационных требований к участникам закупки о наличии опыта, материально-технических, трудовых и иных ресурсов, если они соответствуют предмету закупки.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Подводя итоги по теме главы, отметим, что принципиальных изменений в практике установления квалификационных требований к участникам закупки в 2018 - 2024 гг. не произошло. Суды и территориальные антимонопольные органы по-прежнему считают возможным установление квалификационных требований к участникам закупки о наличии опыта, материально-технических, трудовых и иных ресурсов, если они соответствуют предмету закупки.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно доводу заявителя Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлено квалификационное требование к участникам закупки о наличии опыта по предмету закупки в части установления положения о необходимости представления в составе заявки документов, подтверждающих оплату по договорам, представленных с целью подтверждения наличия такого опыта (далее - Требование).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно доводу заявителя Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлено квалификационное требование к участникам закупки о наличии опыта по предмету закупки в части установления положения о необходимости представления в составе заявки документов, подтверждающих оплату по договорам, представленных с целью подтверждения наличия такого опыта (далее - Требование).
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Заказчиком в документации о Закупке ненадлежащим образом установлено квалификационное требование к участникам Закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Заказчиком в документации о Закупке ненадлежащим образом установлено квалификационное требование к участникам Закупки.
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Правда, основания для включения в черный список в этих организациях совершенно иные по сравнению с российским РНП. В санкционный список по решению специальной комиссии банка включаются компании, которые уличены в мошенничестве и коррупции. Под понятие "мошенничество" подпадают в том числе фальсификация/подделка документов, сговор на торгах и организация мошеннических схем. Именно эти факты у них считаются признаками недобросовестности. Уклонение от заключения контрактов по результатам торгов или расторжение контракта в силу его неисполнения не являются основаниями для применения к таким поставщикам мер ответственности в виде включения в санкционный список с последующим лишением их возможности участия в закупках. Снижение риска победы поставщиков, которые в последующем не смогут подписать контракт или исполнить его, на торгах у вышеуказанных организаций и получателей их займов/грантов достигается в большей степени за счет обязательного применения квалификационных требований к участникам закупок, что прямо указано в Руководстве о закупках Всемирного банка <5>.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Правда, основания для включения в черный список в этих организациях совершенно иные по сравнению с российским РНП. В санкционный список по решению специальной комиссии банка включаются компании, которые уличены в мошенничестве и коррупции. Под понятие "мошенничество" подпадают в том числе фальсификация/подделка документов, сговор на торгах и организация мошеннических схем. Именно эти факты у них считаются признаками недобросовестности. Уклонение от заключения контрактов по результатам торгов или расторжение контракта в силу его неисполнения не являются основаниями для применения к таким поставщикам мер ответственности в виде включения в санкционный список с последующим лишением их возможности участия в закупках. Снижение риска победы поставщиков, которые в последующем не смогут подписать контракт или исполнить его, на торгах у вышеуказанных организаций и получателей их займов/грантов достигается в большей степени за счет обязательного применения квалификационных требований к участникам закупок, что прямо указано в Руководстве о закупках Всемирного банка <5>.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (декабрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Заказчиком в документации о Закупке ненадлежащим образом установлены квалификационные требования к участникам Закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Заказчиком в документации о Закупке ненадлежащим образом установлены квалификационные требования к участникам Закупки.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исходя из Жалобы Заявителем оспариваются действия Заказчика, неправомерно установившегося квалификационное требование к участникам закупки о наличии опыта оказания услуг по комплексной уборке внутренних помещений.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исходя из Жалобы Заявителем оспариваются действия Заказчика, неправомерно установившегося квалификационное требование к участникам закупки о наличии опыта оказания услуг по комплексной уборке внутренних помещений.