Курсы валют ЦБ 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Курсы валют ЦБ 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет - 2025"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2025)- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей при покупке иностранной валюты по курсу выше курса ЦБ РФ (продаже иностранной валюты по курсу ниже курса ЦБ РФ) (письмо Минфина России от 15 января 2020 года N 03-11-11/1310);
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2025)- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей при покупке иностранной валюты по курсу выше курса ЦБ РФ (продаже иностранной валюты по курсу ниже курса ЦБ РФ) (письмо Минфина России от 15 января 2020 года N 03-11-11/1310);
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"), операции по продаже иностранной валюты, если она продана по курсу выше, чем курс, установленный Банком России на дату продажи?..
(Консультация эксперта, 2026)Таким образом, организация, применяющая УСН, включает в состав доходов разницу, образовавшуюся в связи с превышением курса продажи валюты над курсом, установленным Банком России. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 15.01.2020 N 03-11-11/1310.
(Консультация эксперта, 2026)Таким образом, организация, применяющая УСН, включает в состав доходов разницу, образовавшуюся в связи с превышением курса продажи валюты над курсом, установленным Банком России. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 15.01.2020 N 03-11-11/1310.
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аккредитив и задаток в договоре поставки
(КонсультантПлюс, 2026)...суды, установив, что договором стороны предусмотрели возможность оплаты товара в иной форме, не запрещенной действующим российским законодательством, определили курс валюты при осуществлении платежа, поэтому ответчик рассчитался по аккредитиву (о чем продавец был должным образом уведомлен) согласно условиям договора, при этом денежные средства в размере второго платежа, необходимые для оплаты товара, списаны со счета покупателя 26.02.2020 при открытии аккредитива по курсу валюты к валюте платежа, котируемому ЦБ РФ на дату списания денежных средств расчетного счета платежа, учитывая извещение общества его банком об открытии аккредитива... 28.02.2020 (то есть оно заведомо знало и осознавало, что получение полного расчета по договору зависит от его соответствующих действий), однако истец направил письмо в сбербанк лишь в апреле 2020 года, приняв тем самым на себя риски, связанные с увеличением стоимости товара в рублях за счет увеличения курса евро, констатировали полную своевременную оплату товара. В связи с чем суды правомерно отказали в иске..."
(КонсультантПлюс, 2026)...суды, установив, что договором стороны предусмотрели возможность оплаты товара в иной форме, не запрещенной действующим российским законодательством, определили курс валюты при осуществлении платежа, поэтому ответчик рассчитался по аккредитиву (о чем продавец был должным образом уведомлен) согласно условиям договора, при этом денежные средства в размере второго платежа, необходимые для оплаты товара, списаны со счета покупателя 26.02.2020 при открытии аккредитива по курсу валюты к валюте платежа, котируемому ЦБ РФ на дату списания денежных средств расчетного счета платежа, учитывая извещение общества его банком об открытии аккредитива... 28.02.2020 (то есть оно заведомо знало и осознавало, что получение полного расчета по договору зависит от его соответствующих действий), однако истец направил письмо в сбербанк лишь в апреле 2020 года, приняв тем самым на себя риски, связанные с увеличением стоимости товара в рублях за счет увеличения курса евро, констатировали полную своевременную оплату товара. В связи с чем суды правомерно отказали в иске..."
Нормативные акты
Справочная информация: "Курсы иностранных валют, установленные Центральным банком Российской Федерации в 2020 году"ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Порядок по подготовке информации по расчету норматива достаточности капитала"
(утв. Банком России 25.09.2026)Суммы в иностранной валюте указываются в рублевом эквиваленте, определяемом по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России в соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2020, N 31, ст. 5018) (далее - курс иностранной валюты, установленный Банком России), по состоянию на дату расчета норматива достаточности капитала. Величина требований/обязательств, предметом которых являются драгоценные металлы, отражается в рублевом эквиваленте, определяемом по учетной цене на аффинированные драгоценные металлы на дату расчета норматива достаточности капитала, установленной Банком России в соответствии с пунктами 1 - 4 Указания Банка России от 28 мая 2003 года N 1283-У "О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года N 4759 (далее - Указание Банка России N 1283-У).
