Кто утверждает проект рекультивации
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто утверждает проект рекультивации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию" Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую""Из изложенных норм следует, что действующим законодательством допускается перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случае добычи на земельном участке полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Использование земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ"Поскольку карьер по добыче песка не подпадает под перечень объектов, указанных, в пункте 2 статьи 78 ЗК РФ, то недропользование без перевода земель в иную категорию является невозможным. Общество, исполняя обязанность по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, предприняло все необходимые меры по обеспечению перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности; в отношении участка утвержден проект рекультивации земель."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести рекультивацию земель
(КонсультантПлюс, 2025)5.3. Как утвердить проект рекультивации земель
(КонсультантПлюс, 2025)5.3. Как утвердить проект рекультивации земель
Статья: Перевод земель промышленности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- перевод земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- перевод земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 N 781
"Об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель"30. Лицо, обеспечивающее рекультивацию земель (лицо, обеспечивающее консервацию земель), утверждает проект рекультивации земель (проект консервации земель) не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления уведомления о согласовании такого проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и в течение 10 рабочих дней направляет способами, указанными в пункте 20 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) лицу, согласовавшему проект рекультивации земель (проект консервации земель), а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:
"Об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель"30. Лицо, обеспечивающее рекультивацию земель (лицо, обеспечивающее консервацию земель), утверждает проект рекультивации земель (проект консервации земель) не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления уведомления о согласовании такого проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и в течение 10 рабочих дней направляет способами, указанными в пункте 20 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) лицу, согласовавшему проект рекультивации земель (проект консервации земель), а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- в случае если лицо, причинившее вред окружающей среде, впоследствии, действуя добросовестно, осуществляет меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, в удовлетворении иска о возмещении вреда в денежной форме может быть отказано;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- в случае если лицо, причинившее вред окружающей среде, впоследствии, действуя добросовестно, осуществляет меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, в удовлетворении иска о возмещении вреда в денежной форме может быть отказано;
Статья: Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении восстановления окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)Для восстановления функциональности почвы применяются как частноправовые, так и публично-правовые средства. Мероприятия по предупреждению ухудшения качества земель и восстановлению их плодородия осуществляются, как правило, на основе утвержденного проекта рекультивации (или мелиорации) земель. Порядок и особенности проведения рекультивации земель регламентирован Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель". В юридической практике договор на выполнение работ по рекультивации нарушенных земель рассматривается как разновидность договора подряда. Предметом такого договора является проведение комплекса работ по рекультивации земельного участка в соответствии с проектной документацией, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, до состояния, соответствующего требованиям действующего законодательства. Рекультивация включает технологические операции, направленные на создание плодородного или потенциально плодородного слоя почвы и создание условий, необходимых для существования растительного покрова.
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)Для восстановления функциональности почвы применяются как частноправовые, так и публично-правовые средства. Мероприятия по предупреждению ухудшения качества земель и восстановлению их плодородия осуществляются, как правило, на основе утвержденного проекта рекультивации (или мелиорации) земель. Порядок и особенности проведения рекультивации земель регламентирован Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель". В юридической практике договор на выполнение работ по рекультивации нарушенных земель рассматривается как разновидность договора подряда. Предметом такого договора является проведение комплекса работ по рекультивации земельного участка в соответствии с проектной документацией, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, до состояния, соответствующего требованиям действующего законодательства. Рекультивация включает технологические операции, направленные на создание плодородного или потенциально плодородного слоя почвы и создание условий, необходимых для существования растительного покрова.
Статья: Налоговый учет расходов на рекультивацию земель
(Сергеева И.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 3)Рекультивация земель проводится на основании разработанного и утвержденного уполномоченным органом проекта (п. 3, 8 Правил рекультивации).
(Сергеева И.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 3)Рекультивация земель проводится на основании разработанного и утвержденного уполномоченным органом проекта (п. 3, 8 Правил рекультивации).
Статья: Земельно-правовое регулирование как инструмент обеспечения пользования недрами
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Так, согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" сельскохозяйственные угодья и земельные участки в их границах, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, переводятся в другую категорию в исключительных случаях, среди которых назван случай, связанный с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (статья 7). На основании статьи 11 этого Закона возможен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. К числу таковых могут быть отнесены объекты, необходимые для осуществления пользования недрами. Но в этой ситуации потребуется обоснование их государственного или муниципального значения.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Так, согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" сельскохозяйственные угодья и земельные участки в их границах, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, переводятся в другую категорию в исключительных случаях, среди которых назван случай, связанный с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (статья 7). На основании статьи 11 этого Закона возможен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. К числу таковых могут быть отнесены объекты, необходимые для осуществления пользования недрами. Но в этой ситуации потребуется обоснование их государственного или муниципального значения.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (п. 2 ст. 78 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (п. 2 ст. 78 ЗК РФ).