(утв. Банком России 25.09.2026)Суммы в иностранной валюте указываются в рублевом эквиваленте, определяемом по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России в соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2020, N 31, ст. 5018) (далее - курс иностранной валюты, установленный Банком России), по состоянию на дату расчета норматива достаточности капитала. Величина требований/обязательств, предметом которых являются драгоценные металлы, отражается в рублевом эквиваленте, определяемом по учетной цене на аффинированные драгоценные металлы на дату расчета норматива достаточности капитала, установленной Банком России в соответствии с пунктами 1 - 4 Указания Банка России от 28 мая 2003 года N 1283-У "О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года N 4759 (далее - Указание Банка России N 1283-У).
Готовое решение: Как оформить и представить авансовый отчет по командировке
(КонсультантПлюс, 2026)Если командированный работник не может подтвердить курс обмена из-за отсутствия первичного документа, то сумма в валюте пересчитывается по официальному курсу, установленному Банком России на дату выдачи подотчетных сумм (Письма Минфина России от 19.08.2022 N 07-01-09/81220, от 19.06.2020 N 03-03-06/1/52967, от 05.07.2019 N 03-03-06/1/49809).
(КонсультантПлюс, 2026)Если командированный работник не может подтвердить курс обмена из-за отсутствия первичного документа, то сумма в валюте пересчитывается по официальному курсу, установленному Банком России на дату выдачи подотчетных сумм (Письма Минфина России от 19.08.2022 N 07-01-09/81220, от 19.06.2020 N 03-03-06/1/52967, от 05.07.2019 N 03-03-06/1/49809).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2026)В пункте 18 комментируемой статьи определен порядок взыскания страховых взносов со счетов страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте: взыскание производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте России по курсу Банка России, установленному на дату продажи иностранной валюты; при взыскании средств, находящихся на счетах в иностранной валюте, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа СФР одновременно с поручением территориального органа СФР на перечисление страховых взносов направляет поручение банку (иной кредитной организации) на продажу не позднее следующего операционного дня иностранной валюты страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя; расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет страхователя. То, что речь идет именно об операционном дне, уточнено изменением, внесенным с 8 января 2020 г. Законом 2019 г. N 486-ФЗ. О понятии операционного дня см. комментарий к ст. 22.2 Закона.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2026)В пункте 18 комментируемой статьи определен порядок взыскания страховых взносов со счетов страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте: взыскание производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте России по курсу Банка России, установленному на дату продажи иностранной валюты; при взыскании средств, находящихся на счетах в иностранной валюте, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа СФР одновременно с поручением территориального органа СФР на перечисление страховых взносов направляет поручение банку (иной кредитной организации) на продажу не позднее следующего операционного дня иностранной валюты страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя; расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет страхователя. То, что речь идет именно об операционном дне, уточнено изменением, внесенным с 8 января 2020 г. Законом 2019 г. N 486-ФЗ. О понятии операционного дня см. комментарий к ст. 22.2 Закона.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России в соответствии с п. 15 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", на дату проведения наличных расчетов (п. 4 Указания ЦБ РФ от 09.12.2019 N 5348-У, письмо УФНС России по г. Москве от 10.06.2020 N 20-21/093682@). При этом ведомства отмечают, что расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами (Письмо Банка России от 02.07.2002 N 85-Т, МНС РФ от 01.07.2002 N 24-2-02/252).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России в соответствии с п. 15 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", на дату проведения наличных расчетов (п. 4 Указания ЦБ РФ от 09.12.2019 N 5348-У, письмо УФНС России по г. Москве от 10.06.2020 N 20-21/093682@). При этом ведомства отмечают, что расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами (Письмо Банка России от 02.07.2002 N 85-Т, МНС РФ от 01.07.2002 N 24-2-02/252).