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Осталось неизменным положение п. 2 ст. 78 ЗК РФ о том, что использование земель сельскохозяйственного назначения или участков в составе таких земель для сооружения или обслуживания линейных сооружений на основании публичного сервитута допускается лишь при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель без перевода данных земель в земли иных категорий. Но при определении цели публичного сервитута использован обычный прием бланкетных норм - вместо перечисления целей сделана отсылка к целям, уже предусмотренным в подп. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ.
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Осталось неизменным положение п. 2 ст. 78 ЗК РФ о том, что использование земель сельскохозяйственного назначения или участков в составе таких земель для сооружения или обслуживания линейных сооружений на основании публичного сервитута допускается лишь при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель без перевода данных земель в земли иных категорий. Но при определении цели публичного сервитута использован обычный прием бланкетных норм - вместо перечисления целей сделана отсылка к целям, уже предусмотренным в подп. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации. Поэтому недопустимо приступать к рекультивации земель до утверждения такого проекта.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации. Поэтому недопустимо приступать к рекультивации земель до утверждения такого проекта.
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Если осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых образуют отдельный вид использования лесов и осуществляются, следовательно, непосредственно на землях, на которых расположены леса (ст. 21, 25, 43 Лесного кодекса Российской Федерации <9>, далее - ЛК РФ), то правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения осуществление видов пользования недрами не предусмотрено. В этом случае земельные участки должны быть переведены в иную категорию земель (обычно - в категорию земель промышленности и иного специального назначения). В такой ситуации обеспечению сохранности плодородного слоя почвы, который до перевода в другую категорию находился на соответствующих земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения, полагаем, служит норма ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <10>. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в связи с необходимостью добычи полезных ископаемых обусловлен обязательным наличием утвержденного проекта рекультивации земель.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Если осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых образуют отдельный вид использования лесов и осуществляются, следовательно, непосредственно на землях, на которых расположены леса (ст. 21, 25, 43 Лесного кодекса Российской Федерации <9>, далее - ЛК РФ), то правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения осуществление видов пользования недрами не предусмотрено. В этом случае земельные участки должны быть переведены в иную категорию земель (обычно - в категорию земель промышленности и иного специального назначения). В такой ситуации обеспечению сохранности плодородного слоя почвы, который до перевода в другую категорию находился на соответствующих земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения, полагаем, служит норма ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <10>. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в связи с необходимостью добычи полезных ископаемых обусловлен обязательным наличием утвержденного проекта рекультивации земель.
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)2) должен ли быть утвержден проект рекультивации на момент заключения договора, или необходимо прописывать в договоре только обязанность и сроки его подготовки и утверждения?
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)2) должен ли быть утвержден проект рекультивации на момент заключения договора, или необходимо прописывать в договоре только обязанность и сроки его подготовки и утверждения?
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Но это не единственная проблема, спровоцированная Законом о переводе земель. Как вытекает из его положений, без проекта рекультивации перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности невозможен, и суды, исходя из этого, признают отказ в переводе обоснованным. Так, Арбитражный суд Поволжского округа <32> отказался признать неправомерным отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка недропользователю, поскольку земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу ст. 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением. В обоснование своего отказа суд сослался на п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель, согласно которому перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. К аналогичному выводу приходят и другие суды <33>. Вместе с тем согласно п. 3 Правил проведения рекультивации <34> разработка проекта рекультивации обеспечивается лицами, у которых имеется правоустанавливающий документ на земельный участок. Это вполне естественно.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Но это не единственная проблема, спровоцированная Законом о переводе земель. Как вытекает из его положений, без проекта рекультивации перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности невозможен, и суды, исходя из этого, признают отказ в переводе обоснованным. Так, Арбитражный суд Поволжского округа <32> отказался признать неправомерным отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка недропользователю, поскольку земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу ст. 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением. В обоснование своего отказа суд сослался на п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель, согласно которому перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. К аналогичному выводу приходят и другие суды <33>. Вместе с тем согласно п. 3 Правил проведения рекультивации <34> разработка проекта рекультивации обеспечивается лицами, у которых имеется правоустанавливающий документ на земельный участок. Это вполне естественно.