Готовое решение: Как учесть в налоге на прибыль проценты по контролируемой задолженности
(КонсультантПлюс, 2026)Размер контролируемой задолженности в иностранной валюте определяйте по курсу Банка России на последний день отчетного (налогового) периода (п. п. 3, 4 ст. 269 НК РФ, п. 1 Письма Минфина России от 03.09.2020 N 03-03-06/1/77288).
(КонсультантПлюс, 2026)Размер контролируемой задолженности в иностранной валюте определяйте по курсу Банка России на последний день отчетного (налогового) периода (п. п. 3, 4 ст. 269 НК РФ, п. 1 Письма Минфина России от 03.09.2020 N 03-03-06/1/77288).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указание Центрального банка РФ от 3 октября 2022 г. N 6290-У "О порядке установления и опубликования Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указание Центрального банка РФ от 3 октября 2022 г. N 6290-У "О порядке установления и опубликования Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю".
Вопрос: Каковы особенности обложения НДС экспорта товара в Азербайджан?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2026)Для расчета налоговой базы по операциям в валюте следует применять курс Банка России на дату составления первого по времени первичного документа, оформленного на покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.04.2020 N 03-07-08/29314).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2026)Для расчета налоговой базы по операциям в валюте следует применять курс Банка России на дату составления первого по времени первичного документа, оформленного на покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.04.2020 N 03-07-08/29314).
Корреспонденция счетов: Организация приобрела у иностранного поставщика объект основных средств (ОС) и ввезла его на территорию РФ из государства, не являющегося членом ЕАЭС, для использования в производственной деятельности. Согласно условиям контракта организация осуществляет 100%-ную предоплату поставщику объекта ОС в размере 15 000 долл. США. Как отразить в учете данные операции?..
(Консультация эксперта, 2026)По завершении капвложений, т.е. в момент, когда объект приведен в состояние, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях, он включается в состав основных средств (п. 18 ФСБУ 26/2020).
(Консультация эксперта, 2026)По завершении капвложений, т.е. в момент, когда объект приведен в состояние, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях, он включается в состав основных средств (п. 18 ФСБУ 26/2020).
Вопрос: Каковы особенности обложения НДС экспорта товара на Украину?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2026)Для расчета налоговой базы по операциям в валюте следует применять курс ЦБ на дату составления первого по времени первичного документа, оформленного на покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.04.2020 N 03-07-08/29314).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2026)Для расчета налоговой базы по операциям в валюте следует применять курс ЦБ на дату составления первого по времени первичного документа, оформленного на покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.04.2020 N 03-07-08/29314).
Вопрос: Каковы особенности обложения НДС экспорта товара в Китай?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2026)Для расчета налоговой базы по операциям в валюте следует применять курс Банка России на дату составления первого по времени первичного документа, оформленного на покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.04.2020 N 03-07-08/29314).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2026)Для расчета налоговой базы по операциям в валюте следует применять курс Банка России на дату составления первого по времени первичного документа, оформленного на покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.04.2020 N 03-07-08/29314).
Готовое решение: Надо ли учитывать при применении УСН доходы и расходы в виде курсовых разниц
(КонсультантПлюс, 2026)разницу, возникающую в случае продажи валюты по курсу выше курса Банка России на дату перехода права собственности на валюту, включайте в доходы (п. 1 ст. 346.15, п. 2 ч. 2 ст. 250 НК РФ, Письма Минфина России от 22.06.2021 N 03-11-06/2/48987, от 15.01.2020 N 03-11-11/1310, от 28.08.2015 N 03-11-09/49620, от 11.12.2015 N 03-11-06/2/72886);
(КонсультантПлюс, 2026)разницу, возникающую в случае продажи валюты по курсу выше курса Банка России на дату перехода права собственности на валюту, включайте в доходы (п. 1 ст. 346.15, п. 2 ч. 2 ст. 250 НК РФ, Письма Минфина России от 22.06.2021 N 03-11-06/2/48987, от 15.01.2020 N 03-11-11/1310, от 28.08.2015 N 03-11-09/49620, от 11.12.2015 N 03-11-06/2/72886);